Философская проза Ф.М. Вольтера и Д. Дидро
1. Смысл понятия «Просвещение».
2. Человек как исходный пункт философствования и этики просветителей.
3. Основные тенденции развития просветительской прозы во Франции
(взаимодействие литературы и философии, укрепление авторской позиции,
усиление эпистолярного начала…).
Просветительская направленность повести Ф.М.Вольтера «Кандид, или Оптимизм».
Философский диалог Д. Дидро «Племянник Рамо»:
– жанровая природа этого «необычайного» (Гете) произведения;
– философ («Я») как выразитель взглядов просветителей;
– племянник Рамо («Он») – деклассированный субъект? шут? приживала?
носитель так называемого «разорванного сознания»?
– Метафизическая инерция Философа и вербальный бунт племянника Рамо.
Интеллектуальный проект французских просветителей – «Энциклопедия».
Литература
1. Вольтер Ф.М. Философские повести (любое издание).
2. Дидро Д. Племянник Рамо.
3. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980.
4. Валери П. Вольтер // П. Валери. Рождение Венеры. СПб., 2000.
5. Гордон Л.С. Поэтика «Кандида» // Проблемы поэтики и истории литературы.
Саранск, 1973.
6. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.
7. Моруа А. Вольтер (Романы и повести) //А. Моруа. От Монтеня до Арагона. М.,
1983. С.80-90.
8. Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.
9. Разумовская М.В. Роман-диалог и философский диалог у Дидро: синтез научного
и художественного познания («Племянник Рамо» и «Сон Д’Аламбера») // Вестник
ЛГУ. 1984. № 20. Ист., яз., лит. Вып.4.
10. Разумовская М.В. Новый Свет и французский роман первой половины XVIII века:
«естественный человек» против «старого порядка» // Человек эпохи Просвещения.
М.: Наука, 1999.
11. XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. М.: МГУ, 2004.
Английский просветительский роман: Д. Дефо, Дж. Свифт
1. Своеобразие просветительской концепции человека.
2. Д. Дефо: публицист и политический деятель.
3. Художественное творчество Д. Дефо:
– история создания романа «Приключения Робинзона Крузо» (путевой дневник
Вудза Роджерса, судьба Александра Селькирка;
– жанровая природа романа;
– двуплановость структуры романа: занимательность и философско-
аллегорический смысл повествования;
– концепция образа Робинзона Крузо;
– характеристика дневниковых записей Робинзона;
– Пятница: «образ–оппонент», «образ–идея», или …?
4. Публицистика Джонатана Свифта: памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки»
(«Сказка о бочке»), «Письма суконщика».
5. Роман «Путешествия Гулливера» как отражение социально-философских взглядов
Дж. Свифта.
6. Варианты государственного устройства, представленные в романе:
– путешествие Гулливера к лилипутам;
– путешествие Гулливера в Бробдингнег (к великанам);
– путешествие в Лапуту и другие страны;
– путешествие к гуигнгнам (умные лошади и йеху).
7. Особенности фантастики и социальной сатиры в романе.
8. Прием оппозиции и его роль в романе.
Литература
1. Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо (любое издание).
2. Свифт Д. Путешествия Гулливера (любое издание).
3. Свифт Д. Памфлеты (любое издание).
4. Галатейко Ю.Н. Жизнь в социуме и жизнь в одиночестве (Д. Дефо «Робинзон
Крузо» и У. Эко «Остров накануне» //XVIII век: Искусство жить и жизнь
искусства. М., 2004.
5. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5.
6. Лебедев А.С. К вопросу об образе главного героя в романе Дж. Свифта
«Путешествия Гулливера» // Литературные связи и традиции. М., 1974. Вып.4.
С.162-178.
7. Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Дж.
Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1986.
8. Мирский Д.П. Свифт //Д.П. Мирский. Статьи о литературе. М., 1987. С.70-90.
9. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса,
1983.
10. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М., 1973.
11. Урнов Д. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.
12. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5.
13. Штейн А. Свифт и человечество // Штейн А. На вершинах мировой литературы.
М., 1988. С.155-195.