А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
(Знаки препинания не расставлены.)
1) Настенька дров наколола да печь затопила.
2) В полном изумлении городовой как замер со свистком во рту так и остался стоять в нелепой позе.
3) Дама улыбнулась нам строгой и механической улыбкой и проследовала далее.
4) Сотрудникам предложили уйти в неоплачиваемый отпуск или уволиться по собственному желанию.
A23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Известный марсельский купец не раз потом пожалел о продаже трёх шхун: эта сделка обернулась полным банкротством фирмы.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Образ повелителя зла (1) первые наброски (2)которого (3)не раз возникают в более ранних замыслах Булгакова (4) во всей полноте раскрывается только в последнем романе писателя.
1) 1,3
2) 1,3,4
3) 1,4
4) 2,3,4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Николай Иванович сильно привязался к внучке (1) и (2)когда она уезжала на каникулы в пионерский лагерь (3)то старик места себе не находил до тех пор (4) пока Олеся не возвращалась к нему назад.
1) 1,4
2) 1, 2, 3, 4
3) 1,3,4
4) 1, 2, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Отрывок «Пир во время чумы», который в наибольшей полноте раскрывает перед читателем идейный смысл всех «Маленьких трагедий», не случайно является финальным произведением цикла.
2) Особую роль в этом произведении играет гимн чуме, который исполняет на пиру Вальсингам.
3) Слова гимна гласят: только перед лицом страдания и гибели, которых никто не может избежать, человек ощущает бессмертие собственной души.
4) Священник, который пришел к пирующим с гневным укором, видя страдания Вальсингама, преисполняется к нему сочувствием.
А27. Прочитайте текст.
…В мире языков мы наблюдаем следующую картину: существуют целые группы языков, близко напоминающих друг друга по ряду признаков, и в то же время они резко отличаются от других групп, языки в которых, в свою очередь, во многом похожи между собой. Встретившись с двумя такими языковыми группами, мы, пожалуй, можем предположить, что сходство языков внутри каждой из них могло возникнуть случайно. Но когда одна и та же картина наблюдается учёными при рассмотрении десятка языковых групп, для исследователей становится очевидным, что сходство это — отнюдь не совпадение, а является результатом родства между языками в группе. |
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) В результате рассмотрения большого количества языков учёные пришли к выводу, что многие языки имеют между собой очевидные черты сходства.
2) Отмечая черты сходства, наблюдаемые в разных языках одной языковой группы, можно предположить, что сходство это имеет случайный характер.
3) Отмечая черты сходства, наблюдаемые в разных языках одной языковой группы, учёные пришли к выводу, что сходство это является результатом родства этих языков.
4) В результате рассмотрения целого ряда языковых групп учёные пришли к выводу, что многие языки внутри группы имеют между собой очевидные различия.
Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30; В1 — В8; С1. |
…(1)Когда каратели устроили засаду на нас около села Озерцы, озерцовские крестьяне окольными путями стали пробираться в лес, пытаясь спастись от фашистов. (2)Старший гестаповец решил, что крестьяне идут в лес, чтобы предупредить партизан. (3)Была дана команда, и каратели стали ловить перепуганных жителей, принялись жечь дома. (4)Ни объяснения, ни мольбы взрослых, ни слёзы детей не помогали. (5)В течение какого-нибудь часа разъярённые палачи хватали подряд жителей, убивали, бросали в горящие хаты. (6)Из трёхсот тридцати хат села Озерцы каратели сожгли триста двенадцать, а четыреста человек они расстреляли. (7)Так фашисты дали понять, что заложниками нашей партизанской войны будут отныне мирные жители. (8)Чтобы отвлечь внимание врага и уберечь население близлежащих деревень, мы решили взорвать поезд гораздо западнее, на железной дороге Ковель — Ровно. (9)Маликов, инженер по специальности, с двенадцатью бойцами взяли мины и отправились к намеченному месту. (10)Они расположились около железнодорожного полотна и с наступлением темноты незаметно подползли к будке стрелочника. (11)Старик-стрелочник охотно рассказал, что поезда здесь ходят часто и сильно гружённые, в сторону фронта идут с войсками и вооружением, на запад — с ранеными, обмороженными и награбленным имуществом. (12)Поняв, что наши хотят сделать, старик, помолчав, сказал: (13) — На меня, понятно, фрицы всех собак повесят, а как с остальным народом быть?(14)Их ведь постреляют, как в Озерцах! (15) Оказалось, что для патрулирования железной дороги немцы уже успели мобилизовать крестьян из ближайших деревень и предупредили, что, если будет совершена диверсия, всех ждёт расстрел. (16)Сторожевые посты из крестьян стояли метрах в пятидесяти друг от друга вдоль полотна. (17)Крестьяне, знавшие о судьбе жителей Озерцов, тем не менее, не стали отговаривать наших, все обсуждали только, как удачнее произвести взрыв. (18)Маликову, понимавшему, что мирное население не пощадят, трудно было принять решение. (19)Положение спасла одна пожилая крестьянка, которая предложила: (20)— А вы нас, ребятки, вяжите и делайте свое дело. (21)Рты заткните, засветите в глаз, чтоб синячок позаметней был. (22)— Ну, бить-то вас нам как-то не с руки! (23)— Да мы, соколики, сами поколотим друг друга, — ответила та же крестьянка. (24) «Сторожам» эта мысль понравилась. (25)Пока наши закладывали мины, они тузили друг друга. (26)Потом партизаны их связали и положили около поста, рядом с костром. (27)Скоро появился поезд. (28)Взрыв состава, гружённого оружием, боеприпасами и другими военными материалами, был произведён блестяще. (29)Шестьдесят вагонов, слетев с пути, разбились и сгорели. (30)С тревогой крестьяне ждали ответных действий врага. (31)Но на этот раз расстрелов мирных жителей не последовало — видно, в уловку немцы всё-таки поверили. (32)А мы в очередной раз ощутили, насколько помогают нам, партизанам, мужество и самоотверженность мирного населения — женщин, стариков, детей. (33)Если бы не они, и наш, и другие отряды, действовавшие на территории Украины и Белоруссии, были бы, скорее всего, обречены: слишком большие силы Вермахта бросили гитлеровцы на борьбу с партизанами. (По Д. Я. Медведеву*) |
*Дмитрий Николаевич Медведев (1898—1954) — полковник, Герой Советского Союза, командир крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны, писатель.
А28. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1) Каратели сожгли село Озерцы и уничтожили четыреста его жителей, обвинив их
в пособничестве партизанам.
2) Мирные жители открыто отказывались дежурить на сторожевых постах вдоль железной дороги.
3) Несмотря на угрозу расстрела, местные жители готовы были оказывать помощь партизанам.
4) Без помощи мирного населения партизанское движение на оккупированных врагом территориях не могло бы существовать.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 9 – 14 представлено описание.
2) В предложениях 25 – 29 представлено повествование.
3) Предложение 33 содержит рассуждение.
4) В предложениях 15 – 16 перечислены произошедшие события.