Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика Александра I».

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика России в 1813–1825 гг.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления) по теме

Из сочинения историка «Желание решить одним махом целый ряд проблем придавало идее военных поселений удивительную привлекательность. Дело в том, что… боевая техника не устаревала по нескольку десятилетий, стреляли немного и недорогими снарядами. Более 80 процентов отпускаемой суммы армия проедала, скармливала лошадям, стаптывала, изнашивала, рвала, теряла, гноила и пр. Самообеспечение армии провиантом, фуражом и прочим позволило бы министру финансов просыпаться в хорошем настроении. Кроме того, поселения давали возможность избавить страну от тягот постойной повинности… Армия, обретя постоянные квартиры, избавляла население от постоев, а казну – от огромных расходов. Мечтой военных была самовозобновляющаяся армия: солдатки ежегодно рожают достаточное количество здоровых мальчиков, которые, подрастая, заменяют в строю старших братьев и отцов». 175. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в последующем тексте. Укажите не менее двух положений, приведённых для обоснования этого вывода. 176. Укажите время введения военных поселений (с точностью до полувека). Укажите государственного деятеля, претворявшего по поручению императора этот проект в жизнь.
Из сочинения историка «В тот момент, когда казалось, что император наконец-то решится на практическое осуществление своих либеральных начинаний, всё дело стало катастрофически быстро останавливаться… На поверхности остались лишь словесные либеральные всплески… Этот поворот начался не вдруг и занял… не один год, но чётко обозначился как раз в то время, когда император находился на пике своей славы… В основе этого поворота лежал целый комплекс обстоятельств, общественных потрясений, личных драм этого человека. Во-первых… рухнули его надежды на то, что Священный союз обеспечит внутренний порядок в странах Европы, встанет на пути смут и неурядиц… Всё более заходили в тупик и внутренние дела. Конституционные реформы, планы освобождения крестьян хотя и разрабатывались в глубокой тайне, но становились известны в обществе, вызывали яростное сопротивление большинства дворянства… Восстал Семёновский полк, появились сведения о действиях тайных обществ в России. Против русского наместника в Варшаве Константина Павловича нарастало недовольство в армии и обществе… приходили страшные вести о разгаре европейских революций: Португалия, Испания, Неаполь, Пьемонт, Греция… Не произведя на свет ничего путного, императору пришлось под давлением дворянства и угрозой личной гибели, под страхом народных восстаний быстро сворачивать свои либеральные программы». 177. Найдите в отрывке и запишите предложение, описывающее ситуацию, причины складывания который обосновываются в последующем тексте. Напишите не менее двух причин, вызвавших данную ситуацию. 178. Назовите императора, о котором идёт речь в тексте. Укажите годы его правления.
Из сочинения историка «В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что … был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н.Н. Раевский, писал: "Нами никто не командовал". Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счёте завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели – занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения. Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество». 179. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, в котором описывается ситуация, подтверждённая которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации. 180. Укажите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.
Из воспоминаний современника. «Мы читаем в прекрасной душе императора сильное желание утвердить в России действие закона. Гораздо легче отменить новое, нежели старое; гораздо легче придать важности Сенату, нежели дать важность ныне созданному Государственному Совету в глазах будущего преемника. …Что значит освободить у нас крестьян? Дать им волю жить где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо; но сии земледельцы не будут иметь земли, которая (в чём не может быть и спора) есть собственность дворянская. Они или останутся у помещиков с условием платить им оброк; обрабатывать господские поля, доставлять хлеб – одним словом, для них работать, как и прежде, или, недовольные условиями, пойдут к другому умереннейшему в требованиях владельцу. В первом случае господа не предпишут ли им самых тягостных услови�? Во втором случае, буде крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей, не потерпит ли и земледелие? Не останутся ли многие поля не обработанными, многие житницы пустыми? Не вольные земледельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уж не завися от суда помещиков, решительного, безденежного, крестьяне начнут ссориться между собою и судиться в городе, – какое разорение! Освобождённые от надзора господ станут пьянствовать, злодействовать, как худо для нравов и государственной безопасности. Не знаю хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу, но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных, ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, к которой надобно готовить человека исправлением нравственным…» 181. Назовите императора, упоминаемого в тексте. Укажите, с точностью до четверти века, период его правления. 182. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.
