Периодизация Древней истории Руси
Происхождение славян
Индоевропейцы (в V в. до н. э.) разделились на яз. группы
романская |
германская |
иранская |
балто-славянская |
славяне |
балты |
в V в. разделились на 3 ветви
западные южные
восточные
предки русского,
белорусского и
украинского народов
Праславяне проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке. Славяне в древних письменных источниках (напр. греческих) упоминаются как венеды, склавины и анты.
Великое переселение народов привело в движение в том числе и славянские племена. В V в. –разделение славян на 3 ветви.
В IV—VI веках, по свидетельствам различных источников, земли к востоку от Карпат населяли потомки восточных венетов — анты.
Наши непосредственные предки- восточные славяне уходят на Восточно-Европейскую равнину и расселяются, как пишет Нестор в XII в. в «Повести временных лет» по Днепру. Истории известно около 15 восточнославянских племен, точнее, племенных союзов, которые существовали примерно в IX—XI веках, а к XI—XIII векам сформировали Древнерусскую народность.
Племена Севера: ильменские словене, кривичи, полочане
Племена Северо-Востока: радимичи, вятичи, северяне
Дулебская группа: волыняне, древляне, поляне, дреговичи
Племена Юго-Востока: бужане, донские словяне
Племена Юга: белые хорваты, уличи, тиверцы
Периодизация Древней истории Руси
IX – XI вв. – Киевская Русь
XII – XIII вв. – раздробленность Руси (Владимирская Русь)
XIV – XV вв. – Московская Русь
Гардарика – «страна городов», так названы земли восточных славян в греческих, арабских и скандинавских источниках
Местные княжения (Гостомысл в Новгороде, Кий в Киеве, Мал у древлян, Ходот и его сын у вятичей)- зародышевая форма государственности Древней Руси.
Восточные летописцы выделяли в славянских землях 3 центра зарождения государственности: Куябу (на юге, вокруг Киева), Славию (в Приильменье), Артанию (на востоке, вокруг древней Рязани)
Рюрик (862-879)
862 г. – призвание варягов (Рюрика со своим племенем русью) Призвание варягов на картине Васнецова
Рюрик основал династию русских князей, правил в Новгороде.
«Норманская теория» теория о создании государства у славян извне (варягами- скандинавами).
Первый антинорманист Михаил Ломоносов (происхождение варягов из западнославянских земель)
Антинорманисты (складывание государства - этап внутреннего развития общества).
Олег (Вещий) (879-912)
882 г. – образование Киевской Руси (объединение двух полит. центров Новгорода и Киева в единое древнерусское государство князем Олегом)
907 и 911 гг. – походы Олега на Византию (цель- подписание выгодных торговых договоров)
Борьба с хазарами
Полюдье – сбор дани князем с подвластных восточнославянских племен
полюдье торговый путь «из варяг в греки» (Балтика-Волхов-Ловать-Западная Двина-Днепр) Константинополь
Варяги. Николай Рерих, 1899
Игорь (Старый) (912-945)
Неудачный поход князя Игоря на Византию в 941 г.
Греческий огонь - горючая смесь, выбрасываемая из медных трубок под давлением на корабль противника, не гасимая водой.
Повторный поход в 943, закончившийся мирным договором в 944.
В 945 г. был убит в ходе восстания древлян
Ольга(устроительница земли русской) (945-969)
1) Хитроумная (жестоко отомстила древлянам за мужа)
2) «Устроительница земли русской» -упорядочила сбор дани (полюдье налоги) (ввела уроки –точный размер дани,
погосты – пункты сбора дани)
3) Провела волостную реформу (разделила государство на волости), (ввела единые правила суда княжеских наместников)
4) Наладила дипломатические отношения с Византией
5) Первой приняла христианство (Елена)
Святослав(князь-воин) (962-972)
Всю жизнь провел в походах (расширил границы государства, обеспечил безопасность торг. путей для русских купцов)
1. Подчинил вятичей
2. Разбил булгар и хазар, открыв торг. путь по Волге в восточные страны
(«Иду на вы»)
3. Походы на болгар на Дунае (попытка перенести столицу в г. Переяславец)
Но часто оставлял государство без защиты, например, осада Киева печенегами (968), предпринятая во время нахождения киевского князя Святослава на Дунае.
(Согласно летописи, в то время как князь Святослав Игоревич вёл кампанию против Болгарского царства, печенеги вторглись на Русь и осадили её столицу — Киев. Осаждённые страдали от жажды и голода. Люди иной стороны Днепра во главе с воеводой Претичем собрались на левом берегу Днепра.
