Урок.62. Внеклассное чтение. Русские поэты-классики

Урок 63. И Бунин «Догорел апрельский светлый вечер…», Ю Коваль «Букет

Цели:наблюдение за поэтическим словом; со­вершенствование навыка выразительного чтения; раз­витие речи, воображения, памяти; воспитание любви к природе; снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Право выбора, которое мы предлагаем учащимся при подготовке домашнего задания, вырабатывает у них самостоятельность в принятии решения. В данном случае проверка домашнего задания будет состоять из двух частей:чтения (подготовленного) рассказа Ю. Коваля «Невидимка» и выразительного чтения стихот­ворений А. С. Пушкина и Е. Баратынского. Свой выбор учащиеся аргументируют. Если нашли какие-то сведения о поэтах — рассказывают, указывают источник.

3. Чтение стихотворения И. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер...»,

4. Повторное чтение учащимися «про себя», чтение «цепочкой», затем работа над текстом. Главное: пересказывать поэти­ческие произведения нельзя, их нужно читать или заучивать наизусть. Поэтому основными приёмами работы на уроке будут выборочное и выразительное чтение.

Учащиеся определяют:

• О ком идёт речь в стихотворении?

• Чем отличается эта героиня от героинь предыдущих стихотворений? («Она уже полностью вступила в свои права»,— говорят дети.)

• Докажите свои суждения. «Апрельский светлый вечер», «...свежее пахнет зеленями», «журавли... тянутся гурьбой», «Весна в за­зеленевшей роще ждёт зари...» — эти выражения из стихотворения свидетельствует о правильности суж­дений учащихся.

• Нравится ли всё это поэту?

• Каким настроением наполнено стихотворение?

• О чём свидетельствует написание слова «Весна» с большой буквы?

5. Работа над пониманием ряда выражений Первое из них — «озябший чернозём». Это бывает утром, ког­да молодая зелень на чернозёме искрится инеем и создаётся впечатление зябкости, свежести. «Далёкий шум потока в темноте таинственно заглох». «Вчера ещё всё бурлило, шумела вода, но вот... снег растаял, воды стало меньше, поток слабее», «И струится чаще над по­лями звёздный свет в молчании ночном» — небо весной совсем иное, чем зимой или летом, оно прозрачное, преобладают лазоревые тона, а звёзды так низки, что можно достать их рукой.

• Есть ли в этом стихотворении какая-то таинствен­ность, загадочность?

• Кто её создаёт? (Конечно же, весна. Она здесь жи­вой образ, она действует, она всеми повелевает.)

• Попробуйте передать это при выразительном чтении.

6. Важно правильно составить партитуру чтения: распределить паузы (логические и психологические), расставить ударения. После выразительного чтения — придумывание названия стихотворению.

Физкультминутка

7.Чтение рассказа Ю. Коваля «Букет»вслух, «про себя».

8. Выявление первичного эмоционального вос­приятияучащихся:

• Чем понравился рассказ?

• Что в нём необычное?

• Кто является героем этого рассказа?

• А ещё какой невидимый герой присутствует в этом произведении?

• Интересно ли написан рассказ? Докажите свои суждения.

• Почему букет предстает перед нами живым суще­ством? Как этого добивается автор? Подтвердите свой ответ словами из текста.

• Обратите внимание, как Ю. Коваль описывает букет: «...среди разгрома букет выглядел как-то нагловато», «смотрел на меня наглыми зелёными глазами». Пред­ставляете ли вы это? Нарисуйте словами или сделайте рисунок в литературной тетради.

• Почему букет «всколыхнулся»?

• Про какой невиданный цветок рассказывает автор?

• Каким бы вы назвали этот поворот событий в рас­сказе (удачным, неожиданным, волшебным)? Почему?

9. После анализа перечитывание рассказа «про себя».

10. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из произведений (на выбор).

11. Подведение итогов.

12. Рефлексия

Урок 64. В. Жуковский «Летний вечер», А. Кольцов «Красным полымем...»

