Сочинение по творчеству Б. Л. Пастернака
Темы сочинений:
1. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака.
2. Взаимоотношения человека и природы в творчестве Пастернака.
3. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе «Доктор Живаго».
Тезисный план сочинения:
Тема интеллигенции а революции и ее решение
в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
I. Введение
Взаимоотношения интеллигенции и революции, место интеллигенции в революции как одна из актуальных и острых тем русской литературы. Отражение этой темы в творчестве Бунина, Блока, Горького, Булгакова.
II. Основная часть
1. Пастернак и русская революция:
— восхищение революционной стихией (понимание революции близко к блоковскому);
— приоритет человеческих ценностей;
— абсолютная человеческая и творческая свобода.
2. Доктор Живаго и роман о нем:
— автобиографичность образа Юрия Живаго;
— Юрий Живаго — нравственный идеал Пастернака
— судьба независимой личности в период исторических катаклизмов;
— прославление «живой жизни», свободы, достоинства человека и неприятие насилия, догм, схем;
— смысл названия романа (и имени героя);
— выбор, сделанный героем: «Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас»;
— тема ответственности человека перед временем, перед собой, как тема выбора трагического и высокого жребия.
3. Противопоставление позиции Живаго позиции Антипова Стрельникова и героев, олицетворяющих революцию:
— герои, воплотившие в себе идеи (Микулицын, Стрельников) и стихию (Памфил Палых) революции;
— два взгляда на жизнь и историю: «вечно растущая, вечно меняющаяся, неуследимая в своих превращениях жизнь общества» (Юрий Живаго) и «материал, грубое вещество», которое необходимо переделать (Ливерий Микулицын); Живаго — человек, сохранивший «свободу души», и Стрельников, разрушивший себя, свою личность, свою душу.
III. Заключение
Роман Б. Л. Пастернака — повествование о трагедии, постигшей Россию, русскую интеллигенцию и одного из лучших ее представите лей, о неистребимости культуры.
Раздел Х. «Оттепель». Творчество А. И. Солженицына
Урок 43 (104). Литература «оттепели»
Цели урока: дать общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов; показать роль литературы в духовном обновлении общества.
Оборудование урока: портреты и произведения поэтов и писателей поры «оттепели»: Солженицына, Искандера, Стругацких, Аксенова, Окуджавы, Вознесенского, Ахмадулиной и т. д.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.
Ход урока
I. Чтение и анализ 2—3 сочинений
II. Слово учителя
В середине 50-х годов в нашей стране произошли важные исторические и социальные перемены. Этап перемен продолжался не так уж долго немногим более десяти лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. В 1954 году была опубликована повесть И. Эренбурга «Оттепель», и это название укоренилось за целым периодом жизни страны:
— Как вы думаете, какие события в стране повлияли на развитие литературного процесса, стали знаками «оттепели»?
(Во-первых, смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года, наметившем курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. Во-вторых, связанное с этим ослабление информационной «блокады».)
Происходит возвращение произведений М. Булгакова, М. Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, И. Бабеля, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Ю. Олеши. Изданные в 60-е годы произведения этих писателей до сих пор занимают важное место в семейных библиотеках. Советские люди получили возможность познакомиться с современной западной культурой, несколько десятилетий находившейся практически под запретом в Советском Союзе, за «железным занавесом». Оживилась и внутренняя культурная жизнь в разных сферах искусства: в литературе, изобразительном искусстве, театре, музыке, кино. достаточно вспомнить имена Г. Товстоногова, Д. Шостаковича, А. Тарковского. Советское искусство получает признание за рубежом.
Стали появляться новые литературные журналы, зарождались новые литературные направления, получившие условные названия «лейтенантской», «деревенской», «городской» прозы; произошел настоящий «поэтический бум», связанный, прежде всего, с именами А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадуллиной, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы; появился и быстро стал популярным жанр авторской песни, появились театры-студии, произошел взлет научной фантастики (И. Ефремов, братья Стругацкие). Вместе с тем в эти же годы была организована травля Б. Пастернака, Синявского и Даниэля, Бродского, был арестован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», разгромлена «бульдозерная выставка». Характерны слова Н. С. Хрущева (1957): «Творческая активность в сфере литературы и искусства должна быть проникнута духом борьбы за коммунизм, должна наполнять сердца бодростью, развивать социалистическую сознательность и групповую дисциплину».
Этапными произведениями этого периода стали «Судьба человека» М. Шолохова, «Районные будни» В. Овечкина, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына.
III. Аналитическая беседа по рассказу «Судьба человека»
1. Слово учителя
Выдающимся произведением Шолохова стал рассказ «Судьба человека», опубликованный в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около десяти лет.
Небольшое по объему произведение отличается колоссальной емкостью: оно воплотило часть жизни народа того периода и явилось результатом обобщения результатов творческих исканий писателей того времени. Особенностью рассказа является его поразительная правдивость, стремление автора раскрыть трагедию нашего народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.
2. Беседа по вопросам:
— Каковы особенности сюжета этого произведения?
(Сюжет рассказа строится на основе мотива узнавания. Центральная, сюжетная часть произведения несколько отличается от авторского зачина и концовки, что подчеркивается особым композиционным приемом — заключением в рассказ рассказа. Рассказ местами похож на бессловесный крик души, когда человек не находит нужных слов для передачи своего горя. Однако исповедь принадлежит не сентиментальному, но мужественному человеку, и мы понимаем, сколько понадобилось ему душевных сил, чтобы довести повествование до конца.)
— Что из себя представляет герой рассказа? Насколько он типичен?
(Выбор героя оказался на редкость удачным. Андрей Соколов — выходец из народа, чью несгибаемую силу он ярко символизирует. Однако Шолохов раскрывает судьбу индивидуальную, неповторимую, хотя сам рассказчик нередко старается подчеркнуть типичность того, что с ним случилось. Это намерение заявлено уже с первых слов его повествования: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии...» Звучит интонация спокойная, доверительная, и пока ничто не предвещает трагедийной цепи обстоятельств.)
— Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова?
(Соколов прошел по жизни вынеся несметные мучения и страдания: голод двадцать второго года, тяжкий труд на Кубани, гибель дома и семьи, зрелище бесчисленных смертей, невыносимый плен, убийство предателя, смерть сына.)
— Как себя показывает герой во всех испытаниях?
(Но всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибает в рабском поклоне спины. В этом плане особой выразительностью отличается мужественный поединок с фашистским комендантом. Сила духа Соколова оказалась столь значительной, что даже закоренелый садист, избивавший с диким хладнокровием беззащитных людей был поражен человеческой стойкостью.)
— Что для Соколова по-настоящему дорого и ценно? В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены.
— В чем особенность авторской речи?
— Как выражена в рассказе авторская позиция?
— Рассказ включает ряд эпизодов из жизни Андрея Соколова. Выделите эти эпизоды и озаглавьте их.
— Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?
— Как раскрывается в рассказе трагедия нашего народа, его бедствия и страдания?
— Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?
— Выделите особенности языка Шолохова в рассказе «Судьба человека».
— Сопоставьте рассказ «Судьба человека» с ранними рассказами Шолохова.