Явление антитеатра
Разлад, одиночество характерны для произведений. Тема смерти – одна из главных у абсурдистов. В основе сюжета – ожидание. Автора интересует пограничная ситуация. Статичность сюжета, размеренность действия. Тяготение к камерности, малогеройности, сужению пространства, что дает метафоричность.
Эжен Ионеско -фр. драматург. Родился в Румынии. Пьеса «Лысая Певица» (трагифарс, антипьеса) принесла известность. Это был дебют. Ионеско решил изучать англ-й, купил учебник «Англ-й без усилий». Жена сообщает мужу, что у них есть дети. Сначала так и хотел назвать пьесу «Английский без усилий», но назвал «Лысая певица». Но никакой лысой певицы нет, кто-то просто кто –то из актеров ошибся и произнес это словосочетание, и так родилось название пьесы.
«Стулья» (трагифарс) – супруги принимают воображаемых гостей тема – отсутсвие людей, Бога, метафизическая пустота. «Носороги» (трагифарс) – в городе появ-ся носороги. Жители превращаются в носорогов. Законы морали заменяются законами животного мира.
Сэмюэл Беккет –англ писатель,нобелевский лауреат.«В ожидании Годо», «Конец игры», также сборники стихов, рассказы.
Сэмюэл Беккет«В ожидании Годо» - статичная пьеса. События по кругу. 2 действия. Второе действие повторяет первое. 2 персонажа – Владимир и Эстрагон, 2 эпизодических героя Лаки и Поццо. Владимир и Эстрагон ждут, что появится Годо и изменит их жизнь, избавит от скуки. Долго ждут, не знают чем себя занять, возникает мысль повеситься – спор кто повесится первым.
Владимир и Эстрагон нуждаются друг в друге, чтобы избежать бессмысленной жизни.
Тема выдержки, проживания дня так, чтобы завтра были силы продолжать. Герои оживляют прошлое, пытаются найти смысл сущ-я.
11. Английская литература второй половины ХХ века: основные тенденции развития.
Англия:
Олдос Хаксли «Обезьяна и сущность»
Джордж Оруэлл(наст имя Эрик Блэр) Роман «1984».
Грэм Грин («Наш человек в Гаване», «Сила и слава», «Тихий американец», «Путешествия без карты», «Дороги беззакония», «Комедианты», «Почетный консул», «Монсеньор Кихот»).
Уильям Голдинг «Повелитель мух», «Наследники», «Воришка Мартин», «Шпиль», «Пирамида», «Ритуал на море», «Раздвоенный язык», «Бумажные людишки».
Айрис Мёрдок «Черный принц», «Море, море».
Джон Фаулз «Коллекционер». «Женщина французского лейтенанта», «Дэниел Мартин», «Мантисса», «Аристос»
Грэм Свифт «Земля воды»
Малкольм Брэдбери «В Эрмитаж!», «Сокращения», «Современный английский роман», «Профессор Криминале».
Джулиан Барнс - хамелеон британской литры. «История мира в 10 с половиной главах», «Метроленд», «Попугай Флобера», «Англия, Англия».
Питер Акройд «Завещание Оскара Уайльда», «Чаттертон».
Дэвид Лоуренс «Англия, моя Англия».
Джон Пристли«Англичане»
Салман Рушди«Дети полуночи», сб рассказов «Восток, Запад»
Кадзуо Исигуро«Когда мы были сиротами», «Остаток дня», «Безутешные».
Жанровое разнообразие романов. Тяга к созданию серии романов. Морально-философская направленность. Антиутопический жанр.
Олдос Хаксли «Обезьяна и сущность» (роман-антиутопия) – отношение автора к науке, технич-му прогрессу. Мысль о бессилии чела, к-й обречен на регресс, хотя мнит себя хозяином природы.
