Особенности организации экскурсионных туров с элементами промышленного туризма
Организация экскурсионного тура – процесс сложный и многоступенчатый. Особое внимание необходимо уделить, конечно, экскурсиям, так как именно последовательная совокупность экскурсий и составляет логическую нить экскурсионного тура. Необходимо знать и понимать классификацию экскурсий и умело ее использовать.
Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет следующие признаки, при отсутствии которых она не может быть таковой:
· наличие темы, цели и конкретных задач;
· наличие группы или индивидуального экскурсанта;
· наличие экскурсовода;
· протяженность во времени;
· показ экскурсионных объектов на месте их непосредственного расположения;
· целенаправленность осмотра;
· передвижение по заранее разработанному маршруту.
Экскурсии выполняют следующие функции:
· экономическую;
· идейно-политическую;
· общеобразовательную;
· информационную;
· воспитательную;
· организации содержательного отдыха;
· расширения кругозора;
· формирования интересов человека;
· специализированную (подготовки и переподготовки кадров).
По составу участников подразделяют экскурсии для следующих категорий лиц:
· детей (школьников младших классов);
· взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т.д.);
· городских жителей;
· сельских жителей;
· местного населения;
· приезжающих туристов;
· индивидуалов.
По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые) и тематические.
· Обзорные экскурсии дают общее представление о городе, населенном пункте, регионе. Они многотемны, строятся на показе различных по форме и содержанию экскурсионных объектов.
· Тематические экскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы.
Так, к природоведческим экскурсиям относятся: географические; геологические; гидрогеологические; ландшафтные.
Экологические экскурсии имеют не только подгруппы (экология города, определенной местности и т.д.), но и подразделяются на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология флоры и фауны.
Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на следующие подгруппы: историко-краеведческие, археологические, этнографические. Раскрываемые в данных экскурсиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промыслы, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, нумизматику и др.).
Формированию и развитию эстетического вкуса, способности и необходимости человека различать и оценивать искусство и другие результаты человеческой деятельности, и вообще явлений жизни на уровне прекрасного, содействуют искусствоведческие экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством).
Знакомству с поэтикой слова содействуют литературные экскурсии (литературно-биографические - по местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов, писателей; литературно-художественные - по местам и событиям, отраженным в произведениях, т.е. по дорогам литературных героев).
Архитектурно-градостроительные экскурсии (их объекты показа встречаются практически во всех видах экскурсий) имеют следующее деление: памятники архитектуры определенных стилей; творчество архитекторов; градостроительство (историческая и современная застройка города, местности).
К экскурсиям по месту проведения относятся: производственные (промышленные), музейные, городские, загородные, в пути следования (так называемые путевые информации).
Качественный уровень экскурсионного обслуживания обеспечивается различными формами проведения экскурсий, среди которых выделяются: обычные, учебные, рекламные, экскурсия-лекция, экскурсия-массовка, экскурсия-спектакль, экскурсия-прогулка и др.
По способу передвижения различают пешеходные, с использованием транспортных средств и комбинированные экскурсии.
По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объединены общей темой и целью).
Краткий приведенный выше обзор классификации экскурсий говорит о ее значимости для практической стороны экскурсионного обслуживания. Учет классификационных признаков содействует качественной разработке экскурсионных услуг, мероприятий по их оказанию, способствует специализации экскурсоводов, совершенствованию их профессионального мастерства, созданию новых тем экскурсий.
Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но и как самостоятельный вид услуг, целью которых является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов (туристов) в познании окружающей действительности.
В целом, можно сказать, что экскурсионный вид туризма занимает почетное место среди других видов, таких как, к примеру, спортивный туризм и курортный отдых
Исходя из классификации видно, что производственные экскурсии – один из видов экскурсий, который достаточно популярен и интересен туристам. В нашей стране на многих предприятиях постоянными туристами становятся школьники. Это связано и с просветительской работой предприятий, и с повышением кругозора детей, и является одним из видов отдыха детей на каникулах.
Важно знать учитывать особенности производственных экскурсий для грамотной организации и способствованию тому, что у детей после экскурсии останутся стойкие положительные впечатления.
Часто предприятия сами приглашают школьные группы на осмотр своих производств. Также еще один вариант – организация экскурсий силами туроператоров и экскурсионных бюро. Туроператоры узнают о возможности посетить то или иное производство на форумах и конференциях, в которых участвует представители заводов и фабрик. После налаживания контакта с предприятием туроператоры подбирают туристские группы.
Письменная заявка на проведение экскурсии должна быть подана обязательно. Это позволяет и предприятию, и туроператору составить график экскурсий и хорошо к ним подготовиться: ведь порой неделями никого нет, а иногда бывает по четыре делегации в один день.
Предприятие выделяет своего сотрудника для проведения экскурсии. Работа со стороны предприятия большая и тщательная. Сначала происходит подготовка к встрече гостей. Сначала разрабатывается программа встречи. Это занимает немного времени, поскольку работники предприятия часто встречают разные группы и уже имеют подобный опыт. Остается лишь подготовить индивидуальное приветствие и заказать сувениры с эмблемой предприятия. Заказом занимается рекламно-информационный отдел. Непосредственно перед приездом туристской группы канцелярия извещает по электронной почте всех сотрудников; они же на специальных стендах и на электронном мониторе при входе в административный корпус размещают приветствие.
Для предприятия промышленный туризм – дополнительная нагрузка. Экскурсоводами становятся сотрудники служб, осуществляющих перемены на предприятии. Чаще всего экскурсии проводят специалисты из службы оптимизации производственных процессов. Если экскурсантов интересует только производство, их принимают специалисты службы оптимизации производства. Если в какой-то из дней происходит наплыв гостей (прибывает сразу несколько делегаций), экскурсоводом становится работник заводского музея. В отдельных случаях экскурсии проводит директор или начальник цеха. Когда группы заходят в тот или иной отдел, основному экскурсоводу помогает кто-то из сотрудников: говорит несколько слов о проведенных и планируемых в отделе преобразованиях.
Перед экскурсией с гостями проводится инструктаж по охране труда, и туристы делают общую фотографию. В зависимости от времени, которым располагают гости, и количества вопросов, которые они задают, экскурсия может быть стандартной или расширенной и длиться от одного до пяти часов. Обязательные объекты для осмотра – социальные объекты (гардеробные, столовая, медпункт, прачечная) и производственные цеха. Также показывают лаборатории, цеха, кабинеты, этапы технологического процесса. В расширенный вариант экскурсии входит знакомство со складами хозяйственного обеспечения, участком изготовления продукта, гаражами, участком нестандартного оборудования. По желанию гости могут посмотреть офисные помещения.
На многих предприятиях гостей просят поделиться своими впечатлениями от увиденного – предлагают заполнить специальные опросные листы. Также каждому гостю вручается на память фотография, сделанная в самом начале и напечатанная, пока продолжалась экскурсия, или другие сувениры. На предприятиях пищевой промышленности обязательно проводится дегустация изделий.