Александр 1_задания ФИПИ
1. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.С. Батенькова и укажите государственного деятеля, о котором идёт речь. «Граф имел обширную и непреклонную волю...Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие». |
| 1) | М.М. Сперанский | | 2) | А.А. Аракчеев | | 3) | Д.А. Милютин | | 4) | А.Х. Бенкендорф | |
2. Попытки преобразования государственного устройства и учреждение Государственного Совета, открытие Царскосельского лицея, предоставление широкой автономии университетам произошли во время царствования |
| 1) | Павла I | | 2) | Александра I | | 3) | Николая I | | 4) | Александра II | |
3. Расположите в хронологическом порядке следующие события. |
| | |
| 1) | присоединение России к континентальной блокаде | 2) | участие России в Семилетней войне | 3) | «Великое посольство» в Европу | 4) | участие России в разделах Польши | |
4. Какой из перечисленных манифестов был подписан императором в 1810 г.? |
| 1) | об изгнании неприятеля из России и окончании Отечественной войны | | 2) | об учреждении Государственного совета | | 3) | о незыблемости самодержавия | | 4) | «Об усовершенствовании государственного порядка» | |
5. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние |
| 1) | идей славянофильства | | 2) | теории официальной народности | | 3) | идей Просвещения | | 4) | теории общинного социализма | |
6. Когда Финляндия вошла в состав Российской империи? |
| 1) | в 1720-е гг. | | 2) | в 1780-е гг. | | 3) | в 1800-е гг. | | 4) | в 1820-е гг. | |
7. Как назывался учреждённый в 1810 г. высший законосовещательный орган Российской империи? |
| 1) | Верховная распорядительная комиссия | | 2) | Государственная дума | | 3) | Государственный совет | | 4) | Верховный тайный совет | |
8. Установите соответствие между императорами и государственными актами, принятыми в годы их правления: |
| ИМПЕРАТОРЫ | | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТЫ | А) | Пётр III | Б) | Павел I | В) | Александр I | | | 1) | указ о наследовании престола | 2) | манифест о создании Государственного совета | 3) | манифест о вольности дворянской | 4) | манифест о незыблемости самодержавия | | |
9. Установите соответствие между императорами и народными выступлениями, произошедшими в годы их правления |
| ИМПЕРАТОРЫ | | НАРОДНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ | А) | Пётр I | Б) | Екатерина II | В) | Александр I | | | 1) | восстание под предводительством Е. Пугачёва | 2) | Соловецкое восстание | 3) | восстание под предводительством К. Булавина | 4) | восстания военных поселенцев | | |
10. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Число текстильных предприятий в России в 1825–1850 гг. Название предприятий | 1825 г. | 1850 г. | Предприятий | Рабочих | Предприятий | Рабочих | Суконные | | 63 603 | | 81 359 | Бумаготкацкие | | 47 021 | | 79 038 | Полотняные | | 26 832 | | 14 440 | |
| НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ | А) | В период 1825–1850 гг. увеличилось количество | Б) | В период 1825–1850 гг. в наибольшей степени сократилось количество | В) | Численность рабочих на бумаготкацких предприятиях | | | 1) | суконных предприятий | 2) | бумаготкацких предприятий | 3) | полотняных предприятий | 4) | выросла более значительно, чем на суконных предприятиях | 5) | выросла менее значительно, чем на суконных предприятиях | | |
11. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Промышленные предприятия в России в 1804 и 1850 гг. Год | Полотняные предприятия | Рабочие | Сахарные предприятия | Рабочие | | | 23 711 | | | | | 14 440 | | 37 383 | |
| НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ | А) | С 1804 по 1850 г. общее число рабочих, занятых на полотняных фабриках, | Б) | Число сахарных предприятий в первой половине XIX в. | В) | В 1804 г. в среднем менее 20 рабочих трудилось на | | | 1) | увеличилось вдвое | 2) | сократилось | 3) | выросло примерно в 50 раз | 4) | полотняном предприятии | 5) | сахарном предприятии | | |
12. Прочтите отрывок из донесения и укажите год, когда оно было составлено. «Осмелюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение по Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод». |
| 1) | 1805 г. | | 2) | 1812 г. | | 3) | 1814 г. | | 4) | 1825 г. | |
| 13. Данная медаль была выпущена в России в память о событиях 1805 г. 1807 г. 1814 г. 1856 г. | |
Какие из перечисленных территорий вошли в состав Российской империи в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории
| 1) | Средняя Азия | | 2) | Белоруссия | | 3) | Финляндия | | 4) | Бессарабия | | 5) | Крым | |
15. Укажите руководителей партизанских отрядов во время Отечественной войны 1812 г. |
| 1) | И.С. Дорохов, Д.В. Давыдов | | 2) | М.И. Платов, Н.Н. Раевский | | 3) | А.А. Тучков, П.П. Коновницын | | 4) | П.И. Багратион, А.П. Тормасов | |
| Рассмотрите схему одного из этапов Отечественной войны 1812 г. 16. Населённым пунктом, обозначенным на схеме цифрой «1», является Бородино Тарутино Фили Царёво Займище | |
17. Запишите термин, о котором идёт речь. «Созданные в начале XIX в. органы центрального управления, имевшие единоличных руководителей, подчинявшихся непосредственно императору».
