Что нужно, чтобы жить с умом?

Стихотворение написано в форме воображаемого диалога, в котором герой размышляет о сущности жизни. Задав вопрос в первой строфе, автор отвечает на него всем текстом стихотворения. Использование инфинитива в каждой строфе, создает определенный ритм и динамику повествования.

Жанр можно определить как послание, т.к. герой дает ряд советов читателю, причем делает он это, совмещая пожелания, как лучше себя вести в той или иной ситуации. В каждой строфе автор использует антитезу: «найти себя» и «не терять из виду», «спрашивать с себя», а не с других.

Композиция произведения содержит элемент кольцевой, т.к. начало о жизни, финал о неизбежном – настанет «час летальный».

Мудрость повествования отражена в его размышлениях: жить надо в согласии с самим собой, не избегать того, что предназначено каждому и не жалеть о том, что произошло. В данном стихотворении автор почти не использует художественных средств. Наряду с антитезой можно отметить метафору: «понять свою планиду» - найти смысл жизни; «готовым быть к отлету» - расставание с жизнью; «спокойно ставь печать» - подводить жизненные итоги. Именно метафоры создают настроение. В них отражение авторской иронии и спокойствия, потому что он не создает трагедии из того, что может произойти. Автор убежден: если жизнь прожить с умом, т.е. со смыслом, то все в порядке. Последняя строфа отражает мировосприятие Твардовского, который так по философски просто написал о жизни и смерти человека, который прожил свою жизнь не зря.

Лирика

“Я убит подо Ржевом”

“В тот день, когда окончилась война”

“Спасибо, моя родная”

“Память матери”

“Не старее твоя красота”

“Собратьям по перу”

“Вся суть в одном единственном завете“

“Я знаю, никакой моей вины”

Творчество Твардовского представлено многочисленными стихотворениями и поэмами, в каждой из которых он отразил определенную эпоху, судьбы людей, живущих в то время.

Поэмы

“Страна Муравия”

“Василий Теркин”

“Дом у дороги”

“За далью – даль”

“Теркин на том свете” (самостоятельное произведение, не является прямым продолжением поэмы “Василий Теркин”; в ней автор подвергает критике сложившийся порядок вещей после смерти Сталина)

“По праву памяти”

Своеобразие лирики

Условно все творчество поэта можно разделить на три периода: довоенный 30-е годы, военный 40-е годы, послевоенный – 50-60-е годы. Для каждого этапа характерны свои особенности.

В 30-е годы поэт вместе со всей страной переживает процесс строительства новой жизни. Его интерес сосредоточен большей частью на изображении жизни русской деревни, которая была близка и дорога ему.

Основные темы: Преобразований, Родины (как родного края), Природы. В значительной части произведений он описывает взаимоотношения людей, подчеркивает истинность народной культуры, гармонию с миром природы.

Главные герои произведений – обычные люди, например, дед Данила, представлен в нескольких стихотворениях. В основном же герои – безымянны, но легко узнаваемы уже в ранних стихотворениях. Можно отметить характерную черту: в произведениях наряду с лирическим есть и эпическое начало, т.е. рассказ о событиях в жизни людей. Лиричность подчеркнута тем, что местоимение “Я” создает образ человека, живущего среди людей и рассказывающего о его жизни. Стихотворения озаглавлены, многие из них посвящены кому-то: “Матери”, Матросу”, “Товарищу”, “Друзьям” и т.п.

Стихотворения, обращенные к матери, согреты теплотой чувства и сожалением о трудной жизни родных. Впоследствии Твардовский создаст целый цикл, который так и назвал “В память Матери” (1960 г.).

Еще одна особенность – отсутствие в стихотворениях какого-либо анализа или размышлений о сущности трагических событий, произошедших в 30-е годы (коллективизация, массовые репрессии).В условиях цензуры того времени молодой поэт не мог открыто писать о подобных темах, но позднее, в 60-е годы, он неоднократно обращается ко времени 30-х годов, считая, что должен был написать о том времени.

Во время войны Твардовский пишет много, и его стихи отличает необычайная реалистичность. Как военный корреспондент он был участником и свидетелем многих событий, что стало основой многих его стихотворений. В стихотворениях этих лет преобладает эпическое начало, т.к. поэт стремится отобразить тот или иной эпизод из жизни солдата на войне, ведь он может погибнуть в любой момент, поэтому важно оставить память о нем.

Главные темы периода – тема патриотизма, родины (как страны, которую защищает каждый), тема памяти, природы (меняется изображение пейзажа, который теперь подчеркивает разрушительную силу войны). Названия стихотворений отражают либо тему, либо отношение автора к событиям: “Рассказ танкиста”, “Земляки”, “Не дым ??? над поселком”, “Пускай до последнего часа расплаты”.

Главной целью своего творчества во время войны Твардовский считал необходимость создания образа простого русского человека, вставшего на защиту Отечества и потому в нем (человеке) проявилось все то лучшее, что присуще любому: патриотизм, мужество, стойкость, оптимизм.

Тема войны сохранилась и в послевоенном творчестве поэта. Теперь герой стихотворений не столько рассказывает о событиях, сколько размышляет о трагическом разрушении судеб многих людей, которые погибли, защищая Родину.

Одно из самых ярких стихотворений, созданных в 45-46 гг. имеет необычное название “Я убит подо Ржевом”. Повествование ведет тот, кого уже нет в живых. Теперь он везде, он часть того огромного мира, который защищал. Необычность персонажа выбрана автором не случайно, т.к. одна из главных тем послевоенного творчества – тема памяти. Погибший солдат обращается от лица таких же, как он, к будущим поколениям, призывая их помнить о прошлом, верно служить своему Отечеству, в свою очередь заботясь о будущем.

60-е годы стали для поэта временем своеобразного подведения итогов, поэтому можно отметить философскую направленность многих стихотворений. Поэт создает образ героя, осмысляющего свое место в исторической жизни страны, пытающегося определить сущность происходящего, как в своей жизни, так и в жизни других людей.

Главной темой наряду с темой памяти можно назвать тему времени, т.к. сам поэт отчетливо понимает, что причины многих событий в настоящем связаны с прошлым, когда строительство новой жизни в стране осуществлялось репрессивными методами. По мнению поэта, страх не должен руководить мыслями, чувствами, поступками человека; его униженность и рабская покорность способна принести ничем невосполнимый вред.

Размышляя о прошлом, Твардовский стремился передать новым поколениям свою тревогу и предостеречь их от возможных ошибок. Поэт был убежден, что страна и народ достойны лучшей жизни, но для достижения этого необходимо бороться за свою судьбу и уметь отстаивать свои принципы и убеждения.

Твардовский многие традиционные темы интерпретировал на протяжении всего творчества, некоторые из них выражены менее ярко. Так, например, о любви поэт пишет в основном в довоенный период, т.е. во времена своей юности, когда, вероятно, считал, что она интересна читателю. Позднее Твардовский почти не обращается к ней. Не столь широко представлена тема о поэте и поэзии, что можно объяснить: Твардовский в отличие от многих своих современников не считал поэта чем-то особенным, он такой же, как и все, лишь требования к нему выше, т.к. благодаря своему таланту он может рассказать людям о том, что их интересует.

Наши рекомендации