Синтаксис как раздел науки о языке
Предмет и фундаментальные понятия синтаксиса.Термин «синтаксис» (от греч. syntaxis «составление», «построение», «порядок», «строй») употребляется в двух значениях: 1) синтаксический строй, особый ярус языка, включающий совокупность синтаксических явлений; 2) раздел грамматики, изучающий законы и правила построения связной речи в ее отдельных фрагментах.
Синтаксис в значении «синтаксический строй, особый ярус языка» соотносится с «объективно существующей системой синтаксических средств и правил их использования, находящейся в распоряжении говорящего коллектива», «непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом коммуникации: единицы других уровней языковой системы участвуют в формировании мысли и коммуникативном ее выражении только через синтаксис. В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта».[1]
Как раздел грамматики синтаксис ориентирован на научное постижение синтаксического строя языка, правил построения речи. Объектом изучения в синтаксисе являются коммуникативные языковые средства разной сложности и составляющие их части через отношение к целому. Синтаксис характеризуется как «организующий центр грамматики».[2]
Термином «синтаксис» в последнее время называют также подразделы, выделяемые внутри раздела «Синтаксис» (так, например, говорят о синтаксисе словосочетания, синтаксисе предложения и т.д.), и направления в синтаксической науке (структурный синтаксис, семантический синтаксис, функциональный синтаксис и т.д.).
Фундаментальными понятиями синтаксиса как науки о синтаксическом строе языка, о законах и правилах построения связной речи являются: «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория».
Названные шесть понятий – «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» – являются исходными, сквозными для синтаксиса, без них вряд ли возможно научное описание и осмысление синтаксического строя языка. Эти понятия тесно связаны между собой, поэтому характеристику любого из них можно дать только с использованием соотносительных понятий.
В данном введении понятиям «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» дается самая предварительная, весьма абстрактная характеристика. Конкретное содержательное наполнение этих понятий, иначе говоря – своеобразное «восхождение от абстрактного к конкретному» при их интерпретации, будет осуществляться в ходе изложения содержания отдельных разделов синтаксиса.
Синтаксическая связь – это различного рода формальные и содержательные взаимоотношения компонентов отдельных фрагментов речи (см. раздел «Учение о синтаксической связи»). Так, например, в словосочетании медный самовар слова обнаруживают между собой связь как содержательную (прилагательное медный обозначает атрибутивный признак имени существительного самовар), так и формальную (зависимое прилагательное медный формально согласуется с опорным именем самовар в мужском роде, единственном числе, именительном падеже).
Синтаксическая единица – это определенный фрагмент связной речи, характеризующийся разным объемом и обладающий в разной степени признаками целого, т.е. связной речи. Синтаксические единицы отличаются друг от друга структурно-строевыми, содержательными и функциональными признаками.
Бесспорными синтаксическими единицами являются словосочетание и простое предложение. В разных вузовских учебниках наряду с названными синтаксическими единицами выделяются еще и другие синтаксические единицы более высокого уровня – сложное предложение и сложное синтаксическое целое. В данной книге рассматривается также единица низшего уровня, называемая термином синтаксема.
Конститутивные синтаксические признаки каждой из названных синтаксических единиц отражаются в специфическом, свойственном только для нее триединстве «значение – функция – форма». Диалектическое триединство «значение – функция – форма» можно представить как комплекс вопросов «что? – для чего? – как?».
Синтаксическое значение – это абстрактное содержание, выражаемое в синтаксических единицах. Суть понятия «синтаксическое значение» можно выразить в вопросе «что?»: ЧТО обозначает, ЧТО выражает, ЧТО отражает та или иная синтаксическая единица?
Синтаксические единицы могут выражать различные синтаксические значения: определительные (атрибутивные), обстоятельственные различных типов (причинные, пространственные, целевые, временные, условные и т.д.), объектные различных типов (прямого объекта, инструментального объекта, адресатного объекта и т.д.), значение предикативности и др. Так, например, в словосочетании медный самовар выражаются определительные отношения, в словосочетании читать книгу – отношения прямого объекта и т.д.
Наиболее абстрактным синтаксическим значением, свойственным любому предложению, является предикативность, которая характеризует содержание предложения через отношение к действительности – либо как реальный факт, имеющий временную определенность (Дети играют в лапту; Дети играли в лапту; Дети будут играть в лапту), либо как факт ирреальный вне временной определенности (Дети играли бы в лапту; Пусть дети играют в лапту).