18. Запишите термин, о котором идёт речь. «Неофициальный совещательный орган, круг личных друзей императора, работавший в начале правления Александра I и помогавший ему проводить реформы».
19. Запишите термин, о котором идёт речь. «Центральные государственные учреждения, созданные Александром I в 1802 – 1811 гг., основанные на принципе единоначалия и ведавшие отдельными отраслями управления в масштабе страны».
| 20. В 1812 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой I II III IV 21. В 1815 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой I II III IV 22. В 1809 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой I II III IV 23. Решение о вхождении в состав Российской империи территории, обозначенной на схеме цифрой II, было принято на международном конгрессе в Берлине, Вене, Лондоне, Париже |
24. Какие из перечисленных мероприятий содержала реформа органов государственной власти и управления императора Александра I? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия |
| 1) | созыв Государственной думы | | 2) | образование министерств | | 3) | учреждение Государственного совета | | 4) | создание III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии | | 5) | упразднение Сената | |
25. Укажите пропущенное слово. «Учебное заведение, имевшее близкую к университетской программу. Было основано в России в 1810 г. и называлось Царскосельский _______________».
26. Расположите в хронологическом порядке следующие события. |
1) | присоединение России к континентальной блокаде | 2) | битва при Аустерлице | 3) | Венский конгресс | 4) | изгнание войск Наполеона из России | | |
27. Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории. |
| 1) | Западная Сибирь | | 2) | Прибалтика | | 3) | герцогство Варшавское | | 4) | Финляндия | | 5) | Крым | |
28. В ходе реформы системы народного просвещения, проведённой при Александре I, |
| 1) | была предоставлена широкая автономия университетам | | 2) | запрещалась деятельность студенческих организаций | | 3) | открылись первые образовательные учреждения для женщин | | 4) | стали создаваться цифирные школы для лиц всех сословий | |
| 29. Расположите в хронологическом порядке следующие события | |
| | | |
| 1) | учреждение коллегий | 2) | издание жалованной грамоты дворянству | 3) | создание Верховного тайного совета | 4) | учреждение Государственного совета Российской империи | |
| 30. Расположите следующие территории в хронологическом порядке их вхождения в состав Российского государства. | |
| | | |
| 1) | побережье Балтийского моря от Риги до Выборга | 2) | Казанское ханство | 3) | Правобережная Украина | 4) | Финляндия | |
31. Установите соответствие между монархами и их сподвижниками |
| МОНАРХИ | | СПОДВИЖНИКИ | А) | Анна Иоанновна | Б) | Елизавета Петровна | В) | Александр I | | | 1) | И.И. Шувалов | 2) | Э.И. Бирон | 3) | А.А. Аракчеев | 4) | А.Д. Меншиков | | |
32. Какие из перечисленных сражений произошли во время Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке два сражения. |
| 1) | битва при Аустерлице | | 2) | бой у д. Лесной | | 3) | штурм Измаила | | 4) | сражение под Малоярославцем | | 5) | Бородинское сражение | |
33. Кто из перечисленных государственных деятелей входил в состав Негласного комитета при императоре Александре I? Найдите в приведённом списке двух деятелей. |
| 1) | В.П. Кочубей | | 2) | А.А. Чарторыйский | | 3) | Е.Ф. Канкрин | | 4) | М.М. Сперанский | | 5) | А.А. Аракчеев | |
34. Кто из перечисленных государственных деятелей входил в состав Негласного комитета при императоре Александре I? Найдите в приведённом списке двух деятелей. |
| 1) | Н.Н. Новосильцев | | 2) | П.А. Строганов | | 3) | П.Д. Киселёв | | 4) | М.М. Сперанский | | 5) | А.А. Аракчеев | |
35. Какие из перечисленных органов власти созданы в период правления Александра I? Выберите два ответа |
| 1) | министерства | | 2) | Уложенная комиссия | | 3) | Государственный совет | | 4) | Верховный тайный совет | | 5) | Святейший Синод | |
36. Кто из перечисленных государственных деятелей был связан с разработкой проектов преобразования государственного устройства России в период правления Александра I? Найдите в приведённом списке двух деятелей. |
