Урок № 64. В. Жуковский «Летний вечер». А. Кольцов «Красным полымем...».

Цели:1. Познакомить с произведениями Василия Жуковского

и Алексея Кольцова.

2. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за

ним картины.

3. Развивать умение выражать свои мысли по отношению к прочитанному, чувствовать настроение лирического произведения.

4. Учить соотносить интонацию (темп, логическое ударение, паузы, тон чтения) с содержанием читаемого.

5. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Как и на предыдущем уроке проверка домашнего задания будет состоять из двух частей: одни учащиеся подготовят выра­зительное чтение стихотворения И. Бунина, а другие — рассказа Ю. Коваля. Необходимо оценить эту работу: определить, сумели ли учащиеся передать настроение произведений; смогли ли они увидеть картины, которые изобразили авторы и высказать свое отношение к ним; аргументировали свой выбор произведения или нет. Хорошо, когда оценивать качество чтения будет не только учитель, но и ученики.

Новым материалом на уроке будут два стихотворения: «Летний вечер» В. Жуковского и «Красным полымем...» А. Кольцова.

Вначале читаем стихотворение В. Жуковского «Летний вечер». После первичного чтения — вторичное цепочкой, а затем — молча. Переходим к анализу произведения. Класс делим на группы:

1) Я чувствую

2) Я думаю

3) Я оцениваю

4) Я творю

Каждой группе учащихся дается конкретное задание: 1 — опре­делить настроение произведения, выявить чувства автора и свои; 2 — определить количество картин, изображенных автором, найти и объяснить слова и выражения; 3 — оценить полноту описания В. Жуковским летнего вечера; 4 — подумать, какие картины дополни­тельно можно нарисовать к произведению.

Итак, первая группа учащихся сосредоточит внимание на на­строении стихотворения. А оно насыщено теплом, спокойствием. Учащиеся говорят о том, что от стихотворения веет прохладой, что в нем высказывается благодарность солнышку, которое неустанно трудилось целый день.

Другая группа учащихся определяет количество картин в стихот­ворении. А их несколько: закат — «солнышко утомлено, за горы прячется оно», закат не совсем обычный — часть солнца покрыта облаком — «алым тонким облачком задёрнув лик усталый свой, уйти готово на покой».

После нахождения картин в тексте учащиеся объясняют их. Первая картина — летом солнышко встает рано, все освещает, всех обогревает, создает радостное настроение. Вторая картина — за целый день работы солнышко устало и ему хочется отдохнуть: оно прячется за тучку, а потом за гору. Дети говорят, что автор и читатели оценивают правильно работу небесного светила: «Пора ему и отдохнуть; везде ж работа...».

Третья группа учащихся, исследуя произведение В. Жуковского, заметит, что поэт создал только две картины летнего вечера, а этого, конечно же, недостаточно.

Четвертая группа учащихся предложит свои картины летнего вече­ра, например, люди возвращаются усталые с сенокоса; стада возвра­щаются с пастбищ домой; на небе появляются первые звезды и т. д.

Коллективная работа над стихотворением позволяет рассмо­треть его всесторонне.

После анализа читаем стихотворение В. Жуковского «Летний вечер» выразительно, затем переходим к чтению стихотворения А. Кольцова «Красным полымем...» Читаем вслух цепочкой, молча. Ра­ботаем с текстом. Выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся: Чем понравилось стихотворение? О ком или о чем ведет разговор поэт? (Начало дня и приближение грозы). Как А. Кольцов изобразил утро? Прочитайте. Почему он пишет «красным полымем заря вспыхнула»? (Так своеобразно автор показывает восход солн­ца). «По лицу земли туман стелется»,— объясните это выражение. Наблюдали вы такое явление в жизни? (Чаще всего это бывает на лугу, около реки. Туман действительно стелется по земле, приоб­ретая под лучами восходящего солнца удивительные, загадочные очертания, причем разного цвета, даже сиреневого). Что произо­шло, когда день вступил в свои права? Прочитайте. Что помешало быть дню солнечным, светлым? Найдите ответ в тексте. Почему о туче поэт говорит, как о живом существе? Какие слова помогают представить живым этот образ? Найдите их в тексте и прочитайте. Что происходит во время грозы? Как об этом пишет А. Кольцов? Прочитайте. Какие слова и словосочетания из устного народного творчества использует поэт? Как называются такие эпитеты: туча чёрная, ветры буйные, света белого? (устойчивые). Придумайте название стихотворению. Как вы будете выразительно читать его? Где проставите паузы, ударения, какой будет темп чтения (нарас­тающий, как и само явление природы).

Читаем стихотворение выразительно. Далее учитель предлагает детям вспомнить, какой дождь они видели? Всегда ли он бывает одинаковым? О каком дожде вам хотелось бы написать стихотворе­ние? Расскажите.

Домашнее задание может быть следующим: выучить наизусть стихотворение В. Жуковского «Летний вечер». Подготовиться к кон­курсу на лучшего чтеца. Попробовать сочинить свое стихотворение о дожде (по желанию).

Наши рекомендации