Джордж Оруэлл(наст имя Эрик Блэр)
Роман «1984».Англ-й вариант соц-зма интеллект-й элиты, которая устанавливает принцип кастовости, режим насилия. Картина технизированного общ-ва, прагматическое общ-во. Министерства правды распространяют ложь, в министерстве любви пытают. Мыслепреступники, телекран.
Рабочий роман – экономические состояния. Рабочий – потребитель благ. Обсуждение проблемы английскости. Беспокойность за судьбу нации. Нет четкости в проявлении тенденций. Акцент на романы психологические и философские по хар-ру. Литра связана с эстетикой постмеодернизма.
Грэм Грин– ездил в горячие точки планеты. В конце кажд путеш-я писал роман. Герои – одиноки, становятся объектами насилия. Способ-ть страдать и сострадать – св-во чела. Мир плох, т.к. люди его так устроили. Столкновение истинных чувств героя с религиоз-ми догмами.
Романы серьезные -глубокая философская и соц-я проблематика. И
романы развлекательные –интрига, напряженное действие, детективный момент.
Часто виды соединены.
Грэм Грин «Наш человек в Гаване».(автор опрел-т роман как развлекат-й).
Одна из ведущих тем – судьбы человечес-го начала в условиях современности. Чел-е «Я» вытесняется его соц-й ролью. Главн герой – скромн англичанни, работает в фирме пылесосов. Пародия на шпионский роман. Много комических эпизодов. Сатирическое начало. Образ Шефа – гротеск. Подчерк-ся неестественность дей-й персонажа. Лондонские сцены (интермедия в Лондоне) чередуются с гаванскими – возмож-ть сопоставить дей-е и как это получает трактовку у шефа, кот-й не видит реальных вещей, к-е для него ничего не значат как и Уормолд. Летчик Рауль погибает. Уормолд думал, что его выдумал вначале он – маленький человек, но потом, когда стал агентом, он нарушает свой общественный нейтралитет, бросает свою жизнь. Монолог секретарши о родине – разочарование интеллигенции. Говорит о причинах этого разочарования. Ч/з весь роман тема прессы. Роли обществ-е уничтожают личность. В начале романа – перечисление ролей, не говорит о его инливилуальности. Все наст в челе – в сфре личных отношений, не связано с соц ролью чела (Беатриса:«Все настоящее – это то, что после работы».) она поняла, что ей с Уормолдом будет трудно – он недостаточно безрассуден. Подлинность переживаний в пределах социума противопост-ся радостям семейной жизни. В мире можно опереться только на безрассудство.
«Сила и слава» - дей-е в Мексике, в перв годы после революции.
«Тихий американец» - Въетнам, убийство американца-террориста. Американец занимается подрывной деятельностью.
Конец м.б. трагичным или благополучным. Все печальн концы с ноткой надежды.
«Комедианты», «Почетный консул» -дей-е в Лат. Америке. Герои с яркими характерами.
«Монсеньор Кихот» - старый епископ в роли Кихота. В роли Санчо Пансы – мэр селения Санкас. Они спорят. Тема донкихотства. В кач-ве эпиграфа к роману - строки из «Гамлета» Шекспира.
Уильям Голдинг сюжет в замкнутых аллегорических пространствах, цель – расширить стереотипы мышления. Его тв-во философского характера. (как чела спасти от падения, он теряет свою душу). Создает притчу 20 в – бытовая история. Повеств план и философс-й иносказательн обобщ-й план. Подчеркнутая метафоричн-ть произв-я. Разрываются связи с миром. Тема робинзонады. Его интересует соотношение цивилизации и природа человека.
