Философская проза Ф.М. Вольтера и Д. Дидро

1. Смысл понятия «Просвещение».

2. Человек как исходный пункт философствования и этики просветителей.

3. Основные тенденции развития просветительской прозы во Франции

(взаимодействие литературы и философии, укрепление авторской позиции,

усиление эпистолярного начала…).

Просветительская направленность повести Ф.М.Вольтера «Кандид, или Оптимизм».

Философский диалог Д. Дидро «Племянник Рамо»:

– жанровая природа этого «необычайного» (Гете) произведения;

– философ («Я») как выразитель взглядов просветителей;

– племянник Рамо («Он») – деклассированный субъект? шут? приживала?

носитель так называемого «разорванного сознания»?

– Метафизическая инерция Философа и вербальный бунт племянника Рамо.

Интеллектуальный проект французских просветителей – «Энциклопедия».

Литература

1. Вольтер Ф.М. Философские повести (любое издание).

2. Дидро Д. Племянник Рамо.

3. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980.

4. Валери П. Вольтер // П. Валери. Рождение Венеры. СПб., 2000.

5. Гордон Л.С. Поэтика «Кандида» // Проблемы поэтики и истории литературы.

Саранск, 1973.

6. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

7. Моруа А. Вольтер (Романы и повести) //А. Моруа. От Монтеня до Арагона. М.,

1983. С.80-90.

8. Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.

9. Разумовская М.В. Роман-диалог и философский диалог у Дидро: синтез научного

и художественного познания («Племянник Рамо» и «Сон Д’Аламбера») // Вестник

ЛГУ. 1984. № 20. Ист., яз., лит. Вып.4.

10. Разумовская М.В. Новый Свет и французский роман первой половины XVIII века:

«естественный человек» против «старого порядка» // Человек эпохи Просвещения.

М.: Наука, 1999.

11. XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. М.: МГУ, 2004.

Английский просветительский роман: Д. Дефо, Дж. Свифт

1. Своеобразие просветительской концепции человека.

2. Д. Дефо: публицист и политический деятель.

3. Художественное творчество Д. Дефо:

– история создания романа «Приключения Робинзона Крузо» (путевой дневник

Вудза Роджерса, судьба Александра Селькирка;

– жанровая природа романа;

– двуплановость структуры романа: занимательность и философско-

аллегорический смысл повествования;

– концепция образа Робинзона Крузо;

– характеристика дневниковых записей Робинзона;

– Пятница: «образ–оппонент», «образ–идея», или …?

4. Публицистика Джонатана Свифта: памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки»

(«Сказка о бочке»), «Письма суконщика».

5. Роман «Путешествия Гулливера» как отражение социально-философских взглядов

Дж. Свифта.

6. Варианты государственного устройства, представленные в романе:

– путешествие Гулливера к лилипутам;

– путешествие Гулливера в Бробдингнег (к великанам);

– путешествие в Лапуту и другие страны;

– путешествие к гуигнгнам (умные лошади и йеху).

7. Особенности фантастики и социальной сатиры в романе.

8. Прием оппозиции и его роль в романе.

Литература

1. Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо (любое издание).

2. Свифт Д. Путешествия Гулливера (любое издание).

3. Свифт Д. Памфлеты (любое издание).

4. Галатейко Ю.Н. Жизнь в социуме и жизнь в одиночестве (Д. Дефо «Робинзон

Крузо» и У. Эко «Остров накануне» //XVIII век: Искусство жить и жизнь

искусства. М., 2004.

5. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5.

6. Лебедев А.С. К вопросу об образе главного героя в романе Дж. Свифта

«Путешествия Гулливера» // Литературные связи и традиции. М., 1974. Вып.4.

С.162-178.

7. Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Дж.

Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1986.

8. Мирский Д.П. Свифт //Д.П. Мирский. Статьи о литературе. М., 1987. С.70-90.

9. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса,

1983.

10. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М., 1973.

11. Урнов Д. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

12. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5.

13. Штейн А. Свифт и человечество // Штейн А. На вершинах мировой литературы.

М., 1988. С.155-195.

Наши рекомендации