Цели:наблюдение за поэтическим словом; развитие умения выражать свои мысли по отношению к прочи­танному, чувствовать настроение лирического произ­ведения; обучению соотношению интонации (темпа, логического ударения, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого; воспитание любви к поэтическому слову; снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Как и на предыдущем уроке, проверка домашнего задания будет состоять из двух частей.

3. Новым материалом на уроке будут два стихотворе­ния: «Летний вечер» В. Жуковского и «Красным полы­мем...» А. Кольцова.

4. Чтение стихотворения В. Жуковского «Летний вечер».После первичного чтения — вторичное «цепоч­кой», а затем — «про себя».

5. Анализ произведения.Класс делится на группы:

1)я чувствую,

2)я думаю,

3)я оцениваю,

4)я творю.

Каждой группе учащихся даётся конкретное задание: 1) определить настроение произведения, выявить чув­ства автора и свои; 2) определить количество картин, изображённых автором, найти и объяснить слова и вы­ражения; 3) оценить полноту описания В. Жуковским летнего вечера; 4) подумать, какие картины дополни­тельно можно нарисовать к произведению.

Итак, первая группаучащихся сосредоточит вни­мание на настроении стихотворения. Оно насыщено теплом, спокойствием. Учащиеся говорят о том, что от стихотворения веет прохладой, что в нём высказывается благодарность солнышку, которое неустанно трудилось целый день.

Вторая группаучащихся определяет количество картин в стихотворении. А их несколько: закат — «сол­нышко утомлено, за горы прячется оно», закат не совсем обычный — часть солнца покрыта облаком — «алым тонким облачком задёрнув лик усталый свой, уйти готово на покой». После нахождения картин в тексте учащиеся объясняют их. Первая картина — летом солнышко встаёт рано, всё освещает, всех обогревает, создаёт радостное настроение. Вторая картина — за целый день работы солнышко устало и ему хочется отдохнуть: оно прячется за тучку, а потом за гору. Дети говорят, что автор и чита­тели оценивают правильно работу небесного светила: «Пора ему и отдохнуть; везде ж работа...».

Третья группаучащихся, исследуя произведение В. Жуковского, заметит, что поэт создал только две карти­ны летнего вечера, а этого, конечно же, недостаточно.

Четвёртая группаучащихся предложит свои кар­тины летнего вечера, например, уставшие люди идут с сенокоса, стада возвращаются с пастбищ домой, на небе появляются первые звёзды и т. д.

Коллективная работа над стихотворением позволяет рассмотреть его всесторонне.

6. После анализа вырази­тельное чтение стихотворения В. Жуковского «Летний вечер».

Физкультминутка

7. Чтение стихотворения А. Кольцова «Красным полымем...»вслух «цепочкой», «про себя». Работа над текстом:

• Чем понравилось стихотворение?

• О ком или о чём ведёт разговор поэт?

• Как А. Кольцов изобразил утро? Прочитайте.

• Почему он пишет «красным полымем заря вспых­нула»?

• Объясните выражение «По лицу земли туман сте­лется». Наблюдали вы такое явление в жизни?

• Что произошло, когда день вступил в свои права? Прочитайте.

• Что помешало быть дню солнечным, светлым? Найдите ответ в тексте.

• Почему о туче поэт говорит, как о живом существе? Какие слова помогают представить этот образ живым? Найдите их в тексте и прочитайте.

• Что происходит во время грозы? Как об этом пишет А. Кольцов? Прочитайте.

• Какие слова и словосочетания из устного народного творчества использует поэт?

• Как называются такие эпитеты: туча чёрная, ветры буйные, света белого?

• Придумайте название стихотворению.

• Как вы будете выразительно читать его? Где про­ставите паузы, ударения, какой будет темп чтения? (Нарастающий, как и само явление природы.)

8. Выразительное чтение стихотворения.Далее учитель предлагает детям вспомнить, какой дождь они видели? Всегда ли он бывает одинаковым? О каком до­жде вам хотелось бы написать стихотворение?

