История зарубежной музыки.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (экзамена):

1. Музыкальная культура Древнего мира. Музыка Древнего Востока. Древний Египет, Древняя Индия. Древний Китай.

2. Музыка Древней Греции и Древнего Рима.

3. Музыкальная культура Средневековья. Церковная профессиональная музыка.

4. Музыкальная культура Средневековья. Светская музыка. Рыцарское музыкально-поэтическое творчество.

5. Музыкальная культура эпохи Возрождения.

6. Школы хоровой полифонической музыки эпохи Возрождения (нидерландская, итальянская, английская)

7. Светские жанры эпохи Возрождения.

8. Музыкальная культура XVII в. барокко.

9. Опера XVII в. Оперные школы (итальянская, французская, английская, немецкая)

10. Г.Ф. Гендель. Творческий портрет (характеристика личности и творчества).

11. Ораториальное, оперное и инструментальное творчество Г.Ф.Генделя (краткий обзор).

12. И.С. Бах. Творческий портрет (характеристика личности и творчества).

13. Кантатно-ораториальное творчество И.С.Баха.

14. Духовные сочинения И.С. Баха. Страсти (пассионы), Месса h-moll.

15. Оперная реформа К.В.Глюка. Преломление классических тенденций в оперном творчестве Глюка. Опера «Орфей».

16. Венская классическая музыкальная школа. Эстетика и значение в мировой музыкальной культуре. Ведущие представители.

17. Й.Гайдн. Творческий портрет. Характеристика стиля.

18. Симфоническое и камерно-иснтрументальное творчество (сонаты, ансамбли) Гайдна.

19. В.А. Моцарт. Творческий портрет (характеристика личности и творчества).

20. Оперное творчество В.А.Моцарта. Суть оперной реформы (в сравнении с реформой Глюка). Жанровые направления оперного творчества.

21. Симфоническое творчество В.А. Моцарта. Поздние симфонии.

22. Идейный облик творчества и черты стиля Л.В. Бетховена.

23. Симфонизм (симфонический метод) Л.В. Бетховена (симфонии, увертюры, концерты).

24. Камерно-инструментальное творчество Бетховена. Сонаты (круг образов, тематика, трактовка цикла, трактовка фортепиано, выразительные средства)

25. Романтизм в музыкальной культуре XIX в. Эстетика романтизма, ведущие стилевые черты. Становление национальных композиторских школ.

26. Формирование романтизма в Австрии и Германии.

27. Ф. Шуберт. Творческий облик. Романтические черты в творчестве композитора. Вокальное творчество.

28. Р. Шуман. Творческий портрет. Вокальное творчество.

29. Романтическая миниатюра в творчестве Р.Шумана.

30. Ф.Мендельсон-Бартольди. Черты стиля. Прогрессивное значение деятельности композитора для национальной и мировой музыкальной культуры.

31. Романтическая симфония. Симфонии Ф.Шуберта, Р.Шумана и Ф. Мендельсона (песенный симфонизм).

32. Становление польской национальной композиторской школы. Ф.Шопен. Эстетические принципы творчества. Особенности музыкального стиля.

33. Становление норвежской национальной композиторской школы. Э.Григ. Характерные черты стиля.

34. Венгерская композиторская школа. Черты стиля Ф.Листа. .Венгерский фольклор в творчестве композитора.

35. Программный симфонизм. Симфонические поэмы Ф.Листа

36. Программный симфонизм. Симфоническое творчество Г. Берлиоза

37. Чешская национальная композиторская школа. Симфоническое творчество А.Дворжака.

38. Немецкая романтическая опера. К. Вебер. Вебер и национальная опера (основные черты оперной драматургии композитора).

39. Р.Вагнер и проблемы музыкальной драмы. Оперная реформа Р.Вагнера.

40. Итальянский оперный театр XIX в. Дж. Россини. В.Беллини. Г.Доницетти.

41. Итальянская опера второй половины XIX в. Дж. Верди. Оперное творчество.

42. Французский оперный театр XIX в. Дж. Мейербер, Ж.Бизе, Ш.Гуно

43. Симфоническое творчество И.Брамса и А.Брукнера.

44. Музыкальная культура рубежа XIX – XX в. Основные направления. Жанровая система. Стилистические тенденции.