Из сочинения историка. «Союз с Наполеоном был для России невыносимым не только потому, что он противоречил национальному сознанию и народной гордости, но и потому, что он совершенно разрушал экономические силы и благосостояние русского народа и государства. В то же время Наполеон, заставляя нас растрачивать бесплодно для нас наши силы на войну с Англией, Швецией, Турцией и, наконец, с Австрией, сам выдвигал против России польский вопрос в самом обострённом и опасном для нас виде. Сначала, чтобы успокоить Россию, Наполеон согласился на заключение с ней особой конвенции, в которой формально была бы устранена всякая возможность восстановления Польши в виде самостоятельного государства. Но затем отказался ратифицировать этот документ. Отказ этот последовал тотчас за отклонением попытки Наполеона посвататься к одной из сестёр российского императора, Анне Павловне, и некоторые историки видят в обоих этих событиях внутреннюю связь. Тогда же Наполеон выгнал родственника российского императора, герцога Ольденбургского, из его собственных владений вследствие недостаточно строгого соблюдения герцогом континентальной системы. [Император] счёл себя лично задетым и разослал ко всем европейским дворам протест против действий Наполеона. Наконец, нарушение континентальной системы в России и в особенности таможенный тариф, который прямо бил по карману французских купцов и фабрикантов, явились самыми существенными обстоятельствами, с которыми Наполеон не мог примириться. Таким образом, для всех стало ясно, что война России с Францией неизбежна». 183. Назовите российского императора, упоминаемого в отрывке. Укажите, с точностью до четверти века, период, к которому относятся описываемые в тексте события. 184. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее описание ситуации, причины складывания которой приводятся в тексте. Выпишите не менее двух причин, названных в тексте.
Из сочинения историка. «Теперь, смотря на исход этой кампании глазами историка, легко видеть, что шансы Наполеона стали падать с самого начала и падали безостановочно, но современники поняли это не сразу; они видели только, что русская армия отступает и что Наполеон устремляется всё дальше в глубь страны. Такой ход дел порождал уныние и отчаяние в населении и ропот в войсках, которые жаждали генерального сражения. Ропот этот усиливался оттого, что во главе войск был немец. Наконец, Александр, подчиняясь народному мнению, решил назначить общего главнокомандующего для всех армий. Общий голос указал на <…>. Хотя лично Александру он был очень неприятен после Аустерлица и после ослушания при заключении Бухарестского мира, тем не менее он счёл необходимым подчиниться общему мнению. Сознавая необходимость народной борьбы с Наполеоном, Александр в это время чутко прислушивался к голосу общества и народа. Именно поэтому он выдал с головой Сперанского, назначил государственным секретарём адмирала Шишкова, истинно русского патриота квасного пошиба, но совсем не государственного человека; по той же причине назначил генерал-губернатором Москвы взбалмошного Растопчина, известного своими патриотическими брошюрами и афишами. Из тех же именно соображений он назначил в главнокомандующие всех армий ____________, и, надо сказать, хорошо сделал. В Москве его ожидал взрыв энтузиазма в обществе и народных массах, который превзошёл все его ожидания. Дворянство одной Московской губернии пожертвовало немедленно 3 млн руб., огромную для того времени сумму, и вызвалось поставить с каждых 100 душ по 10 рекрутов, что составляло почти половину рабочего и способного носить оружие населения. Купечество Москвы пожертвовало 10 млн руб. Никогда ни раньше, ни после не жертвовалось таких колоссальных сумм. Война действительно принимала народный характер». 185. Найдите во втором абзаце и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода. 186. Назовите год, к которому относятся описываемые в тексте события. Укажите пропущенное в тексте имя русского военачальника.