9. Домашнее задание: выучить наизусть стихотво­рение В. Жуковского «Летний вечер». Подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца. Попробовать сочинить своё стихотворение о дожде (по желанию).

10. Подведение итогов.

11. Рефлексия

Урок 65. Г. А. Скребицкий

Цели:знакомство с творчеством писателя; фор­мирование читательского интереса; отработка навыка выразительного чтения; воспитание внимательного отношения к окружающему; снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Урок начинается с конкурса на лучшее чтение стихотворения.В. Жуковского «Летний вечер». Жела­тельно пригласить в жюри учащихся старших классов, а можно обойтись и своими силами. Класс можно раз­бить на команды (для активизации интереса учащихся к мероприятию). Победу присуждать не индивидуальным исполнителям, а команде.

3. После конкурса знакомство с творчеством Г. А. Скребицкого. Предварительно нужно договориться с библио­текарем об оформлении выставки книг писателя, статей, книг о нём (в IV классе мы готовим учащихся к изучению «большой» литературы, курс которой начинается в V классе, одним из аспектов этой работы является раз­витие интереса к творчеству писателя). Выставка может состоять из книг «Остров белых птиц», «Простофили и хитрецы», «Друзья моего детства», «Залесной завесой», «Лесной прадедушка», «Товарищи по охоте», «От первых проталин до первой грозы», «В Беловежской пуще», «С ружьём и без ружья» и т.д.

С произведениями Г. А. Скребицкого четверокласс­ники ранее не встречались на уроках литературного чте­ния, однако, возможно, что-то читали самостоятельно. Поэтому учитель выясняет: «Что вы знаете о Георгии Алексеевиче Скребицком? Какие произведения этого автора читали? О чём он пишет?» Если нет ответов на поставленные вопросы, учитель предлагает учащимся познакомиться с книжной выставкой и определить, какая тема является главной в творчестве писателя (активизируются знания учащихся, приобретённые на уроках внеклассного чтения: определение темы книги по титульному листу, аннотации, содержанию, беглому просмотру). Основная тема произведений Г. Скребицкого — мир природы. Чаще всего это научно-художественные произведения, с которыми учащиеся знакомились в III классе.

Физкультминутка

Учитель рассказывает детям о Г. А. Скребицком: «С самого раннего детства мальчик мечтал о путеше­ствиях и об исследовании непроходимых джунглей. Он вспоминал, что первые книги, подаренные и прочитан­ные мамой, были о зверях и птицах, о путешествиях, о чудесной природе тропических и полярных стран. Мальчик с жадностью слушал чтение матери, часами перелистывал цветные картинки с изображением раз­личных животных, мечтал о том, чтоб и самому стать смелым путешественником-натуралистом.

Но до этого было далековато. Нужно было закончить школу, институт, прежде чем стать научным сотруд­ником и самому отправиться в экспедицию. Он стал изучать жизнь родной природы, зверей и птиц.

Вспоминая своё детство, то, как он любил играть в пу­тешествия, как сам внимательно вглядывался в повадки животных, Георгий Скребицкий решил писать для детей книги, в которых они узнавали бы, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, как нужно уметь наблюдать, как удивительно приятно понимать, любить и беречь нашу сказочно богатую природу».

4. Далее учитель зачитывает небольшую статью об авторе,учащиеся перечитывают и отвечают на вопросы, помещённые в учебнике.

5. Домашнее задание: самостоятельно прочитать один из рассказов Г. Скребицкого, подготовить его краткий пересказ.

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

Урок 66. Г. Скребицкий «День рождения»

Цели:обучение целостному восприятию рассказа, эмоциональному отклику на прочитанное, делению тек­ста на логически завершённые части, высказыванию и аргументированию своего отношения к прочитанному; воспитание любви и уважения к родителям; снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Урок начинается с проверки домашнего задания. Обращается внимание: 1) на источник поиска(где нашёл, кто помог, из какой книги, какое издательство); 2) краткое изложение содержания рассказа.В слу­чае, когда не всем учащимся удалось найти произведе­ния автора, учитель предлагает послушать товарищей и активно подключиться к работе над новым рассказам Г. Скребицкого.