45. Импрессионизм в музыке. К.Дебюсси. Обзор творчества и характерные черты стиля.

46. Импрессионизм и неоклассицизм в творчестве М.Равеля. Обзор творческого наследия композитора.

IV ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Церковная музыка как средоточие профессиональной письменной культуры

2.Значение григорианского хорала в музыкальной культуре Средневековья

3.Школа Нотр-Дам и её значение в развитии профессионального многоголосия

4.Ведущие жанры многоголосной средневековой музыки

5.Музыкально-поэтическое творчество трубадуров (труверов, миннезингеров)

6.Музыкальная эстетика Средневековья.

7.Творчество Л.Бетховена и музыка французской революции

8.Творчество Бетховена в контексте идей просветительского классицизма

9.Тема судьбы в музыке Л.Бетховена

10.Симфонический метод Бетховена и его значение

11.Программная увертюра в творчестве Л.Бетховена

12.Фортепианная соната в творчестве Бетховена: традиции и новации

13.Традиции творчества Л.Бетховена в мировой музыкальной литературе

14.Становление и развитие польской национальной музыкальной школы и её значение в истории мировой музыкальной культуры

15.Становление и развитие венгерской национальной музыкальной школы и её значение в истории мировой музыкальной культуры

16.Становление и развитие норвежской национальной музыкальной школы и её значение в истории мировой музыкальной культуры

17.Становление и развитие чешской национальной музыкальной школы и её значение в истории мировой музыкальной культуры

18. Пути развития романтизма в музыкальной культуре рубежа XIX-XX в.

19. Итальянский оперный веризм как направление в музыкальном искусстве конца 19 – начала 20 в.

20. Влияние символизма на музыку рубежа 19 – 20 вв.

Рекомендуемая литература

1.История зарубежной музыки в пяти выпусках.
- Выпуск 1. Под. ред. К. Розеншильд. Изд. 2. М., 1969.
- Выпуск 2. Под ред. Б. Левик . Изд. 2. М., 1966.
- Выпуск 3. Под. ред. В. Конен. Изд. 3. М., 1989.
- Выпуск 4. Под. ред. М. Друскин. Изд. 3. М., 1967.
- Выпуск 5. Под. ред. И. Нестьев. М., 1988.

2.Т.Н. ЛивановаИстория западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т.:

-т.1 По XVIII век. М.: Музыка, 1983.
- т.2 XVIII век. М.: Музыка, 1982.

3. Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М.: Музыка, 1977

1. Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч.1-2. – М., 1978-1990

2. Барсова И. Симфонии Густава Малера. – М., 1975

3. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ. Человек и художник. – М., 1986

4. Берлиоз Г. Мемуары. – М., 1967

5. Бетховен Л. Сборник статей. – М.,1972

6. Бетховен Л. Письма. – М.,1970

7. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. – М.,1985

8. Вагнер Р. Избранные работы. – М., 1978

9. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. – М.,1988

10. Верди Дж.Избранные письма. – М.,1959

11. Ворбс Г. Х. Мендельсон-Бартольди. – М., 1966

12. Вульфиус П. Франц Шуберт. – М., 1983

13. Горбачева Е.Г. Популярная история музыки. - М.: Вече, 2002.

14. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира (пер. с нем.)

15. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1. – М., 1976

16. Гивенталь И., Гингольд Л. Музыкальная литература. Вып.2. – М., 1984

17. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3.- М.,1983

18. Данилевич Л. Джакомо Пуччини. – М., 1969

19. Дебюсси и музыка ХХ века. – Л., 1984

20. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М., 1973

21. Друскин М. О западноевропейской музыке ХХ века. – М., 1973

22. Друскин М. Пассионы и мессы И. С. Баха. – Л., 1976

23. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. - М., 1982.

24. Житомирский Д. Шуман. – М., 1964

25. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка ХVII- первой половины ХVIII века. – М., 1983

26. Зейфас Н. Традиция барокко в музыке Моцарта// Музыкальная академия. 1992, №2, с.184-186

27. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М.,1997

28. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. – М.,1983

29. Кириллина Л. Бог, царь, герой и оперная революция// Советская музыка.1991, №12

30. Кириллина Л. Классический стиль в музыке ХVIII – начала ХIХ веков.