Доведённая до крайности, мать Святослава княгиня Ольга (которая находилась в городе со всеми сыновьями Святослава) решила передать Претичу, что сдаст город наутро, если Претич не снимет осаду, и начала искать способы связаться с ним. Наконец, молодой киевлянин, свободно говоривший по-печенежски, вызвался выбраться из города и добраться до Претича. Притворяясь печенегом, разыскивающим свою лошадь, он пробежал через их лагерь. Когда он бросился в Днепр и поплыл к другому берегу, печенеги поняли его обман и начали стрелять по нему из луков, но не попали.
Когда юноша добрался до Претича и сообщил ему об отчаянном положении киевлян, воевода решил внезапно переправиться через реку и вывезти семью Святослава, а если нет, погубит нас Святослав. Рано утром Претич и его дружина сели на свои корабли и высадились на правом берегу Днепра, трубя в трубы. Думая, что армия Святослава вернулась, печенеги сняли осаду. Ольга с внуками вышли из города к реке.
Лидер печенегов вернулся, чтобы провести переговоры с Претичем, и спросил его, он ли Святослав. Претич подтвердил, что он лишь воевода, и его отряд — это авангард приближающейся армии Святослава. В знак мирных намерений правитель печенегов пожал руку Претичу и поменял своего собственного коня, меч и стрелы на броню Претича.
Между тем печенеги продолжали осаду, так что нельзя было коня напоить на Лыбеди. Киевляне послали Святославу гонца с известием о том, что его семью едва не пленили печенеги, и опасность Киеву по-прежнему сохраняется. Святослав быстро вернулся домой в Киев и прогнал печенегов в поле. Годом позже Ольга умерла, и Святослав сделал своей резиденцией Переяславец на Дунае)
Но после трудного похода на Византию в 972 г. порадевшее войско Святослава с тяжелой военной добычей было встречено на Днепровских порогах поджидавшими полчищами печенегов. Русы были окружены и полностью уничтожены. Они погибли все до единого, включая князя Святослава. Из его черепа хан Куря велел сделать чашу для питья, оковав её золотом.
Владимир (Красное Солнышко, Святой) (980-1015)
Междоусобицы (Владимир – сын рабыни, побеждает Ярополка)
1. Любим народом (образ князя отображен в былинах):
А) создание системы крепостей на юге для обороны от печенегов;
Б) набирал в дружину людей из народа;
В) устраивал пиры для всех киевлян.
2. Укрепляет государство и княжескую власть:
А) проводит языческую реформу (Перун-главный бог)
Цель: попытка объединить племена в единый народ с помощью религии
Б) 988 г. – крещение Русипо византийскому образцу
В) приобретение важного военного и политического союзника в лице Византии
Г) развитие культуры:
1) славянская письменность (Кирилл и Мефодий);
2) книги, школы, церкви, иконопись;
Десятинная церковь-первая каменная церковь в Киеве (1/10 часть доходов князя на строительство);
3)учреждение русской митрополии
Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.
Князь Владимир вошёл в историю как Креститель Руси. Решение князя креститься не было спонтанным. Согласно «Летописи временных лет» за несколько лет до похода на Корсунь (Херсонес) Владимир задумался о выборе веры. Сердцем князь склонялся к православию. И утвердился в этом решении после того, как его послы съездили «на разведку» в Константинополь. Вернувшись, они рассказали: «Когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где они служат Богу своему, и мы не знали, на небе ли мы находимся или на земле: забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького, так и мы «не имамы зде быти», не хотим оставаться в прежней языческой вере». Тогда же вспомнили: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая всех человек».
Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин,Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора
Князь правил Русским государством 37 лет, из них 28 лет - будучи христианином. Стоит отметить, что князь Владимир принял из Византии православие не как вассал, а как равный. «Историки до сих пор строят разные версии, зачем князь пошёл на осаду Херсонеса», - говорит С. Беляев. Одна из версий гласит: решив принять православие, Владимир не хотел предстать перед греками в роли просителя. Показательно: не Владимир отправился в Константинополь, столицу Византии, для принятия крещения. Это к нему, в завоёванный Херсонес, приехали, да ещё и привезли принцессу Анну. При этом само решение Владимира стать православным было продиктовано потребностью души, о чём свидетельствуют произошедшие с князем разительные перемены.
Внимательно присматриваясь к Крестителю Руси, становится ясно, что он был и недюжинным государственным стратегом. И на первое место ставил национальные интересы Руси, которая под его руководством объединилась, расправила плечи и впоследствии стала великой империей.
