Поэтические течения в русской поэзии начала ХХ века
1. Символизм, его теория и практика. Теоретическое самосознание символистов в статьях-манифестах Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, Вяч. Иванова (список см. ниже). Символисты о задачах искусства и предназначении современного поэта; смысл споров с реализмом. Различные этапы и тенденции внутри символизма («старшие» и «младшие» символисты; эстетико-психологическая и эстетико-религиозные тенденции) и их отражение в статьях символистов.
а) Валерий Брюсов как поэт и теоретик символизма;
б) Александр Блок и символизм;
в) поэзия и теория символизма Андрея Белого.
Поэтика русского символизма (основные мотивы, символ, поэтика соответствий, намека; открытия в области стиха – обогащение метрики, звукописи, рифмы, строфика). Обобщить теоретический анализ по работам М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Д.М. Магомедовой, В.Е. Холшевникова.
2. Акмеизм и его поэты. Теоретические декларации и художественная практика. Мироздание по акмеизму. Философия слова и концепция творчества. Художественные принципы акмеизма.
а) мир поэзии Николая Гумилева;
б) слово и культура Осипа Мандельштама;
в) художественное своеобразие лирики Анны Ахматовой.
3. Футуризм. Манифесты футуристов. Поэт и его роль в понимании футуристов. Искусство книги у футуристов. Словотворчество футуристов.
а) творения Велимира Хлебникова;
б) поэтика Владимира Маяковского.
4. Марина Цветаева: слова и смыслы.
Литература
1. Аверинцев С.С. Поэты.- М.: Языки русской культуры, 1996.
2. Акбашева А.С. Серебряный век: художественное и читательское творчество.- Стерлитамак: СГПА, ГАНУ ИПИ АН РБ, 2011.
3. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии / К.Д. Бальмонт // Соколов А.Г. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ в. / А.Г. Соколов, М.В. Михайлова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 326-327.
4. Белый А. Символизм как миропонимание / В. Белый // Критика русского символизма: в 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 103-119.
5. Брюсов В.Я. Ключи тайн. О искусстве. Священная жертва / Брюсов В.Я. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / В.Я. Брюсов. – М.: Худ. лит., 1987. – С. 37-48; 72-93.
6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. – М.: Фортуна Лимитед, 2000. – 352 с. (Глава 5 «Время Блока и Маяковского»)
7. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» / М.Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века». Антология. – М.: Наука, 1993. – С. 5-44.
8. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов. Валерий Брюсов и наследие
9. Иванов В. Две стихии в современном символизме / В. Иванов // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 31-72.
10. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М., 2001.
11. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века / Н.А. Кожевникова. – М.: Наука, 1986. – 254 с.
12. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 296 с.
13. Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В.Н. Крылов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. – 268 с.
14. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.
15. Лекманов О. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск: Водолей, 2001.
16. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.: ХХI век. – Согласие, 2000.
17. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М.: Академия, 2004. – 192 с. (Глава 6 «Направленческий анализ лирического стихотворения»)
18. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д.С. Мережковский // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 41-61.
19. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Соколов.– М., 1988.
20. Пушкина / В.М. Жирмунский // Поэтика русской поэзии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 162-281.
21. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.И. Тиминой. – СПб.; М., 2002.
22. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Эстетика. Творчество. Эволюция. – Липецк, 2000.
23. Слово и судьба. Осип Мандельштам. – М., 1990.
24. Тарановский К. О поэзии и поэтике (сост. М.Л. Гаспаров. – М.: Языки русской культуры, 2000.
25. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А.Ханзен-Леве. – СПб.: Акад. проект, 1999. – 512 с. (Серия «Современная западная русистика»)
26. Холшевников В.Е. Стих начала ХХ века / В.Е. Холшевников // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1994. – С. 216-220.
27. Эткинд Е.Т. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – М.: Максимо, 1997.
Занятие № 7
Художественная система стихотворения А. Блока «Шаги Командора»
1. «Шаги Командора» в контексте цикла «Возмездия». Смысл заглавия.
2. Блоковская картина мира и образ ночи в «Шагах Командора»
3. Пространство и время в стихотворении
1. Система оппозиций (ночь/свет). Двоемирие.
2. Основные фонологические и лексико-семантические сферы, их образно-персонажный уровень:
а) сфера дон Жуана и донны Анны;
б) функция повторов;
в) семантика символов.
3. Явление Командора. Неотвратимость возмездия.
4. Интертекстуальность произведения.
Литература
1. Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Блока «Шаги Командора» // Творчество А. Блока и русская культура ХХ века». – Тарту, 1975.
2. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. – М.: РГГУ, 2002.
3. Минц З.Г. Поэтика А. Блока. – СПб.: «Искусство-СПБ», 1999.
4. Пьяных М.Ф. Трагический ХХ век в зеркале русской литературы. - СПб.: Изд. «Блиц», 2003.
5. Федоров Ф.П. Художественная система стихотворения «Шаги Командора»// Сюжетосложение в русской литературе. – Даугавпилс, 1980.
6. Эткинд Е.Г. «Шаги Командора». Опыт композиционной интерпретации// Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб.: Максима, 1997.
Занятие № 8
Христианский миф и русская история в поэме А. Блока «Двенадцать»
1. Мотивы и образы статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», вошедшие в поэму «Двенадцать». Эволюция отношения поэта к Октябрьской революции от романтического ее восприятия (как несущей «возмездие» старому миру и дарующей ему очищение и преображение) до скептического восприятия современности (по дневникам 1917 – 1920 гг.).
2. Природные стихии как символы социальных явлений в поэме.
3. Принцип контраста как основной в художественном мире произведения (противоборство света и тьмы, космических бурь и земной участи маленького человека).
4. Образы противостоящих друг другу социальных сил:
а) сатирическое изображение представителей «старого мира»;
б) противоречивый образ красноармейцев и его развитие в поэме.
5. Роль «любовного треугольника» (Петрухи, Ваньки и Катьки) в сюжете поэмы.
6. Значение образа Иисуса Христа как «непризнанного духовного водителя «двенадцати», стремящегося направить стихию бунта по праведному пути».
7. Полифонизм произведения.
8. Стиль и стих поэмы.
9. Критические суждения о «Двенадцати».
Литература
1. Блок А. Интеллигенция и революция. О романтизме. Дневники 1917 – 1920 гг. // Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. – М.; Л., 1962. – Т. 6, 8.
2. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: Поэма А. Блока «Двенадцать» // Знамя. – 1991.– № 11.
3. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. – Л., 1980.
4. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». – Л., 1979. – Гл. 2, 3.
5. Иванова Е. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать» // Лит. в школе. – 1993. – № 3.
6. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». – М., 2000.
7. Крук И.Т. Творчество А. Блока. – М., 1970.
8. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1981.
9. Орлов В.Н. Поэма А. Блока «Двенадцать». – М., 1976.
10. Пьяных М.Ф. Слушайте революцию (Поэзия А. Блока советской эпохи). – М., 1980.
11. Соловьев Б. Поэт и его подвиг: Творческий путь Блока. – М., 1973.
12. Стратановский С. Поэт – революция: Опыт современного прочтения поэмы А.Блока «Двенадцать» // Звезда. – 1991. – № 11.
13. Эткинд Е. Музыкальный принцип в композиции поэмы (А. Блок «Возмездие», «Двенадцать») // Эткинд Е. Материя стиха. – СПб., 1998. – С. 449 – 479.
Занятие № 9