3. На этом же уроке учитель полностью читает рас­сказ «День рождения».После чтения выявление эмо­циональной реакции слушателей:

• Понравился вам рассказ? Чем? Какие герои в нём действуют?

• Кто запомнился больше и чем?

• От имени кого ведётся повествование?

• На какие части можно разделить рассказ? (1. На­кануне дня рождения. 2. Рыбалка.)

4. Детальная работа над первой частьюрассказа: учащиеся перечитывают её «про себя», затем — анализпрочитанного. У каждого человека есть день рождения. Но, наверное, самыми счастливыми, запоминающими Урок.62. Внеклассное чтение. Русские поэты-классики - student2.ru считаются дни рождения в детстве, когда рядом мама и папа, бабушки и дедушки, кажется, что жизнь бес­конечна и наполнена радостью и счастьем. От выявления личностных впечатлений детей нужно идти и в анализе рассказа Г. Скребицкого:

• Как чувствовал себя мальчик накануне своего дня рождения?

• Совпадают ли его чувства с вашими? Чем? Почему автор пишет: «Я сидел, как на иголках...». Когда это бывает? Передайте это ощущение.

• Почему родители не хотели говорить, что они по­дарят сыну?

• Правильно ли они делали?

• Перечитывание этой части рассказа до слов: «Нау­тро, как только я проснулся...» вслух «цепочкой».

Физкультминутка

5. Чтение следующей части рассказа,непосред­ственно связанной с днём рождения героя.

• Что было главным для него в этот день?

• Что хотел сделать мальчик и что увидел?

• Какими словами передаёт автор радость маль­чика?

• Как чувствовал себя мальчик и его родители? Най­дите ответ в тексте.

• Что важнее был для мальчика: получить подарок или поехать с родителями на рыбалку? Почему?

6. Перечитывание первой части рассказа.

7. Домашнее задание: вторую часть рассказа «На рыбалке» прочитать самостоятельно, а к первой — при­думать название.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия

Урок 67. Г. Скребицкий «День рождения»

Цели:обучение анализу текста, нахождению в нём слов и выражений для подтверждения своих мыслей; развитие речи, воображения, памяти; воспитание любви и уважения к родным людям; снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания осуществляется в два этапа. На первом этапе путём беглого опроса про­веряется качество чтения второй части (правильность, осознанность). Второй этап — оценка названий первой части, придуманных учениками.

3. Работа над другой частью рассказа.Так как уча­щиеся прочитали её самостоятельно, им предлагаются вопросы для обсуждения:

• Где проходил путь на рыбалку?

• Как автор описывает рожь? Прочитайте.

• Почему он пишет: «Рожь уже выколосилась, и по ней плыли лёгкие тени от облаков». (Чаще всего это бывает, когда со ржи летит пыльца, создавая видимость облака).

• Что происходило на рыбалке?

• Какие чувства были у маленького рыбака? Опишите словами эту картину.

• Почему мальчик никак не мог вытащить рыбу?

• Как вела себя рыба? Прочитайте.

• Что почувствовал мальчик, когда она уходила?

• Представьте себя на его месте. Что делали бы вы?

• Как поддержал маленького рыбака его отец? Про­читайте.

• Что происходило дальше? Расскажите.

• Как всё же удалось поймать рыбу?

• Какая она была? Прочитайте.

• Попробуйте по описанию нарисовать рыбу в лите­ратурной тетради.

• Как соотносятся описания природы с чувствами мальчика?

• Можно ли сказать, что у него дружная семья?

Физкультминутка

4.Составление плана пересказа части «Рыбалка». Он может быть следующим:

1.Клюёт.

2.Удочка обломалась.

3.Рыбак в отчаянии.

