Расскажите о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования.
Учебник, часть 1, стр. 22-29.
«Повесть о житии …Александра Невского» была написана в 80-х гг. ΧІІІ в. Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости". Цель данного «Жития…» - прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли.
Автор в начале повествования описывает внешние и духовные качества князя, перед которым преклоняется. Александр, по его мнению, вобрал в себя все положительные качества выдающихся людей: лицо библийного красавца Иосифа, силу Самсона, премудрость Соломона. И все это помогло князю стать действительно защитником Земли Русской и уважаемым человеком.
Автор жития широко начитан, писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы. Он создаёт «Повесть…» по рассказам современников, соратников Александра, «самовидец», говорит он в произведении.
Он повествует о трёх подвигах Александра Невского:
- битве на Неве со шведами (1240 г.),
- о Ледовом побоище с немцами на Чудском озере (1242 г.),
- о поездке в Орду.
Первые два подвига − бранные (то есть военные), последний − подвиг самопожертвования.
Битва на Неве - это было первое серьезное испытание для молодого князя. Надо сказать, что выдержал он его с честью, при этом проявив качества не только блестящего полководца, но и мудрого политического деятеля. С маленькой дружиной, не дожидаясь помощи от отца и других князей, Александр отправился в поход. По пути он объединился с ладожанами и внезапно напал на шведский лагерь. Как известно, русское войско разбило шведов. Эта победа принесла Александру громкую славу и почетное имя – Невский (пересказать близко к тексту этот эпизод).
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”. Автор говорит о князе не как о богатыре, а как о мудром правителе, христианине, который «возгорел сердцем» о родной земле. Александр перед сражением просит помощи и мудрости у Бога.
О его мудрости и воинской доблести говорят слова, сказанные им воинам перед сражением: «Не в силе Бог, а в правде». В древнерусской литературе под словом «правда» подразумевали понятие «вера». Слова Александра Невского можно понимать так: в бою на стороне «сильных» выступает только человеческая сила, а на стороне «правых» стоит как сила человека, так и сила Господа. Мужество князя не знает границ. Он один с небольшим войском решает дать отпор многочисленным врагам, которые пришли завоевать Русь. «И не было ему равного в брани», – говорит автор. «И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей». Силу и храбрость князя подчеркивают образы воинов, которые плечом к плечу сражаются с ним. С радостью встречали его счастливые горожане, воздавали ему почести, а Богу благодарность.
3-й подвиг - это подвиг самопожертвования. Александр Невский поехал к хану отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу. Александр Невский рисковал собственной жизнью, но не побоялся лично поехать к хану. Новгородский князь побеждал любого неприятеля на поле брани, но при этом мог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв.
Подвиги Александра Невского, его жизнь, победы на поле брани и заслуги на дипломатическом поприще заслуживают восхищения и уважения.
3. Прочитайте выразительно наизусть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года». Какие чувства вызывают у поэта воспоминания о друзьях?
Вспоминая друзей-лицеистов, Пушкин славит дружеский союз («прекрасен наш союз!»), лицейское братство, которое помогает противостоять натиску «судьбины» и даже усмирить ее «гнев». Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. В начале произведения пейзаж осени создает ощущение полного одиночества, но воспоминания о друзьях, лицейском братстве вызывают восторг и прекрасную радость в уме.