Классификация наглядных средств обучения
1. Наглядность – основной принцип дидактики способствует осознанному, более прочному и глубокому усвоению знаний, повышает качество знаний. (“Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать”). 2. Наглядность повышает интерес учащихся к историческому прошлому и современности, мобилизует внимание. 3. Наглядность конкретизирует исторический материал, помогает формировать правильные исторические представления («живое созерцание исторической эпохи»). 4. Наглядность облегчает усвоение понятий, закономерностей общественного развития. 5. Наглядность оказывает эмоциональное, воспитательное воздействие на учащихся, что позволяет успешнее решать задачи воспитания школьников (чувство сопереживания, личностное отношение).6. Наглядность активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их речь, воображение, творческие способности, мышление
Наглядность - "Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений". На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.
Средства - "предметы, приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо". Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств.
В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.), и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.)
Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В неё входит:
естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);
специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);
изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции, фотографии);
условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);
технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные).
Предметная наглядность - это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук - ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления - растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.
Иначе обстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем. Хроникальные фильмы в какой-то мере "воссоздают" для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.