Из сочинения историка. «В международных отношениях император проявлял в первые годы царствования те же колебания, которые характеризовали и его внутреннюю политику. Подчиняясь голосу народному, он считал в это время необходимым защищать греков от турецких неистовств, а в письмах к цесаревичу Константину он греков называл гнусными и наглыми бунтовщиками, которые не заслуживают никакого сочувствия и которых следовало бы заставить подчиниться султану. Это вынужденное заступничество за греков привело его, однако, к войне с Турцией. Русский флот вместе с французским и английским флотом участвовал в уничтожении турецкого флота при Наварине, и султан считал Россию главной виновницей этого события. В возникшей войне с Турцией император стремился только заставить её принять свои требования, в то же время стараясь не наносить ей слишком сильных поражений, не желая, чтобы турецкая монархия разрушилась. Благодаря этой нерешительности действий первый год войны окончился довольно неудачно, и только когда император предоставил новому главнокомандующему Дибичу свободу действий, кампания окончилась успешно. Но условия, предписанные Турции, – опять-таки из тех же побуждений, – всех изумили своей умеренностью. Этот первый период царствования окончился после первых дней июльской революции во Франции. Изгнание из Франции друга императора Карла X и последовавшее затем крушение Нидерландской монархии (где королевой была сестра императора Анна Павловна) побудили его резко стать на сторону легитимных принципов в европейской международной политике. Он уже готовился послать в защиту этих принципов свою армию на берега Рейна; но вместо того ему пришлось употребить её для усмирения польского восстания. Это восстание доконало в нём всякую терпимость к либеральным идеям и послужило причиной уничтожения после усмирения восстания польской конституции …» 187. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите, с точностью до четверти века, период, к которому относятся описываемые в тексте события. 188. Найдите в первом абзаце отрывка и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.
«<…> страны обязуются действовать сообща как на суше, так и на море во всякой войне, которую Франция или Россия были бы в необходимости предпринять и вести против любой европейской державы. <…> Все общие военные операции будут исполняться, но ни та, ни другая договаривающаяся сторона не может ни в коем случае вступать в переговоры о мире без участия или согласия другой стороны. <…> Если Англия не примет посредничества России или, приняв таковое, не согласится до 1 ноября заключить мир, признав, что флаги всех держав должны пользоваться на морях одинаково полною независимостью, и возвратив завоевания, сделанные ею за счёт Франции и её союзников с 1805 года <…> то в течение сказанного месяца ноября будет передана сент-джеймскому кабинету послом е. в-ва императора всероссийского нота <…> Его Величество Император Всероссийский будет действовать заодно с Францией». 189. Где и когда был подписан мирный договор, фрагмент которого представлен в отрывке? Какие правители поставили подписи под договором? 190. Какие последствия для России имело подписание этого мирного договора? Укажите не менее двух последствий.
Одной из характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение, впервые в истории приобретшее организованные формы в виде создания в России тайных обществ. 191. Назовите не менее трёх основных положений программы «Русская правда». Назовите не менее двух имён участников Южного общества декабристов.
«Когда Кутузову представили ночью первые подсчёты, и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручён. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой всё-таки больше, чем французской. И когда Наполеону в ночь и после битвы доложили, что 47 его генералов убиты или тяжело ранены, что несколько десятков тысяч солдат его армии лежат мёртвые или раненые на поле битвы, когда он лично убедился, что ни одно из данных им до сих пор сражений не может сравниться по ожесточению и кровопролитию с Бородино, то (хотя это тоже не помешало ему провозгласить Бородино своей победой) он, одержавший на своём веку столько настоящих, бесспорных побед, заявил, что для Бородино нужно придумать какое-нибудь иное определение». 192. В ходе какой войны произошли описанные в документе события? 193. Чем Бородинское сражение для французов отличалось от других, выигранных Наполеоном? (Назовите не менее двух отличий.) Как М.И. Кутузов оценивал итоги Бородинского сражения для русской армии? (Укажите два положения.) 194. Какое решение и почему было принято М.И. Кутузовым?
«Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола! (…) Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет (…) Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твёрдое намерение освободить постепенно крестьян (…) Дайте право приобретать землю кому угодно (…) Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведёт в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания». 195. Укажите императора, к которому обращены слова автора письма. Как историками был назван период его правления? 196. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору? (Укажите не менее двух преобразований.) Назовите не менее двух реформ, проведённых в России в период правления этого императора.
О состоянии, личных правах и обязанностях русских 10. Все русские равны перед законом. 13. Крепостное состояние и рабство отменяются… 14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати… 21. Никто не может быть наказан как в силу закона… 23. Право собственности… священно и неприкосновенно. 24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом… 28. Военные поселения немедленно уничтожаются. О верховной исполнительной власти 101. Император есть: Верховный Чиновник Российского Правительства… Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну… Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть. 197. Как называется данный программный документ? Назовите его автора. 198. Какие аналогичные проекты преобразований в эту историческую эпоху Вам известны? 199. Каковы основные взгляды автора программы по вопросам земельных отношений и крепостного права? (Приведите не менее двух положений). Какое влияние оказал данный программный документ на развитие русской общественной мысли? (Приведите не менее двух положений).
«Во всемирной истории очень мало битв, которые могли бы быть сопоставлены с этим боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточённости, и по огромным последствиям. Кутузов знал, конечно, что Барклай прав, что Наполеона погубят (если вообще что-нибудь его погубит) отдалённость от базы, невозможность длительной, годами или даже долгими месяцами длящейся войны в нескольких тысячах километров от Франции, в пустынной, скудной, враждебной, громадной стране, недостаток продовольствия, непривычный климат. Но ещё более точно Кутузов знал, что отдать Москву без генеральной битвы не позволят и ему, несмотря на его русскую фамилию, как не позволили сделать это Барклаю. И он решил дать эту битву, ненужную, по его глубочайшему убеждению… Излишняя стратегически, она была неизбежна морально и политически. Наполеон уничтожил в этом бою почти половину русской армии и спустя несколько дней вошёл в Москву, и, несмотря на это, он не только не сломил дух уцелевшей части русского войска, но не устрашил и русского народа, который именно после этой битвы и после гибели Москвы усилил яростное сопротивление неприятелю». 200. Что, по мнению М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, могло способствовать гибели армии Наполеона? Укажите всего не менее трёх положений. 201. О какой битве идёт речь в тексте? Назовите её дату. В чём видит историк главный итог этой битвы?
«Дворы, между коими заключён Парижский трактат, собравшись... вместе с прочими Государями и Державами, им союзными, чтобы... дополнить постановления означенного Трактата и прибавить к оным распоряжения, кои сделало необходимыми состояние Европы при окончании последней войны… повелели Своим Полномочным составить из постановлений, до существенной и непременной пользы касающихся, один Главный Трактат... Те из именованных Полномочных, кои присутствовали при окончательном заключении переговоров, представя свои законные полномочия, согласились внести в Главный Трактат и утвердить своим подписанием следующие статьи: Статья I. Герцогство Варшавское за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи... Его... Величество, сообразно с существующими в рассуждении прочих Его титулов обычаем и порядком, присовокупит к оным и титул Царя (Короля) Польского. Статья XXV. Его Величество король прусский будет также иметь в полном державном владении и собственности на левой стороне Рейна земли, заключающиеся в нижеозначенных границах. Статья LIII. ... Все владетельные государи и вольные города Германии и в том числе их величества император австрийский, король прусский, датский и нидерландский, первые, то есть: император австрийский и король прусский, в качестве государей тех из владений своих, какие в прежние времена принадлежали к Германской империи; а короли датский, в качестве герцога Голштейнского, нидерландский, в качестве великого герцога Люксембургского, постановляют между собою вечный союз, под названием общего Германского союза. Статья CIV. Его Величеству королю Фердинанду IV, наследникам его и потомству возвращается престол неаполитанский, и все державы признают его королём королевства обеих Сицилий». 202. Как назывался конгресс, о котором идёт речь в документе? Укажите годы его работы. 203. Какие задачи должен был решить конгресс? Укажите не менее двух задач. 204. Привлекая знания по истории и текст документа, укажите, в чём проявились противоречия между участниками конгресса. (Приведите не менее двух положений.) Какое событие примирило участников конгресса?