| 1) | Н.Н. Новосильцев | | 2) | А.Х. Бенкендорф | | 3) | Д.А. Милютин | | 4) | М.М. Сперанский | | 5) | П.Д. Киселёв | |
37. Какие из перечисленных сражений произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке два сражения. |
| 1) | Полтавская битва | | 2) | штурм Плевны | | 3) | битва при Аустерлице | | 4) | сражение на реке Березина | | 5) | Смоленское сражение | |
38. Какие из перечисленных органов власти были созданы в первой четверти XIX в.? Выберите два ответа |
| 1) | министерства | | 2) | Святейший Синод | | 3) | Государственный совет | | 4) | Государственная дума | | 5) | Правительствующий сенат | |
39. Кто из перечисленных деятелей был участником Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке двух участников. |
| 1) | М.Д. Скобелев | | 2) | П.С. Нахимов | | 3) | П.И. Багратион | | 4) | Н.Н. Раевский | | 5) | А.М. Горчаков | |
40. Кто из перечисленных военачальников командовал русской армией во время Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке двух военачальников. |
| 1) | М.И. Кутузов | | 2) | М.Б. Барклай де Толли | | 3) | М.Д. Скобелев | | 4) | А.В. Суворов | | 5) | П.А. Румянцев | |
41. Какие из перечисленных мероприятий относятся к внутриполитической деятельности императора Александра I? Найдите в приведённом списке два мероприятия |
| 1) | учреждение министерств | | 2) | выборы в I Государственную думу | | 3) | создание III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии | | 4) | организация военных поселений | | 5) | учреждение Святейшего Синода | |
| 42. Сравните управление Российским государством при Петре I и в годы правления Александра I. Выберите черты сходства и различия. | |
| | | |
| 1) | отдельными отраслями хозяйства и управления ведали министерства | 2) | происходила реформа центрального управления | 3) | существовал Сенат | 4) | в подготовке проектов реформ значительную роль играл Негласный комитет | |
| 43. Сравните характеристики государственного устройства Российского государства в первой половине XVIII в. и в первой половине XIX в. Выберите черты сходства и различия. | |
| | | |
| 1) | самодержавная власть монарха | 2) | деление страны на губернии | 3) | существование Верховного тайного совета в качестве органа государственной власти | 4) | участие Государственного совета в подготовке проектов законов | |
44. Окончательной катастрофой для армии Наполеона в ходе войны 1812 г. стала |
| 1) | Бородинская битва | | 2) | переправа через Неман | | 3) | переправа через Березину | | 4) | битва за Смоленск | |
45. Какое из перечисленных событий произошло 26 августа (7 сентября) 1812 г.? |
| 1) | битва за Смоленск | | 2) | сражение у Бородино | | 3) | сражение под Малоярославцем | | 4) | сражение у деревни Салтановка | |
46. Прочитайте отрывок из донесения и укажите его автора. «Осмелюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение по Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод». |
| 1) | М.Б. Барклай де Толли | | 2) | М.И. Кутузов | | 3) | П.И. Багратион | | 4) | Д.В. Давыдов | |
47. Какое из перечисленных тайных обществ возникло в 1821 г.? |
| 1) | Союз спасения | | 2) | Союз благоденствия | | 3) | Южное общество | | 4) | Общество соединённых славян | |
48. Кто из перечисленных лиц занимался организацией военных поселений? |
| 1) | А.А. Аракчеев | | 2) | Г.А. Потёмкин | | 3) | Э.И. Бирон | | 4) | А.Д. Меншиков | |
49. В годы какой войны две русские армии в ходе ожесточённых боев соединились под Смоленском? |
| 1) | Семилетней 1756–1763 гг. | | 2) | Отечественной 1812 г. | | 3) | Крымской 1853–1856 гг. | | 4) | Первой мировой 1914–1918 гг. | |
50. В каком году императором Александром I был издан Манифест об окончании Отечественной войны? |
| 1) | 1812 г. | | 2) | 1814 г. | | 3) | 1815 г. | | 4) | 1820 г. | |
51. Как назывался высший законосовещательный орган Российской империи с 1810 г. по 1906 г.? |
| 1) | Синод | | 2) | Государственный совет | | 3) | Сенат | | 4) | Совет министров | |
52. Какое из перечисленных событий произошло в ходе Отечественной войны 1812 г.? |
| 1) | сражение под Малоярославцем | | 2) | сражение под Аустерлицем | | 3) | «битва народов» под Лейпцигом | | 4) | подписание Тильзитского мира | |
53. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите место сражения, о котором идёт речь. «Вот тут-то и последовало важное событие. Постигнув намерение маршалов и видя грозное движение французских сил, князь Багратион замыслил великое дело. Приказания отданы, и всё левое крыло наше по всей длине своей двинулось с места и пошло скорым шагом в штыки. Русская атака была отброшена, и Даву отвечал контратакой. Французские гренадеры 57-го полка с ружьями наперевес, не отстреливаясь, бросились на флеши. Они не отстреливались, чтобы не терять момента, и русские пули косили их. “Браво, браво!” – с восторгом перед храбростью врага крикнул навстречу 57-му полку князь Багратион. Град картечи ударил с французской батареи в русских защитников флешей. В этот момент в Багратиона попал осколок ядра…» |
| 1) | Аустерлиц | | 2) | Бородино | | 3) | Малоярославец | | 4) | Смоленск | |
54. К какому сословию относились представители декабристского движения? |
| 1) | крестьянство | | 2) | мещане | | 3) | дворянство | | 4) | купечество | |
55. Какое из перечисленных событий произошло раньше других? |
| 1) | присоединение Финляндии к России | | 2) | восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге | | 3) | окончание строительства первой железной дороги в России | | 4) | издание жалованной грамоты дворянству | |
56. Укажите сражение, которое относится к Отечественной войне 1812 г. |
| 1) | Аустерлицкое сражение | | 2) | Бородинское сражение | | 3) | битва под Лейпцигом | | 4) | битва при Ватерлоо | |
57. Укажите императора, к которому были обращены слова выпускника Царскосельского лицея 1817 г. А. Дельвига: «Тебе, наш царь, благодаренье! Ты сам нас, юных, съединил И в сём святом уединенье На службу музам посвятил». |
| 1) | Павел I | | 2) | Александр I | | 3) | Николай I | | 4) | Александр II | |
58. А.С. Пушкин, И.И. Пущин, А.М. Горчаков получили образование в |
| 1) | Московском университете | | 2) | Царскосельском лицее | | 3) | Петербургском университете | | 4) | Славяно-греко-латинской академии | |
59. После Смоленского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года главнокомандующим русской армией стал |
| 1) | П.И. Багратион | | 2) | М.Б. Барклай де Толли | | 3) | М.И. Кутузов | | 4) | император Александр I | |
60. Бессарабия была присоединена к России по итогам русско-турецкой войны проходившей в |
| 1) | 1804–1813 гг. | | 2) | 1806–1812 гг. | | 3) | 1828–1829 гг. | | 4) | 1853–1856 гг. | |
61. Прочтите отрывок из воспоминаний И.Д. Якушкина и укажите название организации, о создании которой идёт речь. «Один раз, Трубецкой и я были у Муравьёвых, Матвея и Сергея; к ним приехали Александр и Никита Муравьёвы с предложением составить тайное общество, цель которого должна была состоять в противодействии немцам, находящимся в русской службе. …После некоторых прений Александр признался, что предложение составить общество против немцев было только пробным, что сам он, Никита и Трубецкой условились ещё прежде составить общество, цель которого была в обширном смысле благо России. Таким образом, положено было основание Тайному обществу, которое существовало, может быть, не совсем бесплодно для России». |
| 1) | Северное общество | | 2) | Общество соединённых славян | | 3) | Южное общество | | 4) | Непременный совет | |
62. Запишите термин, о котором идёт речь.Введённая в 1804 г. самостоятельность высшего учебного заведения в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной деятельности в соответствии с уставом, называется университетская __________________. 63. Запишите термин, о котором идёт речь. Явление, получившее широкое распространение в России во второй половине XVIII – первой половине XIX вв., связанное с уходом крепостных крестьян на заработки. 64. Запишите термин, о котором идёт речь. ________________ – это особая организация войск в Российской империи, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством, учреждённая при Александре I и существовавшая до 1857 г. 65. Запишите пропущенное слово. На протяжении XVIII – первой половины XIX в. государственные и дворцовые крестьяне, прикреплённые к казённым заводам, работающие на них вместо уплаты подати, назывались ______________ крестьянами. | 66. На схеме изображены события, которые произошли в годы правления Павла I Александра I Николая I Александра II 67. На схеме изображены события, которые произошли в 1805 г. 1807 г. 1812 г. 1813 г. | |
68. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Экспорт хлеба из России в 1820–1840 гг. Годы | 1826–1830 гг. | 1831–1835 гг. | 1836–1840 гг. | Стоимость вывезенного хлеба, млн руб. | 226,8 | 222,0 | 308,3 | Доля в стоимости всего экспорта, в % | 15,7 | 15,4 | 14,8 | |
| НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ | А) | Доля хлеба в стоимости российского экспорта в данный период | Б) | Наибольший объём экспорта хлеба наблюдался в | В) | Доля хлеба в стоимости российского экспорта была наибольшей в | | | 1) | 1836–1840 гг. | 2) | росла | 3) | 1826–1830 гг. | 4) | сокращалась | 5) | 1831–1835 гг. | | |
69. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Государственные расходы Российской империи в 1844–1846 гг.(млн руб.) Годы | Расходы | военного министерства | министерства иностранных дел | министерства народного просвещения | | 61,979 | 2,084 | 2,771 | | 67,485 | 1,938 | 2,787 | |
| НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ | А) | В наибольшей степени в данный период выросли расходы | Б) | Расходы министерств, представленных в таблице, | В) | Наименьшими в 1846 г. были расходы | | | 1) | военного министерства | 2) | росли | 3) | министерства иностранных дел | 4) | как росли, так и сокращались | 5) | министерства народного просвещения | | | |
70. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.Оборот морской внешней торговли России в 1803 г., млн руб. | Балтийское море | Чёрное и Азовское моря | Белое море | Каспийское море | Вывоз | | 4,9 | 4,8 | 0,1 | Ввоз | | 2,9 | 0,5 | 0,8 | |
| НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ | А) | Через Балтийское море осуществлялся, главным образом, | Б) | Наименьшее количество товаров ввозилось через порты | В) | Второе место по общему обороту товаров занимали порты | | | 1) | вывоз товаров из России | 2) | ввоз товаров в Россию | 3) | Каспийского моря | 4) | Чёрного и Азовского морей | 5) | Белого моря | | |
71. Сравните черты организации и деятельности коллегий XVIII в. и министерств XIX в. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства и различия. |
| 1) | преимущественно отраслевой принцип организации | 2) | непосредственное подчинение императору | 3) | персональная ответственность руководителей | 4) | совещательный порядок решения дел | |
72. Сравните содержание внешней политики Петра I и Александра I. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства и различия. | |
| | | |
| 1) | борьба с вторгнувшимися в страну иностранными войсками | 2) | борьба за превращение России в морскую державу | 3) | военные действия против Персии | 4) | участие России в антифранцузских коалициях | |
| 73. Сравните содержание внешней политики Павла I и Александра I. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства и различия. | |
| | | |
| 1) | участие России в антифранцузских коалициях | 2) | борьба с вторгнувшимися в страну захватчиками | 3) | подписание акта о создании «Священного союза монархов и народов» | 4) | напряжённые отношения России с Англией | |
74. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и назовите войну, о которой идёт речь. «Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов».
75. Прочтите отрывок из отчёта о военном совете и напишите, где он состоялся. «Сентября 1. Армия отступила к Москве, расположилась лагерем (…) Фельдмаршал, предоставя Военному совету положение армии, просил мнения каждого из членов на следующие вопросы: ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения? На сие генерал Барклай-де-Толли отвечал, что (…) сражения принять невозможно и что лучше отступить (…) Генерал Беннигсен, выбравший позицию перед Москвою (…) предлагал ожидать в оной неприятеля и дать сражение. Генерал Дохтуров был сего же мнения.
Генерал Коновницын (…) предлагал идти на неприятеля и атаковать его там, где встретят (…)
После сего фельдмаршал, обратясь к членам, сказал, что с потерей Москвы не потеряна ещё Россия и что первою обязанностью поставляет он сберечь армию (…)»