31. Самосознание и музыкальная эстетика. – М.,1996

32. Кириллина Л. Опера-буффа и ХХ век// Музыкальная академия. 1995, №3, с.179-188

33. Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. – М., 1981

34. Конен В. Клаудио Монтеверди. - М., 1986.

35. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М.,1975

36. Конен В. Театр и симфония. – М., 1968

37. Крауклис Г. «Лоэнгрин» Вагнера. – М., 1988

38. Крауклис Г. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. – М.,1970

39. Крауклис Г. Симфонические поэмы Ф.Листа. – М.,1974

40. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. – М.,1965

41. Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2.- М.,1979

42. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994,

43. Мазель Л. Исследования о Шопене. – М., 1971

44. Мартынов И. Морис Равель. – М., 1974

45. Мильштейн Я. Ф. Лист. – М., 1987

46. Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен. – М., 1967

47. Музыкальная эстетика Франции XIX века. – М., 1974

48. Неклюдов Ю. Симфонизм Гайдна и Моцарта – общность или контраст?//

49. Музыкальная академия.1995, №3, с.187-189

50. Нестьев И. Бела Барток. – М.,1969

51. От Люлли до наших дней. – М.,1967

52. Протопопов Вл. Из истории форм инструментальной музыки ХVI – ХVIII веков. Хрестоматия. – М., 1980

53. Рихард Вагнер. Сборник статей. – М., 1987

54. Роллан Р. Гендель. – М., 1984

55. Русская книга о Бахе. – М., 1986

56. Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. – М., 1987

57. Соколов А. Музыкальная композиция ХХ века. – М., 1992

58. Ферман В.Э. Оперный театр. - Л., Музгиз, 1961 г.

59. Хохлов Ю. Песни Шуберта. – М., 1987

60. Царева Е. Иоганнес Брамс. – М., 1986

61. Цуккерман В. Соната си минор Ф. Листа. – М., 1984

62. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994

63. Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. – М.,1963

64. Чичерин Г. Моцарт. – Л.,1970

65. Швейцер А. Иоганн Себастиан Бах. – М., 1964

66. Шопен. Письма. – М., 1980

67. Шуман Р. О музыке и музыкантах. – Т.1. – М., 1975. Т.2. – М., 1979

68. И.С. Бах. Серия "Великие композиторы" №6, 2006

69. И.С. БахСерия "Великие композиторы" №19, 2006

70. Л.В. Бетховен Серия "Великие композиторы" №2, 2006

71. Л.В. Бетховен Серия Серия "Великие композиторы" №15, 2006

72. Л.В. Бетховен Серия Серия "Великие композиторы" №26, 2007

73. Л.В. Бетховен Серия Серия "Великие композиторы" №37, 2007

74. И.Брамс Серия "Великие композиторы" №16, 2006

75. И.Брамс Серия "Великие композиторы" №25, 2007

76. Р.Вагнер Серия "Великие композиторы" №38, 2007

77. А. Вивальди Серия "Великие композиторы" №4, 2006

78. Вивальди Серия "Великие композиторы" №21, 2006

79. Й. Гайдн. Серия "Великие композиторы" №20, 2006

80. Ф. Лист Серия "Великие композиторы" №10, 2006

81. Г. Малер Серия "Великие композиторы" №29, 2007

82. Ф. Мендельсон Серия "Великие композиторы" №9, 2006 - 16 с.

83. Мендельсон Серия "Великие композиторы" №27, 2007

84. М. Равель Серия "Великие композиторы" №28, 2007

85. И. Штраус. Серия "Великие композиторы" №7, 2006

86. Ф. Шуберт Серия "Великие композиторы" №8, 2006

87. Шуберт Серия "Великие композиторы" №24, 2006

88. Русская книга о Палестрине. к 400-летию со дня смерти/.Науч.тр. МГК им.П.И.Чайковского, сб.33. - М., 2002.

89. Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. – М., 2001

90. История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие. / Сост. и общ. ред. Н.А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2005

91. 3. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции /Е.Л.Гуревич. – М.: Академия, 2002

92. История музыки. Учебное пособие. Никеева И.А., Фаттахова Л.Р. – Омск, 2004

  1. История зарубежной музыки: Учебник. Начало ХХ века – середина ХХ века.

Вып.6/ Ред. В.В.Смирнов. – СПб.:Композитор, 2001.–631с.: ноты

Наши рекомендации