Глава первая. О земельном пространстве государства п.4 Россия есть государство единое и неделимое. Государства бывают или неразделимые или федеративные… Государственный завет 2) Российское государство разделяется в отношении законного своего пространства на 10 областей и 3 удела. 4) Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское, все нынешние сословия уничтожаются. 8) …Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную – первая поручается народному вечу, вторая – державной думе. Сверх того, нужна ещё власть блюстительная… она поручается верховному собору. 9) Народное вече состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами…Никто не может распустить народного веча. Оно представляет волю в государстве, думу народа. 10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет… Все министерства… состоят под ведомством и начальством державной думы. 11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь… Собор имеет верховно-блюстительную власть. Народное вече препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору в каждое министерство и по одному генерал-губернатору в каждую область». 205. Как называется данный программный документ? Назовите его автора? В царствование какого императора составлялся данный программный документ? 206. Каковы основные взгляды автора программы по вопросам государственного устройства, формы правления? Какое влияние оказал данный программный документ на развитие русской общественной мысли? 207. Какие аналогичные проекты преобразований в эту историческую эпоху Вам известны?
Одной из характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение, впервые в истории приобретшее организованные формы в виде создания в России тайных обществ. 208. Приведите не менее двух примеров организаций декабристов. Назовите не менее трёх причин появления в России декабристского движения.
Одной из характерных черт начала царствования Александра I стали попытки изменить положение дел в стране с помощью реформ. Реформаторские поиски легли в основу проекта одного из самых талантливых чиновников эпохи – М.М. Сперанского. 209. Назовите не менее трёх основных положений проекта преобразований М.М. Сперанского. Приведите два примера преобразований государственного управления, осуществлённых в царствование Александра I.
«Именно после Бородина стратегический талант Кутузова развернулся во всём блеске. Ни с кем не советуясь <…>, Кутузов приказал армии отступать от Москвы на Рязанскую дорогу. Выйдя на Рязанскую дорогу, Кутузов вдруг круто повернул к югу, вышел на старую Калужскую дорогу <…>, а одновременно велел князю Васильчикову отправить казачью кавалерию (два полка) по прежнему рязанскому направлению, стремясь сбить с толку преследовавших русскую армию от Москвы французов… Русские войска, достигнув Подольска, продолжили отступление и остановились в "неприступной позиции" у села Тарутино в 80 км от Москвы. Этим смелым передвижением Кутузов прикрыл Калугу и южные губернии от возможного движения туда Наполеона. Там армия отдохнула, получила подкрепления и к началу октября была готова перейти к активным действиям. Основные силы Наполеона располагались в Москве, а против русских находился на р. Чернишне лишь авангард (26 тыс. человек) под командованием маршала И. Мюрата». 210. О какой военной операции пишет историк? Назовите императора, правившего в России во время описываемых событий. Укажите год этих событий. 211. Как решение, принятое М.И. Кутузовым, повлияло на дальнейшие события войны? Приведите два положения.
212. Назовите не менее двух основных итогов внешней политики России в первой четверти XIX в.
Героической страницей истории Российского государства стала Отечественная война 1812 г., укрепившая международное влияние России и на длительное время обеспечившая ей первенствующую роль в европейской политике. 213. Назовите любые два сражения Отечественной войны 1812 г. Назовите не менее двух причин начала Отечественной войны 1812 г.

Наши рекомендации