Экскурсионное обслуживание в СКСиТ. Типы и виды экскурсий
Экскурсионное обслуживания является частью комплексной туристской услуги. Экскурсионное обслуживание - организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания. Экскурсия как процесс наглядного познания окружающего мира неразрывно связана с туризмом. Экскурсия представляет собой сердцевину туризма.. Экскурсионная деятельность, как одна из составляющих турпродукта, является одной из основных мотиваций для путешествий (лишь сложные спортивные походы, да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного, экскурсия обязательно включается в программы поездок). Необходимо констатировать тот факт, что одной из важных составляющих туристического продукта является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны или региона пребывания. Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как, осмотр музейных и выставочных экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности. Удовлетворение потребностей туристов находится в прямой зависимости от количественного и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания. Каждая форма организации экскурсионного обслуживания - это совокупность направлений действий, имеющих конкретную цель - т.е. удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов. Э. –представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира. Этот процесс происходит с использованием заранее выбранных объектов, находящихся в природных условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике. В экскурсии непременно присутствуют три элемента: экскурсант, объект показа и экскурсовод.
Экскурсия – услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов) заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении или изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24часов без ночевки
Задача э. – выработать у экскурсантов отношение к теме э, деятельности историч.лиц, т.е составить представление о ком/чем – либо, его значение и роль в событиях. Сущность э. составляют такие понятия как композиции (построение, объединение отдельных частей в целое), сюжет (событие, несколько событий, связанные друг с другом), фабула (цепь событий, о которых повествует произведение, есть завязка и осн.часть). Цели э.: отдых, учебная (усвоение знаний по опред.предмету), общеобразовательная (расширение своего кругозора), научная. Тема э. – предмет показа и рассказа (регулируется показ экск.объектов). Признаки э: протяженность по времени от 1 академич.часа до 24 часов; наличие экскурсантов; наличие экскурсоводов; передвижение участников э. по заранее составленному маршруту; наглядность, т.е.показ экскур.объектов в том месте, где они расположены; активная деятельность участников э, т.е.наблюдение, исследование объектов; целенаправленный показ объектов и наличие опред.темы. Функции э.: 1. Информ-познав.( каждый экскурсант надеется получить относительно полную, научно обоснованную инфо); 2. Воспитательная (воспитываем мировоззрение, культурное поведение); 3. Развлекательно-досуговая; 4. Эстетическая (красота природы); 5. Коммуникативная (общение экскурсовода с экскурсантами). Экскурсионный процесс может быть выражен в следующей последовательности: экскурсовод (с помощью объектов воздействует) на экскурсантов (помогая им) увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками. Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
Объектами экскурсии могут быть:- места, связанные с историческими событиями;
- природные объекты и заповедники; - здания и сооружения; - мемориальные памятники и комплексы; - произведения архитектуры; - оригинальные инженерные сооружения; - объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей; - технические экспонаты; - памятники искусства; - экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; - археологические памятники.
Есть понятие гидизм – бессистемный осмотр достопримечательностей.
Э. классифицируются:1) по содержанию (обзорные тематические, специальные):а) обзорные (они многотемны, большой объем информации, это 1-е знакомство, включает историю, прошлое города), б) тематические (раскрытие опред.темы): исторические (от прошлого до настоящего, здесь временная логика, но м.б. и наоборот – экскурсия в прошлое). Они м.б. историко-краеведческие, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, исторические музеи); природоведческие; производственные (производственно-исторические – развитие промышленности, производственно-экономические – развитие банковского дела, производственно-технические – демонстрация оборудования и технологий, учебные – для учащихся ПТУ); искусствоведческие (истрико-театральные, историко-музыкальные, связ. с народными промыслами, по местам деятельности великих людей, литературные, историко-литературные, литературно-художественные, архитектурно-градостроительные). 2) по кол-ву человек: а) индивидуальные (1-3 чел), б) групповые (7-50 чел)). Оптимальное кол-во человек в группе – 15-20. 3) по составу: местное население , взрослые, приезжие туристы, дети . 4) по месту проведения (городские, загородные, путевая информация, в музее, на производстве и т.д.); 5) по способу передвижения (пешеходные, с использованием транспорта, комбинированные); 6) по форме проведения ( экскурсия-массовка – задействовано несколько автобусов, экскурсия-прогулка, экскурсия – лекция – рассказ преобладает над показом; экскурсия-концерт)
Виды экскурсий: I. Обзорные: городские о.э. являются самыми посещаемыми и востребованными, за короткий срок экскурсанты знакомятся с основными событиями в жизни города и его историей; все о.э. имеют своей целью показать роль города в жизни страны; многообразие объектов показа; практически невозможно построить э. в хронологическом порядке; важно правильно подобрать логические переходы от одной подтемы к другой. II. Паломнические: связаны с посещением святых мест, храмов, культовых сооружений; путешествия происходят тогда, когда ч. чувствует в этом потребность; часто связаны с религ.праздниками. III. Экологические: главное содержание – знакомство с живой природой и культурными местами поселения; способствует охране природы; осн. цель э. – экологическое образование, воспитание чувства личной ответственности; особенность э.э. – знакомство с достопримечательностями + получение знаний, в программу э. вкл. посещение эколог. троп, знакомство с местными экол.проблемами, пища и транспорт должны быть экологическими. IV. Этнографические:культурно-историч.объекты, которые содержат инфо об этнич.проявлениях традиционно-бытовой культуры, то есть памятники архитектуры выполненные в традиционном для этноса стиле; традиционные жилища, которые явл.нежилыми но сохранили обстановку; этнографические музеи; места возрождения традиционных промыслов. Использование этнограф. Объектов часто бывает затруднено тем, что они находятся в плохом состоянии, имеют плохую транспортную доступность, разбросаны на большие расстояния.
Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов:- выбор темы экскурсии; - создание новой экскурсии под выбранную тему; - подготовка экскурсовода для проведения данной экскурсии.
Процесс создания экскурсий также включает в себя: - разработку экскурсионного маршрута; - разработку текста экскурсии; - создание методики проведения экскурсии; - разработку и изготовление наглядного демонстрационного материала (фото, видео, плакат); - определение перечня привлекаемых средств на проведение экскурсии; - калькуляция затрат на проведение экскурсии; - определение нормы прибыли и расчёт цены на данную экскурсионную услугу; - контрольная обкатка экскурсионного маршрута путём его объезда или обхода; - утверждение экскурсии в установленном порядке; - рекламу экскурсионного маршрута.
Рассмотрим классификацию экскурсий, предложенную Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:
• по содержанию
• по составу участников
• по месту проведения
• по способу передвижения
• по продолжительности
• форме проведения
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии стоятся на показе объектов, различных по форме и содержанию. Используют в экскурсии исторический и современный материал помогает получить общее представление о городе , области , республике. Хронологические рамки обзорной экскурсии – с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективах развития [9с13]. Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности. Отличия городских обзорных экскурсий обусловлены особенностями культурно-исторического развития города. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные и научные центры, города-новостройки, города-курорты и.т.д. Таким образом, при подготовке городской обзорной экскурсии предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют «лицо» города, а одна из подтем в силу своей значимости обязательно становится ведущей. Еще одна особенность обзорных экскурсий заключается в том, что любая ее подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии (сайт классификации экскурсий).
Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурные.
Конкретизируя каждый тип, можно выделить подгруппы.
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей); экскурсии в исторические музеи.
В Екатеринбурге существует много таких экскурсий, например: защитникам Родины посвящается, уральский метрополитен, музей камня, каменные палатки, Урал в 20 веке и.т.д.
Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
производственно-исторические; производственно-экономические; производственно-технические; профессионально-ориентационные для учащихся. Например: экскурсия на завод Пепси, Свердловскую киностудию, железную дорогу и.т.д.
Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
историко-театральные; историко-музыкальные; по народным художественным промыслам; по местам жизни и деятельности деятелей культуры; в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов. Например: Екатеринбург театральный, уральские кладовые и.т.д.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
литературно-биографические; историко-литературные; литературно-художественные. Например: литературный квартал, Бажовские сказы и.т.д.
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
экскурсии с показом архитектурных построек данного города; экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора; экскурсии , знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии по новостройкам [5с 66-68]. Например, в Екатеринбурге существуют такие экскурсии как: Екатеринбург-город конструктивизма, Старинные усадьбы Екатеринбурга и.т.д.
Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы. Например, такие экскурсии как: Холзан, в парк оленьи ручьи, Ильменский заповедник и.т.д.
Так же можно выделить экскурсии на религиозные темы. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям. Например, такие экскурсии как: Царская Голгофа, Храмы Екатеринбурга и.т.д
По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:
• для взрослых граждан
• для детей различных возрастов
• для местных жителей
• для иногородних
• для иностранцев [3с 55].
В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных» подростков.
По месту проведения экскурсии подразделяют на пять групп:
городские; загородные; производственные; музейные; в культовых сооружениях и монастырях [3с 56].
По способу передвижения – пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Виртуальные экскурсии – состоит из двух или более 3D-панорам. Для добавления интерактивности и увеличения ее привлекательности, изготовление виртуальной 3D-экскурсии включает разработку множества flash-элементов, например: схем перемещения, обзорные пункты, панелей меню, всплывающих подсказок и т.п. Пользователю предоставляется также возможность приблизить и уменьшить интересующую деталь изображения.
С помощью данной экскурсии вы можете побывать: в музеях (Лувр, Британский музей, Эрмитаж, Кремль итд.), городах (Москва, Казань итд.) и конечно различные страны.
Экскурсия с аудио-гидом - это экскурсии с персональным электронным экскурсоводом. Аудиогид позволяет предоставлять разноуровневые экскурсии, записывать тексты на любых языках, использовать музыку, специальные звуковые эффекты, привлекать к написанию текстов известных специалистов, а к записи - выдающихся артистов. При этом сохраняется интимный контакт зрителя с произведением искусства, что подчас невозможно в экскурсионной группе. Посетитель всегда может остановить рассказ аудиогида или повторить заинтересовавший его фрагмент.
Экскурсий – на городском транспорте - Туристы теперь могут совершить самостоятельные экскурсии по разнообразным маршрутам. Причем для этого им понадобится, только общественный транспорт и новый путеводитель.
Квест – экскурсия - это экскурсия без традиционных гидов, комбинация экскурсии и квеста, в процессе прохождения которой:
- исторические реалии и новеллы о людях, создававших биографию Города, чередуются с увлекательными загадками и головоломками;
- город предстает то хорошо узнаваемым, то в неожиданном ракурсе;
- участники познают Город, знакомясь с новыми фактами его биографии.
Появление новых видов экскурсий очень сильно влияет на цели, функции, признаки экскурсий. В данный момент в смысл цели вкладывается не только обучение, но и пожалую более важный аспект это развлечение. Так же в каждой экскурсии имеется в основном не одна цель, а несколько.