«Повелитель мух» роман – притча,просматриваются как минимум два плана – непосредственно фабульный и аллегорический. Группа подростков на необитаемом о-ве в результате авиакатастрофы, пилот умирает. Реализация мальчишеских грез, но иллюзия рассеивается. Остров связан со смертью. Все что происходит с детьми – проецируется на все чел-во в целом. Время остановилось на о-ве когда самолет потерпел крушение. Все разделилось на здесь и там, здесь и сейчас. Время раскруч-ся до начала цивилизации. Этический конфликт добра и зла. Ребенок – естеств чел с незамутненным сознанием. Для автора естествен-ть – близость к природе. Это дает возмож-ть заглянуть в сердце чела. Они отказ-ся от норм и правил. Характеры аллегорические. Героине наделены идеей. Они должны выбрать ее, осмысливая варианты пути. Незнание человеком себя. В челе сильно звериное начало, но чел- моральное сущ-во. И он может подавить в себе животное начало. В этом и состоит основной пафос романа-притчи. Основной диалог м\у Хрюшей, Ральфом, Джеком и Саймоном. Цель Хрюши – сохранить жизнь, в кот-й были людьми. Он беспомощен, иногда предпочитает не видеть ничего, пытается сохранить правила, но они не осмыслены. Саймон пытается понять что есть страх. Он приходит к выводу, что зверь – часть чела. Ральф сохраняет нормы поведения, создает себя как личность. Джек – в конце каждого из выборов – смерть. Чел несет ответ-ть за все, что происходит вокруг него. На о-ве пожар, их спасает корабль. Покидание о-ва – прощание с незнанием. Победитель – Ральф, открывает в себе ответ-ть за др. Гуманистический пафос в том, что чел может обрести ценность бытия. Это роман – антивоспитание. Формальное воспитание не помогает героям остаться людьми, потому что не подкреплено воспитанием духовным. При отсутствии карающей взрослой руки нормы, державшиеся на запрете и принуждении, рушатся. Роман –антиутопия –в связи с началом атомной войны ребят отправили подальше от места катастрофы, но с самолетом происходит авария. Дети оказываются одни и никто не знает где они.
«Ритуал на море»- тема двойственности чел-й природы.
«Бумажные людишки» писатель Уилфрид Баркли и читатель Рик Таккер. Баркли решает написать роман о Таккере. В итоге получ-ся автобиография Баркли.
Айрис Мердок: филос проблемы рассм-ся на матр-ле частной жизни. Философия проявляется в спорах, конфликтах героев. Любимый прием – повеств-е от 1 лица (мужчины). Тема искусства переплетается с темой любви. Ис-во и любовь переплет-ся в своем познании вечности.
«Черный принц». Противопоставление подлинного творчества и ремесленничества – одна из главных коллизий.Брэдли Пирсон – писатель, ему 58 лет. Работает над стилем. Арнольд Баффин – коммерсант, пишет в год по роману. В любви есть как созидательное, так и разрушительное начало. Смысл названия «Черный принц» – символ любви, которая приносит страдания. Джулиан исполняла роль Гамлета в театре. Экзистенциальная трактовка причины страданий. Рассм-ся отношения между Пирсоном и его бывшей женой Кристиан. Акцент на случайностях, трагич-х стечениях обстоятельств, когда чел оказ-ся во власти черных сил. Идея непотижимости. Пирсон стремится посвятить жизнь тв-ву, но ему что-то мешает всегда, он оказ-ся втянут в различн конфликты. Его садят пожизненно в тюрьму по овинению в убийстве А. Баффина. Цепь случайностей приводит к трагедии. Пирсон чувств-т себя объектом духовного насилия. Он среди людей, кот-е выясняют отношения. Композиция – есть рамка. Черн принц – рукопись, вставленная в повеств-е. есть послесловие Джулиан, Рейчел, Кристиан, Френсиса. Каждый пытается док-ть что Пирсон убийца, но убила Баффина его жена Рейчел. Автор сталкивает разн точки зрения. Брэдли написал роман «Черный принц» в тюрьме. Искусство как ср-во утверждения правды и ср-во мистификации.