Для обозначения синтаксического значения используются и другие синонимические термины – «синтаксические отношения», «смысловые (содержательные) отношения», «синтаксический смысл».
Синтаксическая функция – предназначение, роль синтаксической единицы, синтаксических средств и категорий в речи, в коммуникативном акте, в построении коммуникативной единицы. Суть понятия «функция» можно выразить вопросом «для чего?»: ДЛЯ ЧЕГО служат синтаксические единицы, синтаксические средства и категории в речи? Так, словосочетание медный самовар предназначено быть материалом для построения коммуникативных единиц (ср.: На столе стоял медный самовар; Мы пили чай из медного самовара; Мать вышла во двор с медным самоваром в руках и т.д.). В составе предложения каждый из составных компонентов данного словосочетания выполняет функцию самостоятельного члена предложения, т.е. вписывается в позиционную структуру предложения. Важность понятия функции для синтаксиса отмечается многими современными учеными.
Понятия «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» содержательно довольно близки. Синтаксическое значение может создаваться за счет функционирования, поэтому речь может идти о функциональной семантике языковых единиц. С другой стороны, функция языковой единицы может определяться ее синтаксической семантикой, в таких случаях можно говорить о семантической функции.
Различие между понятиями «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» заключается в следующем: понятие «синтаксическое значение» направлено на внутреннее содержание синтаксической единицы, рассматриваемой обособленно, вне отношения к включающей конструкции; понятие же «синтаксическая функция» ориентировано на выявление роли синтаксической единицы в составе единиц более высокого уровня.
Функция и значение в одних случаях могут накладываться и быть изосемичными, в других случаях четко расходятся. Например: синтаксическое значение синтаксемы при школе – обстоятельственное места; в предложении же оно может выполнять разные синтаксические функции – как изосемичную функцию, т.е функцию обстоятельства места (При школе имеется сад), так и неизосемичную функцию, например функцию несогласованного определения (Сад при школе очень ухожен). Следует отметить, что во втором случае синтаксема при школе, будучи несогласованным определением, все же сохраняет свою внутреннюю пространственную семантику.
Синтаксическая форма – это понятие, обобщающее конструктивно-строевые признаки синтаксических единиц. Суть этого понятия выражается обобщающим вопросом «как?»: КАК построена, КАК организована в конструктивном плане синтаксическая единица? Структурные характеристики синтаксических единиц зависят от сложности строения последних.Чем сложнее синтаксическая единица, тем бόльшим набором структурных признаков она обладает.
К формальным, строевым характеристикам синтаксических единиц относятся, в частности, средства связи, представленные в синтаксической единице, синтаксически существенные способы морфологического или синтаксического выражения ее компонентов, структурные схемы (модели) построения синтаксических единиц и т.д.
Например, структурные признаки словосочетания медный самовар можно охарактеризовать следующим образом: это двухкомпонентное (бинарное) соединение слов, состоящее из опорного имени существительного самовар мужского рода, имеющего форму именительного падежа, единственного числа, и зависимого от него прилагательного медный, которое согласуется с опорным словом в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; связь компонентов выражается с помощью окончания прилагательного. Данное словосочетание построено по типовой структурной схеме AN, где А – знак-символ прилагательного (и других адъективных слов), N – знак-символ имени существительного. Синтаксическая форма выступает как носитель синтаксического значения и синтаксической функции той или иной языковой единицы.
Для характеристики различных сторон формальной устроенности синтаксических единиц могут быть использованы также понятия «синтаксическая структура», «синтаксическая конструкция», «структурная схема».
Понятия «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма» составляют в совокупности диалектическое триединство «значение – функция – форма», отражающее взаимосвязь и взаимодействие содержательных, функциональных и строевых признаков синтаксических единиц.
Синтаксическая категория – это понятие, обозначающее единство определенного синтаксического значения и совокупности многоразличных форм его выражения. Если исходить из того, что языковая категория – это «любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства»,[3] то синтаксическую категорию можно определить как любую группу синтаксических элементов, выделяемую на основании общности каких-либо синтаксически значимых их свойств. А любая общность (однотипность) предполагает и наличие различительных свойств в объединяемых элементах. Так, например, синтаксическая категория модальности представляет собой единство синтаксического значения реальности/ирреальности и совокупности форм выражения этого значения (формы наклонения, интонация, частицы и др.); синтаксическая категория субъектности представляет собой единство синтаксического значения носителя предикативного признака и многоразличных способов его выражения: именительный падеж (Я чувствую озноб), дательный или винительный субъекта (Мне холодно; Меня знобит), творительный субъекта (Дом стоится плотниками), личные окончания глагола(Люблю бродить по осеннему лесу).
