Студенческая повседневность в 20-е годы

История повседневной жизни является одним из важных направлений в совре­менных исторических исследованиях. Студенчество является той социальной группой, выживаемость которой в нашей стране достаточно часто вызывала удивление и уважение. Период 1917-1927 гг. в этом плане представляет исключительный интерес.

Стипендии

До революции бюджет большинства студентов был весьма скудным. «Бедных» и «недостаточных» было гораздо больше, чем «среднеобеспеченных» и «состоятельных». Многие, особенно женщины, не могли справиться без материальной помощи родителей и близких. Существенную роль играли государственные («казенные»), общественные и частные стипендии, а также всевозможные формы вспомоществования в виде единовременных пособий, освобождения от выплат в пользу учебных заведений (полное, половинное), льготный проезд домой в каникулярное время и пр.

Средний доход дореволюционного студента составлял 25-30 рублей в месяц (такой же была государственная стипендия), что позволяло лишь сводить концы с концами. В вузах действовали общества вспомоществования «недостаточным» студентам, учрежденные профессорами. С целью сбора средств проводились благотворительные вечера, концерты, спектакли, балы с лотереями и подписными листами. Действовали различные организации студенческой самопомощи.

В годы гражданской войны руководство НКП замахнулось на то, чтобы обеспечить материальную поддержку всем «трудящимся», которые придут в вузы за знаниями. Но с переходом к нэпу государство перешло от системы почти поголовного социального обеспечения к адресному обеспечению государственными стипендиями только лиц пролетарского происхождения и студентов старших курсов. Стипендия была главной формой материального обеспечения «социально ценного» контингента студентов. Само слово «стипендия» ведет свое начало со времен античного Рима, где стипендией называлось жалование солдата римской армии.

В 1921/22 учебном году стипендия состояла из пяти рублей в месяципродовольственного пайка. К середине октября 1921 г. на всей территории РСФСР академические пайки получали 8000 человек, среди которых была и значительная часть профессорско-преподавательского состава.

С 1922 г. обеспечение студентов стипендиями улучшилось. Стипендии предоставлялись Наркомпросом, ВСНХ, различными наркоматами, профессиональными союзами. 26 мая 1922 г. был опубликован декрет СНК «О государственных и частных стипендиях для студентов». Так, руководящий орган кооператоров — Центросоюз — для ускорения подготовки кооперативных работников выделил 200 стипендий для тех вузов, которые были готовы открыть специальные отделения по подготовке кооперативных работников. Центросоюз готов был выделить стипендии только членам РКП (б), имеющим определенный стаж кооперативной работы. Стипендии предлагались в размере прожиточного минимума за вычетом стоимости студенческого продовольственного пайка, который пока еще выделялся централизованно и членам партии в первую очередь.

В 1922 г. государственная стипендия составляла 30 руб., в 1923 г. — 8 руб. золотом, а с 1 января 1924 г. — 10 руб. золотом Стипендиаты получали время от времени одежду и обувь. Распределение стипендий и других ресурсов зависело от характера вузов. Не меньшее значение имело местонахождение конкретного лица в системе нового социального ранжирования. Главпрофобр определил следующий порядок обеспечения стипендиями: 1) рабфаковцы; 2) рабочие и крестьяне, имеющие стаж физического труда не менее пяти лет; 3) студенты, имеющие общественный профсоюзный, общественно-адми-нистративный и военно-политический стаж не менее пяти лет. Все стипендии, оставшиеся после удовлетворения этих категорий, распространялись между детьми рабочих и крестьян, служащими и другими категориями студентов.

По декрету СНК РСФСР от 6 ноября 1924 г. все хозяйственные стипендии были больше государственных в 1, 5 раза, составляли от 10-15 до 100-120 и даже до 192 рублей. В среднем же это были 40-50 рублей. Что касается распределения хозстипендий, то здесь царила полностью личная инициатива. Дело было так: любой достаточно предприимчивый студент, желая получить стипендию от хозяйственного органа или, что практиковалось гораздо чаще, обращался к ним через посредство общих знакомых с просьбой предоставить ему стипендию, обещая после окончания вуза всецело отдаться работе в данном хозяйственном органе. Так как наши хозяйственники являются большими ревнителями высшего технического образования, то сплошь и рядом такие просьбы увенчивались успехом. Размер стипендии устанавливался по полюбовному соглашению сторон, и все это скреплялось договором, налагающим целый ряд обязательств как на дающего, так и на получающего стипендию. Этот договор, конечно, ни одной из сторон всерьез не принимался, и каждый делал в любой момент то, что ему было выгодно делать: хозяйственник лишал студента стипендии, а студент перекочевывал в другой хозяйственный орган, если последний предлагал более высокую стипендию.

К 1925 г. размер стипендий для Москвы, Ленинграда, Иваново-Возне-сенска и промышленных центров Урала составил 23 руб., для остальных городов — 17 руб. Хозяйственные стипендии колебались от 25 до 60 руб. По данным профсоюзов, в 1925 — 26 гг. по РСФСР студенты вузов получали 35232 государственных стипендии, 4000 стипендий ВСНХ 50 и 35 по Москве и Ленинграду, 40 и 25 руб. в провинции, 2500 стипендий Наркомата путей сообщения (37 рублей), а также 1000 стипендий от других хозяйственных органов. На рабочих факультетах было 25000 государственных стипендий, размером 23 и 17 руб. Процент удовлетворения студентов стипендиями достигал по вузам 38% по отношению ко всему студенчеству, по рабфакам — 100%.

Для многих студентов дневного отделения стипендия была главным источником средств к жизни.

Профсоюзные организации вузов пытались решить проблемы заработка условиях конкуренции на рынке чернорабочего труда путем создания кооперативов. В 1921 г. студенты-рабфаковцы Петрограда создали кооператив «Красный студент», который выполнял погрузочно-разгрузочные операции в порту и на железной дороге. Попытки предоставлять услуги интеллектуального характера не были удачными в финансовом отношении. С 1925 г. кооператив действовал как погрузочно-разгрузочная секция при тарифно-экономическом бюро комиссии по улучшению быта учащихся, которая существовала при Ленинградском губернском бюро организации пролетарского студенчества. По договорам с крупными предприятиями («Красный выборжец», «Красный путиловец», «Гублес» и др.) ежедневно в погрузочно-разгрузочных работах участвовало до 1600 студентов. Студенты работали в кооперативе в течение 7-10 дней в месяц. Ежедневный заработок составлял в среднем от 2 до 5 рублей. Это было не очень большое подспорье. Но это было лучше, чем работа у нэпмана за фунт хлеба и пару селедок. Кооператив пользовался льготным налогообложением. Но во многих других местах положение было значительно хуже.

Значительная часть студентов стойко переносила физические нагрузки. Ведь состав студенчества был не таким, как до революции. Новое студенчество составляли молодые люди, привыкшие к физическому труду с малолетства, а молодые силы казались неисчерпаемыми.

8 Дается в сокращении.

9 См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. — М., 1991; его же. Ученые степени в Российской империи XVIII в. — 1917 г. М., 1994.

10 Щапов Я.Н. Русские студенты в западноевропейской высшей школе в начале XX в. // Исторические записки. Т. 115. — М., 1987.

Наши рекомендации