4.Рыба ушла.

5.Помощь отца.

6.Темно-зелёный голавль.

7.Ощущение счастья.

5. Пересказ части рассказа по плану, придумывание этой части заглавия.

6. Домашнее задание: выучить небольшой отрывок наизусть (на выбор). Подобрать и принести в класс книги или отдельные произведения В. В. Бианки.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия

Урок 68. В. В. Бианки

Цели:подвести итогиработыс произведением Г.Скребицкого «День рождения»;познакомить с писателем В.В.Бианкии его произведениями; развивать читательский интерес; учить на возникшие вопросы искать ответы в книгах; снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Урок начинается с опроса. Каждый из учащихся вы­брал для заучивания наизусть отрывок из произведения, который заинтересовал именно его. Поэтому очень важно выявить этот интерес.Это позволит учителю больше узнать ребёнка и целенаправленно влиять на становление его личности.

3. После опроса учащиеся знакомятся с книгами на вы­ставке(с помощью библиотекаря организуется выставка произведений В. Бианки) и дополняют её своими произ­ведениями. Каждый из учащихся рассказывает о своей книге или произведении и о том, что он знает об этом писателе. Итог беседы: В. Бианки писал о природе.

Материал для учителя

Биолог, исследователь и следопыт, страстный охот­ник, Виталий Валентинович Бианки писал сказки, рас­сказы, повести о жизни животных, охоте, природе.

В. Бианки родился в Петербурге, в семье учёного-биолога. С детства он любил природу. Этому способ­ствовала обстановка дома, в котором был аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами, всегда жило много птиц, зверей. В. Бианки вспоминал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку,
каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отче­ству и фамилии. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И — самое главное —
с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

В литературу В. Бианки привёл С. Маршак. В 1923 г. в журнале «Воробей» появилась первая сказка В. Би­анки «Путешествие красноголового воробья». В том же 1923 г. написаны небольшие сказки «Первая охота», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чём поёт». В 1923-1924 гг. они вышли отдельными книжками.

Все годы своей литературной деятельности В. Би­анки был сотрудником детских журналов «Новый Ро­бинзон», «Дружные ребята», «Пионер», «Ёж», «Чиж», «Мурзилка», «Костёр», «Юный натуралист».

Начало природоведческой книги положили М. М. Пришвин и В. Арсеньев. Дальнейшее её развитие связано с именем В. Бианки. Всей своей творческой деятельностью писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. Исследователь творчества В. Бианки Г. Гроденский пишет: «И пусть большинство героев произведений Виталия Бианки — всего только лесные звери и птицы, они пробуждают у ребёнка большие человеческие чувства: смелость, стойкость, доброту к слабым, стремление к достижению цели».

Автор умеет вызвать у читателя интерес к окружаю­щей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц, стать следопытом своего края. Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, часто на­звание своих книг он даёт в форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т.д. В. Бианки показывает детям, как интересен окружающий их мир, как увлека­тельно его исследовать.

Тематика книг В. Бианки многообразна. В сказках, рассказах, повестях писателя заключены обширные биологические знания. Произведения Бианки дают читателю правильное представление о природе, воспи­тывают бережное к ней отношение. Писатель знакомит детей с обитателями леса, озера, поля. Он показывает, как тесно связана жизнь животного с окружающей его природой, как идёт борьба за существование. Он объ­ясняет ребёнку, почему по-разному поют птицы («Кто чем поёт?»), отчего у животных разные ноги («Чьи это ноги?»), зачем зверям хвост («Хвосты») и др. В. Бианки создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Для его сказок характерна простота сюжета, приём антропо­морфизма, краткость в описании, народный язык.

Например, в чудесной сказке «Лесные домишки» (1924) рассказывается о том, как ласточка-береговушка разыскивала дорогу домой. В небольшой сказочной повести «Мышонок Пик» (1927) создан живой образ мышонка. Мышонок Пик совершает вынужденное длительное, полное приключений путешествие, знако­мится с окружающим его миром. В повести чувствуется авторская теплота и внимание к маленькому путеше­ственнику. Входе повествования раскрывается суровая борьба в природе за существование.