Сопоставительная характеристика синтаксических единиц.Следует отметить, что вопрос о количестве синтаксических единиц не получил однозначного решения ни в научной, ни в учебной литературе. В разных вузовских учебниках и пособиях количество синтаксических единиц колеблется от двух до пяти. При этом можно выявить разную степень признанности выделяемых синтаксических единиц. Если выделяются только две синтаксические единицы, то это обязательно словосочетание и предложение. Если говорится о трех синтаксических единицах, то, как правило, это словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Если речь идет о четырех синтаксических единицах, то, безусловно, таковыми признаются словосочетание, простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое.
Логика движения мысли при выделении синтаксических единиц предполагает выявление еще и элементарной синтаксической единицы, из которой строятся словосочетания, а также – частично – и простые предложения. Такая элементарная синтаксическая единица получила терминологическое обозначение посредством понятия «синтаксема» (или «синтаксическая форма слова») и подробно описана в работах Г.А. Золотовой.[4]
Учитывая сказанное, в нашей книге принята пятикомпонентная система синтаксических единиц: синтаксема, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Представим предварительную, самую общую характеристику пяти перечисленных синтаксических единиц.
Синтаксема (или синтаксическая форма) относится к первичным, элементарным единицам синтаксиса, из которых формируются и на которые членятся синтаксические единицы более высокого порядка – словосочетания и простые предложения: в шкафу, из страха, по закону, из глины, читать, бегу, человек, книги и т.д. Синтаксемы являются носителями элементарных синтаксических смыслов – субъектных, объектных, определительных, пространственных, причинных, целевых и других типов отношений. Систематизированный репертуар синтаксем как элементарных синтаксических единиц получил лексикографическое представление в Синтаксическом словаре Г.А. Золотовой.[5]
Синтаксема – это единица, связывающая морфологию и синтаксис: она представляет собой морфологическую форму, рассматриваемую в синтаксическом ракурсе, т.е. как элемент синтаксических построений. Например, словоформе по болезни при ее рассмотрении сквозь призму синтаксиса приписывается причинное значение. В соответствии с этим значением, данная словоформа может функционировать в составе предложения как обстоятельство причины (Он не пришел на занятия по болезни), как несогласованное определение с дополнительным причинным значением(За отсутствие по болезни не наказывают). Как синтаксическая единица, синтаксема обладает собственными формальными признаками, синтаксическим значением (является носителем элементарного смысла), функциональными свойствами.
Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица, в которой признаки связной речи представлены эксплицитно. Словосочетанием является грамматически оформленное посредством подчинительной связи соединение двух или более знаменательных слов, возникающее в результате распространения какого-либо опорного слова: синий платок, весело смеяться, берег реки. По своей форме и синтаксическому значению синтаксемы и словосочетания не могут выполнять коммуникативной функции, они участвуют в построении коммуникативных единиц и только в их рамках участвуют в процессе коммуникации. Поэтому синтаксема и словосочетание являются синтаксическими единицами д о к о м м у н и к а -т и в н о г о уровня. В рамках синтаксиса они выполняют н о м и н а т и в н у ю функцию, являясь наименованиями отдельных фрагментов обозначаемых в предложениях ситуаций.
К к о м м у н и к а т и в н ы м единицам (или к единицам коммуникативного уровня синтаксиса) относятся простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое. Именно эти единицы по своему значению и строению предназначены выполнять коммуникативную функцию.
Простое предложение – это минимальная, монопредикативная коммуникативная единица, имеющая в своем составе одно грамматическое ядро, в котором выражается единая отнесенность всего содержания предложения к действительности. Например: Летучая известковая дымка парила над низинкой (Л. Леонов); В душном воздухе молчанье (Ф. Тютчев); Мне наскучило ждать (Н.В. Гоголь); В лесу было тихо и сыро (В. Набоков).
Сложное предложение – это коммуникативная полипредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются простые предложения, связанные между собой тем или иным типом синтаксической связи. Полипредикативность сложного предложения обусловлена тем, что каждое из простых предложений в его составе имеет собственную предикативность, представленную в его предикативном ядре категориями времени и наклонения, а все сложное предложение в целом выражает множественную отнесенность к действительности. Например: Солнце поднималось все выше и выше, равномерно озарялся город, и улица оживала… (В. Набоков); Молчание тайги и гор задавило бы людей, если бы не река – она одна шумела на всю округу (В. Шукшин).