Джон Фаулз «Коллекционер» (Миранда и Фредерик Клегг; столкновение красоты и собственности. Душой он овладеть не может, не может заставить полюбить себя. Его интересует ее внешняя привлекательность, она умирает. Параллель с участью пойманных бабочек. Миранда в переводе – «душа», «бабочка». Она – одухотворенная красота. Мир Клегга – замкнутое подполье. Тема коллекционерства. Неспособность наслаждаться красотой).
«Женщина французского лейтенанта» - викторианская эпоха, когда общ-во потрясено уже открытиями Дарвина. Гл герой Чарльз Смитсон, встречает падшую женщину Сару Вудраф. Чарльза к ней влечет, хотя есть невеста Эрнестина Фримен и собирается жениться. Сара играет роль наставника в поиске себя. Несколько вариантов финала. Игра с лит-ми подтекстами и воссоздание идей викторианства и пародия на них. В романе есть главы вставки, эссе на разные темы. Разрыв между эпохами. Прошедшее - 19 в, настоящее 60е гг 20 века.
«Дэниел Мартин»- автобиографич роман, портрет совр-го худож-ка.
«Мантисса» - проблема самосознания автора. Пародия на массовую литру и постмодернизм.
«Аристос» - книга филос-х размышлений. Автора сопоставляет науку и ис-во.
Грэм Свифт. Соотнесение прошлого и наст. Комбинируются жанровые формы – и детектив и психол роман. Пересматривается статус исторического знания. Тема войны. роль чела в истори (проблема отцов и детей).
«Земля воды»
Малкольм Брэдбери «В Эрмитаж!» - анализ темы отношений чела и истории, 2 временных пласта (к18 и к20 вв). автор изменяет факты и события. Старается усовершенствовать реальность. С. – Петербург становится городом мечтой. Чередуются главы «прошлое» и «наши дни». Автор хочет показать закономерность историч событий. Герои романа - иностранцы. Дидро гуляет по Питеру. Образ Финляндии возникает в интерлюдии.
Джулиан Барнс «Попугай Флобера» - соединяет черты романа, биографии, эссе. Гл герой - Джеффри Брейтуэйт хочет написать свою версию биографии Гюстава Флобера. Вариант Брейтуэйта целиком построен не на фактах, а на предположениях. Он рассказывает о Флобере не как о гении и “великом французском писателе”, а как о человеке — о его желаниях, комплексах и проблемах. Брейтуэйт оновывается на дневниковых записях, отсылка к произведению Г. Флобера «Простая душа». Писатель — “попугай”, повторяющий чужие слова. Понятие плагиата не имеет отрицательной оценки. 2 героя: англичанин Джеффри Брейтуэйт и Гюстав Флобер.
«Англия, Англия» - принцип постмодернизма – деконструкции- развенчание стереотипов на глазах читателя. Каждый момент прошлого отражен в настоящем. Люди отказ-ся от научно-технического прогресса. Страна пытается вспомнить свою историю. Марта Кокрейн – историк, вспоминает детство, пытается вспомнить свое первое воспоминание.
Питер Акройд – создает ряд лит-х биографий. Термин «биография» ввел в Англии Джон Драйден. Отражение идеологии эпохи. На смену викторианская биография, дидактическая. Жанры – биография и романы. Глубокий интерес к истории Англии. Книги посвящены Лондону.
«Завещание Оскара Уайльда» - романизированная биография. Акройд словно переписывает исповедь Уайльда. Заимствует сюжет (саму биографию) и манеру письма Уайльда.
«Чаттертон» - Томас Чаттертон – автор литры мистификации. Акройда интересует не реальн судьба персонажей, а возможная. Роман как цепь мистификаций. Конфликт художник vs ремесленник. Конфликт художник и толпа. Чарльз Вичвуд, его время не пришло. В конце их ждет нищета, смерть, гонения
Мультикультурный роман – описание литры в соответ-и с особен-тями литры в др странах. Глобализация литры. Интернациональность литры – Запад взаимодейст-т с худож структурами Востока. Мультикультурализм – рез-т историч-го процесса. Образование новых нац идентичностей, когда границы литератур размываются. Нов англ литра – литра граждан, не родившихся там, они получили образование в Англии, но сохранили свой архетип. Мультикультурный роман написан на гибридном языке.