В каждом произведении Бианки кроме отличного знания материала чувствуется глубокая любовь к при­роде, к животному миру, к людям, разумно и доброже­лательно относящимся к животным.

Книги Бианки издаются с иллюстрациями. Первые его книги («Чей нос лучше?» и др.) вышли с рисунками П. Бугкина. Книга «Лесные домишки» иллюстрировалась известными художниками Н. Тырсой, Е. Чарушиным, В. Курдовым и др.

В. Бианки был чрезвычайно требовательным к своему творчеству. Его произведения отличаются не только богатством содержания, но и художественным совершенством.

Книги В. Бианки — классический образец природо­ведческой детской литературы.

5. Учитель зачитывает в учебнике короткую статью об автореи дополняет её новыми сведениямииз при­ведённого выше материала. Учащиеся перечитывают статью «про себя» и отвечают на вопросы:

• Что вы знали о писателе В. Бианки?

• Где и когда впервые встретились с его произведе­ниями?

• Нарисуйте его словесный портрет и дайте харак­теристику.

• Кто повлиял на становление Бианки-писателя, научил зорко вглядываться в окружающий мир?

• Что любил делать в детстве Виталий Валентино­вич?

• О чём и как пишет писатель?

• Что дают читателю произведения этого автора?
6.Домашнее задание: прочитать статью об авторе. Прочитать небольшой рассказ

В. Бианки.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия

Урок 69. В. Бианки «Музыкант»

Цели:продолжить знакомство с творчеством В.Бианки;развивать читательский интерес; совер­шенствовать навыки чтения; воспитывать бережное отношение к природе; снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Урок начинается с чтения или пересказа произ­ведений В. Бианки,которые учащиеся отыскали само­стоятельно. Обязательно определяется тема рассказа, выявляются основные герои. Обращается внимание на то, как их описывает автор, какие черты характера выделяет.

3. Чтение рассказа В. Бианки «Музыкант».Чем интересен он для детей? Прежде всего тем, что автор сумел показать, как изменилось отношение старого медвежатника к дикому зверю: пожалуй, впервые он уви­дел в медведе родственную душу, и рука не поднялась стрелять в него. Наверное, в данной ситуации охотник пожалел, что у него не было фоторужья, вот оно как раз было бы к месту.

В рассказе прослеживается главная мысль: человек в ответе за всё живое на земле, он не должен разрушать ту гармонию, которая всегда царила и будет царить в природе.

4. Рассказ читается учителем (или учениками), а затем учащиеся перечитывают его «про себя». Работа над текстом:

• Какая мечта была у старика?

• Как он её осуществлял?

• Почему проходящий мимо старика человек пред­лагал ему оставить его затею?

• Что сделал старик?

• Куда он пошёл и что увидел? Зачитайте.

• Как воспринял увиденное старый охотник?

• Почему он не выстрелил в медведя?

• Правильно ли, на ваш взгляд, поступил охотник? Докажите свою мысль.

Физкультминутка

5. Чтение рассказа по ролям.Затем учащимся пред­лагается творческое задание:представить, что на месте охотника находится медведь. Что бы он (медведь) сказал охотнику, как бы поступил? Такие задания, как правило, развивают воображение у детей, позволяют им фантазировать, глубже проникать в идейное содер­жание произведения.

6. Завершает работу над рассказом составление его краткого пересказа.Вместе с учащимися выявляются ключевые слова, моменты, вокруг которых будет стро­ится краткий пересказ: старый медвежатник, любил, музыка, хотел, научиться, играть, не получалось, зна­комый колхозник, берись за ружьё, поиски медведя, медведь-музыкант, возвращение охотника, опять игра на скрипке, разговор с односельчанином.

7. Домашнее задание: подготовить краткий пересказ произведения В. Бианки.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия

Наши рекомендации