Урок № 64. В. Жуковский «Летний вечер». А. Кольцов «Красным полымем...».
Цели:1. Познакомить с произведениями Василия Жуковского
и Алексея Кольцова.
2. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за
ним картины.
3. Развивать умение выражать свои мысли по отношению к прочитанному, чувствовать настроение лирического произведения.
4. Учить соотносить интонацию (темп, логическое ударение, паузы, тон чтения) с содержанием читаемого.
5. Воспитывать любовь к поэтическому слову.
Как и на предыдущем уроке проверка домашнего задания будет состоять из двух частей: одни учащиеся подготовят выразительное чтение стихотворения И. Бунина, а другие — рассказа Ю. Коваля. Необходимо оценить эту работу: определить, сумели ли учащиеся передать настроение произведений; смогли ли они увидеть картины, которые изобразили авторы и высказать свое отношение к ним; аргументировали свой выбор произведения или нет. Хорошо, когда оценивать качество чтения будет не только учитель, но и ученики.
Новым материалом на уроке будут два стихотворения: «Летний вечер» В. Жуковского и «Красным полымем...» А. Кольцова.
Вначале читаем стихотворение В. Жуковского «Летний вечер». После первичного чтения — вторичное цепочкой, а затем — молча. Переходим к анализу произведения. Класс делим на группы:
1) Я чувствую
2) Я думаю
3) Я оцениваю
4) Я творю
Каждой группе учащихся дается конкретное задание: 1 — определить настроение произведения, выявить чувства автора и свои; 2 — определить количество картин, изображенных автором, найти и объяснить слова и выражения; 3 — оценить полноту описания В. Жуковским летнего вечера; 4 — подумать, какие картины дополнительно можно нарисовать к произведению.
Итак, первая группа учащихся сосредоточит внимание на настроении стихотворения. А оно насыщено теплом, спокойствием. Учащиеся говорят о том, что от стихотворения веет прохладой, что в нем высказывается благодарность солнышку, которое неустанно трудилось целый день.
Другая группа учащихся определяет количество картин в стихотворении. А их несколько: закат — «солнышко утомлено, за горы прячется оно», закат не совсем обычный — часть солнца покрыта облаком — «алым тонким облачком задёрнув лик усталый свой, уйти готово на покой».
После нахождения картин в тексте учащиеся объясняют их. Первая картина — летом солнышко встает рано, все освещает, всех обогревает, создает радостное настроение. Вторая картина — за целый день работы солнышко устало и ему хочется отдохнуть: оно прячется за тучку, а потом за гору. Дети говорят, что автор и читатели оценивают правильно работу небесного светила: «Пора ему и отдохнуть; везде ж работа...».
Третья группа учащихся, исследуя произведение В. Жуковского, заметит, что поэт создал только две картины летнего вечера, а этого, конечно же, недостаточно.
Четвертая группа учащихся предложит свои картины летнего вечера, например, люди возвращаются усталые с сенокоса; стада возвращаются с пастбищ домой; на небе появляются первые звезды и т. д.
Коллективная работа над стихотворением позволяет рассмотреть его всесторонне.
После анализа читаем стихотворение В. Жуковского «Летний вечер» выразительно, затем переходим к чтению стихотворения А. Кольцова «Красным полымем...» Читаем вслух цепочкой, молча. Работаем с текстом. Выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся: Чем понравилось стихотворение? О ком или о чем ведет разговор поэт? (Начало дня и приближение грозы). Как А. Кольцов изобразил утро? Прочитайте. Почему он пишет «красным полымем заря вспыхнула»? (Так своеобразно автор показывает восход солнца). «По лицу земли туман стелется»,— объясните это выражение. Наблюдали вы такое явление в жизни? (Чаще всего это бывает на лугу, около реки. Туман действительно стелется по земле, приобретая под лучами восходящего солнца удивительные, загадочные очертания, причем разного цвета, даже сиреневого). Что произошло, когда день вступил в свои права? Прочитайте. Что помешало быть дню солнечным, светлым? Найдите ответ в тексте. Почему о туче поэт говорит, как о живом существе? Какие слова помогают представить живым этот образ? Найдите их в тексте и прочитайте. Что происходит во время грозы? Как об этом пишет А. Кольцов? Прочитайте. Какие слова и словосочетания из устного народного творчества использует поэт? Как называются такие эпитеты: туча чёрная, ветры буйные, света белого? (устойчивые). Придумайте название стихотворению. Как вы будете выразительно читать его? Где проставите паузы, ударения, какой будет темп чтения (нарастающий, как и само явление природы).
Читаем стихотворение выразительно. Далее учитель предлагает детям вспомнить, какой дождь они видели? Всегда ли он бывает одинаковым? О каком дожде вам хотелось бы написать стихотворение? Расскажите.
Домашнее задание может быть следующим: выучить наизусть стихотворение В. Жуковского «Летний вечер». Подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца. Попробовать сочинить свое стихотворение о дожде (по желанию).