Английскость - св-во, к-е отличает англичан. (Диккенс, Барнс, Фаулз). Англичан рассм-ют как особый ряд. Английскость - это целостность культуры повседневности викторианства. Характеристика «английскость» высоко ценилась в культуре: были сформированы культурные традиции и образцы в системе образования и в национальном театре, «правильном английском языке», восприятии национальной истории и т. д. Термин харак-т стремление к воссозданию классовой, гендерной и национальной идентичности. Отношение к «чужому», «другому», инонациональному становится важной составляющей «английскости». Собственную культуру и образ жизни викторианцы воспринимали как «цивилизованность», а потому любое отклонение от собственного образа жизни означало для них сдвиг от цивилизации к варварству. «Английскость» проявляется в двух ключевых фигурах той эпохи, одна из которых — реальное историческое лицо, сама королева Виктория, а вторая —образ английского джентльмена, который предстает практически в каждом произведении английской литературы XIX в. Английский образ жизни акцентировал в «кодексе джентльмена» нормы подобающего поведения(высокие нравств кач-ва). Главные ценностные ориентации в повседневной нравственной культуре женщин средних классов — это искренность, естественность, скромность.
Изучение народного духа вносится в понятие «менталитет»
Глобализация, но интерес возрастает к нац-му. Проблема рассовых и нац-х различий. Складыв-ся нац-й миф о церемониях, чаепитиях, образ чудака, англ леди и джентльмена, праздники. Концепция англ культуры строится как англ модель. Проблема самоидентификации. В Англии перемены, ведь был распад Британской империи. Потребность осознать свою нац-ю сущность.
Джон Голсуорсистатья «Русский англичанин». Осмысление своей культуры ч/з др писателей. Рус и англ – 2 пол 1 целого. Русс – отношение к закону легче\ю стремление к самопознанию. В Англии – страсть к букве закона.
Джордж Оруэлл(наст имя Эрик Блэр) опровергает миф, что Англия не несет ответ-ти за перемены. Тема англ хар-ра, массового типа. Не принимает иллюзий, что Англия – замкнутый мирок. Нация как живое сущ-во. Отвращение к войне, милитаризму. Воспринимает Англию как 2 группы – богатых и бедных. Но сами англичане сознают себя единой нацией, т.к. больше похожи др на др, чем на другие народы.
Ст. «Англичане» -изображает портрет нации, хар-р. Речь о приверженности традициям, о связи с корнями.
Джон Пристлиговорит о роли погоды в станов-и хар-ра англичан. Изображ слои общ-ва, особен средний – сам к нему принадлежал. Ставит вопрос - чем отличает речь англичан от др нац-стей. Выводит различия м/у англичанами и американцами. Рассматривает английскость как соц-псизологич явление.
«Англичане» -акцент на особой нац-й англ сути. Говорит о принципах джентельменского поведения, о склонности англичан к рациональному. Сравнивает англичан с французами. С ними отношения ненависти. Настаивает на влиянии до народа на подсознание.
Джон Фаулз понятие английскости (все, что имеет отношение к культуре, но не к истории/политике). Отразил это в «Женщине фр лейтенанта». Противопост концепции британскости. Джон Фаулз констатирует, что для британскости значимо все, связанное с империей, в то время как английскость ассоциируется с образом сельской Англии.
Джулиан Барнс тоже пытается соотносить англ культуру с франц. «Англия, Англия»- развенчание мифов Брит империи.изолированность культуры- следствие черт нац хар-ра.
Салман Рушди(индиец) создание субконтинентального англ языка в романе «Дети полуночи». Англ-й яз содержит просторечия из хинди. Разделение литры по нац принципу - устарело..
«Восток, Запад», где автор – запятая, он на границе.