В День народного единства, 4 ноября 2016 года, на Боровицкой площади состоялось торжественное открытие памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру, который выполнен по проекту народного художника России Салавата Щербакова. Памятник создан по инициативе Российского военно-исторического общества и Правительства Москвы. церемония открытия памятника князю Владимиру. На церемонии присутствовали президент Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин.
Президент подчеркнул, что князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, заложивший основы сильного, единого, централизованного государства.
После выступления президента памятник святому равноапостольному князю освятил патриарх Кирилл.
Ярослав Мудрый(1019-1054)
У Владимира – 12 сыновей- междоусобицы (старший-Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба, ставших первыми святыми на Руси, а Святополка окрестили Окаянным еще и за то, что приводил на Русь иноземцев, которые разоряли и убивали)
Ярослав, управлявший Новгородом, поддержанный новгородцами в борьбе с братом, захватывает престол (с 1019 г. до 1036 г. правит совместно со своим братом Мстиславом). Начинается спокойное мудрое правление – время расцвета Древнерусского государства.
1. Укрепил власть (высшая власть принадлежала великому киевскому князю, который издавал законы, был высшим судьей, возглавлял войско, определял внешнюю политику). Власть наследовалась старшим в роду (сыновья-наместники в волостях, перемещались в случае смерти старшего брата в более крупную волость).
2. Положил начало созданию единого свода законов «Русская правда» (1016 г.). (В «Правде Ярослава», напр., ограничена кровная месть и заменена штрафом-вирой)
3. Меры по укреплению самостоятельности русской церкви (с 1051 г. митрополитами стали назначать не греков, а русских, причем без ведома Константинополя. Первым русским митрополитом был Илларион).
4. Развивал культуру (строил церкви, соборы (Софийский собор в Киеве, Новгороде), монастыри (Киево-Печерский – монах Нестор в XII в. написал первую русскую летопись «Повесть временных лет»), где распространялось писание летописей (описание исторических событий по годам- летам), школы, библиотеки, что способствовало развитию грамотности)
5. Вел мудрую внешнюю политику:
· укрепил южные рубежи Руси (построил оборонительные линии из городов-крепостей на юго-восточных границах);
· разбил под стенами Киева печенегов в 1036 г., где и построил Софийский собор;
· расширил северо-западные границы гос-ва (в1030 г. построил город Юрьев на западном побережье Чудского озера, которое захватил у поляков и литовцев)
· Все земельные приобретения закреплял мирными договорами и династическими браками
· Укрепил международный авторитет Руси.
Именно при Ярославе Мудром закончился процесс формирования государства у восточных славян, складывается древнерусская народность.
Социальная структура общества в Древнерусском государстве
В XI в. Киевская Русь – раннефеодальное государство (наряду с появлением высшего слоя и, наоборот, зависимого, все же основная часть населения – это свободные общинники, платившие налоги государству. А формирование феодального землевладения шло очень медленно).
Земля принадлежала государству, поэтому община (земля находилась в совместном владении, делилась между всеми семьями, входившими в общину) платила налог за пользование землей гос-ву.
Первыми феодалами, захватившими в свою собственность земли, были князья. Они жаловали земли церкви и дружинникам- боярам за службу (вотчина – наследственное земельное владение), которые тоже становились феодалами.
Категории населения Древнерусского общества:
I. Высший слой:
дружина «старшая»-бояре «младшая» |
Князья Великий киевский князь Светлые князья |
1) верхи духовенства 2) выборные в местное управление (посадники и др. чиновники) 3) богатые купцы |
II. Свободные землевладельцы, объединенные в общины
(самая многочисленная часть населения Древнерусского государства)
III. Зависимое население:
Смерд – член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Древнерусском государстве в период XI—XIV веков.
Рядович – заключивший договор («ряд») о работе на феодала на определенных условиях.
Закуп – разорившиеся общинники, попавшие в долговую зависимость за неуплату ссуды («купы»). Если возвращал долг, становился свободным.
Холоп –раб, работавший на земле феодала. (холопами становились военнопленные, не выполнившие обязательств закупы и рядовичи, дети холопов, от великой нужды человек продавал себя в холопы).
Культура Древней Руси
Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.
Восточные славяне
1)Верования - язычество, от слова «язык» - племя, народ.
Боги - Перун, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Ярило, Лада, Макошь и др.
Место поклонения идолам - капище, где совершали жертвоприношения.
Волхвы́ («кудесник, волшебник, гадатель») — древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения и якобы умевшие заклинать стихии и прорицать будущее.
Васнецов «Встреча князя Олега с кудесником»
2) древние сказания, былины- поэтические сказания о прошлом, где прославлялись подвиги русских богатырей (Микула Селянинович, Илья Муромец, Ставр Годинович и др.). Главный мотив –защита русской земли от врага.
