Тема 13. Изменения в государственном и общественном строе Российской империи в начале XX в
1. Изменения в государственном строе. Издание Манифеста 17 октября 1905 г. Провозглашение политических и гражданских прав и свобод и проблема их реализации. Изменение статуса Совета Министров.
2. Создание парламента в России. Преобразование Государственного совета. Учреждение Государственной думы. Избирательное законодательство. Место парламента в государственном строе Российской империи.
3. Система правоохранительных органов.
Вопросы и задания
1. Укажите законодательные акты 1905 – 1917 гг., регламентировавшие порядок выборов в Государственную думу.
2. Перечислите категории лиц, которые избирательный закон прямо не допускал до участия в выборах («отрицательные условия» участия в выборах).
3. Охарактеризуйте выборы в Государственную думу по следующим критериям: равные, прямые, всеобщие, тайные, свободные.
4. Дайте общую характеристику структуре парламента Российской Империи.
5. Укажите предметы ведения Государственной думы. Можно ли назвать этот перечень исчерпывающим?
6. Укажите предметы ведения Государственного совета.
7. Изложите порядок рассмотрения законов в Государственной думе (чтения, сроки, внесение поправок и т.д.). Какие вопросы имели особый порядок?
8. Сформулируйте собственное определение «парламента» и укажите те его признаки, которые, на ваш взгляд, кажутся необходимыми. Обладал ли российский парламент 1906 – 1917 гг. этими признаками?
9. 19 августа 1906 года в России были учреждены военно-полевые суды. В каком порядке был принят законодательный акт об их учреждении? Какая судьба ожидала его в соответствии с Основными государственными законами 1906 года?
Литература
1. Государственная дума. 1906-1917: Стенографические отчеты: В 4 т.- М., 1995.
2. Горин А.Г. Из истории реформы Сената России в начале XX века / А.Г. Горин // Советское государство и право. 1986. №6.
3. Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917): механизм функционирования / В.А. Демин. М., 1996.
4. История государственного управления в России / Под общ. ред. Р.Г. Пихои.М., 1997.
5. Карасев А.Т. Становление парламентаризма в России (1905-07 гг.) / А.Т. Карасев // Российский юридический журнал. 2002. №4.
6. Корнев В.Н. Проблемы конституционализма в русском либеральном государствоведении начала XX века / В.Н. Корнев // Правоведение. 2001. № 3.
7. Кравец И.А. Правовой статус «народных представителей» в думский период российской истории (1906 – февраль 1917 г.) / И.А. Кравец // Правоведение. 2001. №1.
8. Левина М.И. Первая российская декларация прав и свобод: мечты и реальность (историко-правовой аспект) / М.И. Левина // Государство и право. 1995. № 11.
9. Лузин В.В. К вопросу о форме правления в России в начале XX века / В.В. Лузин // Вестн. МГУ. Серия 11. Право. 1994. № 1
10. Макаров С.В. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905 г. / С.В. Макаров // Правоведение. 1996. №1.
11. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций/ Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1994.
12. Сенцов А.А. Развитие формы русского государства в начале XX в./ А.А. Сенцов // Правоведение. 1990. № 9.
13. Становление российского парламентаризма начала XX века / Под ред. Н.Б. Селунской. М., 1996.
14. Юртаева Е.А. Государственный совет в России (1906-1917 гг.) / Е.А. Юртаева // Государство и право. 1996. № 4.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса рассмотрите содержание Манифеста от 17 октября 1905 г. Какие гражданские и политические права и свободы были предоставлены гражданам Российской империи. Далее следует изучить гл. 2 Основных государственных законов Российской империи «О правах и обязанностях российских подданных». [ РЗ, т.9] Выделите личные и политические права российских подданных, а также определить статус иностранцев.
Обратите внимание на проводимую реформу исполнительной власти. Основными объектами реформирования стали Совет министров и Комитет министров. Решался вопрос о подчиненности исполнительной власти – принимаемые меры должны были не допустить создания правительства, ответственного перед депутатами, как это было в странах со сложившимися парламентскими традициями. Будучи вне контроля со стороны законодательного органа, председатель Совета министров находился в полной зависимости от монарха. Только император мог назначать и смещать его и членов кабинета. По усмотрению царя Совет министров мог собираться под его собственным председательством. За монархом оставалось право изменения любого решения правительства. Целый ряд важнейших вопросов — дела по ведомству императорского двора и уделов, государственной обороны и внешней политики — изымались из компетенции Совета.
Ведению обновленного Совета министров подлежали дела трех категорий. К первой группе относились дела высшего государственного управления: первоначальные предположения министерств и главноуправляющих по вопросам законов, имеющим государственную важность; дела, по которым нужно общее собрание или содействие разных министерств; издаваемые министрами циркуляры, имеющие государственное значение; все дела, назначенные к обсуждению в Совете по высочайшему повелению и др.
Вторая категория дел была связана с чрезвычайно-указным правом в порядке статьи 87 новой редакции Основных законов Российской империи, принятой в апреле 1906 г. Означенная статья придавала Совету министров законодательные функции, предусматривая возможность проводить законодательные акты через Совет министров, минуя законодательные органы.
Третью категорию дел, перешедших в ведение Совета министров после упразднения Комитета министров в апреле 1906 г., составили дела об установлении усиленной и чрезвычайной охраны, назначение местностей для лиц, приговоренных к поселению и текущие административные дела.
Далее следует остановиться на реформировании Государственного Совета. Итогом подготовительной работы по преобразованию Государственного совета в верхнюю палату парламента стало принятие серии законодательных актов в феврале 1906 г. К их числу относятся высочайший манифест «Об изменении Учреждения Государственного совета и пересмотре Учреждения Государственной думы», «Учреждение Государственного совета» и «Учреждение Государственной думы». Одновременно был опубликован высочайший указ «О переустройстве Государственного совета». [ РЗ, т.9] Изучите данные нормативные акты и определите порядок введения выборных членов в Государственный совет, его законодательные права, порядок выборов в верхнюю палату, а также ее внутреннюю структуру и порядок деятельности.
Рассмотрение истории Государственной думы следует начать с анализа Наказа Государственной думы. Определите порядок работы депутатов и принятия ими решений, укажите выборные должности в составе Госдумы, перечислите постоянные комиссии, рассмотрите функции Совещания Госдумы.
Изменения в административно-полицейском праве следует охарактеризовать на основе Временных административных правил о печати, собраниях, о союзах, митингах, забастовках 1907 г. [ РЗ, т.9] Кроме того, показать усиление карательной политики государства на основе Закона об учреждении военно-полевых судов от 19 августа 1906 г.