I.Общие сведенья о туристско-рекреационном потенциале

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра менеджмента предпринимательской деятельности

«Туристско-рекреационный потенциал Крыма: понятие, структура и оценка»

Выполнил студент Гайнутдинова Т.Ф.

академическая группа , курс ____

заочной формы обучения

направления подготовки 43.03.03 Гостиничное дело

профиль:

(подпись)

«_____» ____________ 20___ г.

Научный руководитель

Должность

Ученая степень

Ученое звание

(подпись)

«_____» ____________ 20___ г.

Симферополь

2015 год

Аннотация

Гайнутдинова Т.Ф.Туристско-рекреационный потенциал Крыма: понятие, структура и оценка. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Таврическая академия, г. Симферополь, 2015. – 41 с., 2 рисунка, 26 литературных источника..

Ключевые слова: рекреация, туризм, туристско-рекреационные потенциал и ресурсы.

Рассмотрены понятия рекреация и туризм, их взаимосвязь. Туристско-рекреационный потенциал Республики Крым, его ресурсы, перспективы и проблемы развития. Проанализирован исторический аспект и современные потенциал развития туризма на полуострове Крым.

Работа может быть полезна всем, кто интересуется вопросами туристско-рекреационного потенциала полуострова Крым.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....4

I.Общие сведенья о туристско-рекреационном потенциале…………….....6

1.1.Понятие «туристско-рекреационный потенциал»……..…….....6

1.2.Сущность и основные функции рекреации……………………..9

1.3. Методы оценки………………………………………..………….10

II. Характеристика туристско-рекреационных ресурсов Крыма.……......14

2.1. Природные рекреационные ресурсы ………………………………..14

2.1.1. Климатические ресурсы ………………………………….14

2.1.2. Рельеф, как рекреационный ресурс …………………..…15

2.1.3.Водные рекреационные ресурсы…………………………16

2.1.4. Лесные рекреационные ресурсы ………………………..17

2.2.Социально-экономические ресурсы …………………..……………20

2.2.1. Транспортная сеть ………………………………………20

2.2.2. Культурно исторические ресурсы …………………...…24

III. Туристско-рекреационный потенциал полуострова Крым………….34

3.1. Методика выделения туристско-рекреационных местностей …..34

3.2. Проблемы развития туризма в Крыму и методы их решения……35

Выводы …………………………………………………………………….38

Литература………………………………………………………………… 39

Введение

В деле развития сферы туризма и рекреации велика роль рекреационных ресурсов. Поэтому, чтобы определить возможности использования какой-либо территории в рекреационных целях, необходимо изучить и оценить те рекреационно-туристические ресурсы, которыми обладает_территория.[1].
Рекреационные ресурсы – природные культурно-исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению и развитию физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья, которые при современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико-экономических возможностях используются для прямого и косвенного потребления и производства курортных и туристских услуг.
Важнейшие характеристики рекреационных ресурсов:

· объем запасов (дебит минеральных вод; площадь рекреационных территорий; экскурсионный потенциал (в часах) туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости территориально-рекреационных комплексов, уровня освоенности, оптимизация нагрузок;

· площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность территории; границы устойчивого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные рекреационные угодья, установить округа санитарной охраны;

· период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание устойчивого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;

· территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обуславливающая тяготение рекреационной инфраструктуры и потоков к местам их концентрации;

· сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;

· возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.

Оценка рекреационных ресурсов должна проводиться с учетом комплекса показателей и четким указанием объекта оценки (тип ресурсов, объектов, территорий) и ее субъекта (вид туризма, цикл рекреационных занятий, категория отдыхающих).[13]

I.Общие сведенья о туристско-рекреационном потенциале

1.1. Понятие «туристско-рекреационный потенциал»

Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации и туризма оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин.
Во-первых, не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.
Во-вторых, в нашей стране нет единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений.
В-третьих, в силу различных причин такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения – опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.
Начнем свое исследование с понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, – это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.
В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию.

Рекреация – это :

– расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных_сил_человека;
– любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических_и_умственных_сил;
– наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся_преимущественно_на_уик-энд;
– перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях_окружающей_среды;
– цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.
Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же – это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Иногда туристским потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов, что, по мнению авторов, не совсем верно.

Очень часто под туристским потенциалом понимается существование на территории определенных уникальных или по крайней мере интересных не только для местных жителей объектов.

Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена.

Н. И. Панов оперирует понятием «туристско-рекреационные ресурсы» и пишет, что «под туристско-рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма».

Наши рекомендации