Виктор Васнецов «Богатыри»
3) искусство кузнецов, резчиков по дереву и кости.
Огромное влияние имела христианизация Руси.
1) Распространение письменности и грамотности на Руси (60-е гг IX в. - Кирилл и Мефодий - жили в Салониках (Греция), составители славянской азбуки - глаголицы, перевели на славянский язык Евангелие, проповедовали на славянском языке. Кириллица, созданная впоследствии их учениками, в видоизмененном виде является основой современной русской азбуки).
2) Распространение летописания (1113 г. –«Повесть временных лет»)
При храме св. Софии Ярослав создал первую библиотеку на Руси.
Ярослав создал в Киеве мощный центр книгописания и переводной литературы.
Возникают монастыри - Киево-Печерская лавра (основатели Антоний и Феодосий).
XI - н. XII вв. - формируются летописные центры в Киеве и Новгороде.
3) Зарождение русской литературы:
А) 1049 г. – «Слово о законе и благодати» Иллариона (торжественное обращение, послание и поучение, проповедь о нравственной оценке правителя);
Б) жития –литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых (Нестор написал житие Бориса и Глеба)
Страстотерпцы Борис и Глеб. Икона, начало XIV века. Москва
В) 1056 - «Остромирово Евангелие» - старейшая из рукописных книг.
Книги писали в монастырях, которые были центрами культуры (писали на пергаменте - тонкой выделанной телячьей коже).
Простые люди, обмениваясь информацией, использовали бересту.
Развивалось искусство книжной миниатюры (рукописные иллюстрации)
4) Зодчество (в основе строительства храмов лежала византийская крестово-купольная система).
· Деревянное (терема, городские стены, избы)
Особенность: многоярусность, башенки, пристройки, резьба)
· Первая каменная церковь в Киеве называлась Десятинная (989 г.), так как князь на ее строительство дал десятую часть своих доходов. Церковь имела 25 куполов.
· 1037 г. - Строительство собора святой Софии в Киеве.
Макет-реконструкция первоначального облика собора
Современный вид Софийского собора
- Многоглавие - характерная черта русского зодчества (1 купол в центре, 12).
- Для облицовки храмов используют плинфу - широкий и плоский кирпич
- В Софии находится каменная гробница Ярослава.
- В алтаре находится изображение Богоматери. Тип изображения - Оранта - с воздетыми вверх руками. Киевляне называли ее «Нерушимая стена» и считали своей защитницей.
- Есть фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого.
Внутреннее убранство храмов: фрески, иконы, мозаика
Иконы писал печерский монах Алимпий.
• При Ярославе Киев строится. Его называют «украшением Востока и соперником Константинополя». Золотые ворота - парадный въезд в город.
1113-1125 - правление Владимира Мономаха (внука Ярослава и византийского императора Константина Мономаха). В 60 лет взошел на Киевский престол.
Заслуги:
1) Походы против половцев (1111 г.-сокрушительный удар по половцам
ушли в степи, относительное затишье
2) Боролся против усобиц (инициатор Любечского съезда (1097г.) – «каждый да держит вотчину свою». Хотя это только закрепило раздробленность на Руси (законодательно)
3) Боролся за единство Руси (подчинял русских князей, наказывал за усобицы), но после смерти Владимира и его сына Мстислава, который продолжил политику отца, междоусобицы возобновились
4) Образованный человек и одаренный писатель, оставил завет сыновьям жить в мире, верно служить Отчизне (1117г. - «Поучение детям» - ценный исторический источник и яркий литературный памятник).
5) Создал свод законов «Устав Владимира Всеволодовича», в котором облегчил положение должников, запретив их обращать в холопов.
6) Основал на р. Клязьме город, названный его именем.
7) Формируются новые литературные жанры - притчи, поучения, хождения.
8) При Владимире стали чеканить золотые и серебряные монеты, затем заменили на серебряные слитки - гривны.
9) Высокий уровень развития ремесла - литье, чеканка, керамика, вышивка, эмаль
Художественное ремесло
А) кузнечное ремесло (оружие, доспехи);
Б) ювелирное ремесло (зернь, скань, эмаль)
Скань - изображение из тонкой золотой проволоки;
Зернь - шарики напаивают на скань;
Перегородчатая эмаль - эмалью заполняют промежутки из металла.
Духовный мир средневекового человека сочетает возвышенное (обращение к Богу) и земное («смеховая культура»). Носителями «смеховой культуры» средневековья на Руси были скоморохи и гусляры - странствующие актеры, которых преследовала церковь, но любили при дворах князей и в деревнях.