Сложное синтаксическое целое – это минимальный фрагмент текста, состоящий из простых и сложных предложений, связанных между собой средствами межфразовой связи и объединенных общей микротемой. Например: Спор поколений – это закон жизни. Каждое новое поколение начинает с того, что оспаривает опыт предшествующего. Этот закон действует не только в широких общественных масштабах (К.Я. Ваншенкин).
Между названными пятью синтаксическими единицами – синтаксемами, словосочетаниями, простыми предложениями, сложными предложениями, сложными синтаксическими целыми – устанавливаются иерархические отношения последовательного вхождения друг в друга (при взгляде «снизу») и последовательного членения более сложных синтаксических единиц на простые до получения предела их членения (при взгляде «сверху»).
В пятикомпонентной системе синтаксических единиц простое предложение занимает центральное место. Это определяется прежде всего тем, что простое предложение представляет собой минимальную коммуникативную синтаксическую единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации. Кроме того, простое предложение – это своеобразная начальная точка отсчета для сложного предложения и сложного синтаксического целого (поскольку простое предложение участвует в их формировании) и конечная точка для словосочетания и синтаксемы (поскольку именно в его составе находят свое применение названные единицы). Центральность позиции простого предложения в системе синтаксических единиц обусловлена также тем, что именно на материале простого предложения строятся многие теоретические концепции предложения, разрабатываемые в рамках абсолютного большинства научных направлений в синтаксисе.
Структура синтаксиса как раздела науки о языке.Синтаксис как раздел грамматики имеет свою внутреннюю структуру. В данной книге синтаксис представлен как комплекс восьми разделов, каждый из которых объединен единством предмета описания:
1. Учение о синтаксической связи.
2. Синтаксис синтаксемы.
3. Синтаксис словосочетания.
4. Синтаксис простого предложения.
5. Синтаксис осложненного предложения.
6. Синтаксис сложного предложения.
7. Синтаксис предложения с прямой речью.
8. Синтаксис сложного синтаксического целого.
Первый раздел синтаксиса посвящен описанию синтаксической связи. Учение о синтаксической связи выделено в первый раздел, поскольку предметом синтаксиса является с в я з н а я речь и исходным понятием синтаксиса является понятие связи.
Разделы «Синтаксис синтаксемы», «Синтаксис словосочетания», «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения», «Синтаксис сложного синтаксического целого» выделены в соответствии с типами синтаксических единиц.
Отдельный раздел составляет «Синтаксис осложненного предложения». Следует отметить, что осложненное предложение ни в одном из известных учебников по синтаксису не квалифицируется как особая синтаксическая единица. Однако осложненное предложение имеет свою теорию, собственную систему терминов, свои конструктивно-строевые, семантические и функциональные особенности, что позволяет поставить вопрос о возможности выделения соответствующего типа предложения в качестве особой синтаксической единицы.
Выделение раздела «Синтаксис предложения с прямой речью» обусловлено тем, что данный тип предложений по своим специфическим содержательным, конструктивным, функциональным свойствам не может быть безоговорочно включен ни в систему сложных предложений, ни в систему сложного синтаксического целого. В связи с тем, что предложения с прямой речью находятся в трансформационных отношениях с предложениями с косвенной речью, в этом разделе предполагается описание общих правил преобразования предложений с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвенной речью.
Примыкает к «Синтаксису» как разделу науки о языке «Пунктуация», входящая, наряду с «Орфографией» и «Графикой», в «Теорию письменной речи».
Синтаксис в системе языка.В сфере синтаксиса сосредоточены те языковые средства, которые непосредственно служат для общения и без использования которых общение не может быть осуществлено. Для оформления мысли недостаточно знания только слов, их форм, необходимо установить между ними связи, соотнести сообщаемое с действительностью.
Непосредственная связь синтаксиса с мышлением, общением определяет место синтаксиса в системе ярусов языка. В языке выделяются ярусы фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Синтаксис представляет собой высший ярус, «венчающий многоэтажное здание языка».
Как верхний ярус языка, синтаксис опирается на нижние ярусы. По мере продвижения от нижних ярусов языка по направлению к синтаксису накапливаются синтаксически существенные характеристики языковых единиц, категорий, явлений, изучаемых в «Фонетике», «Лексике», «Словообразовании», «Морфологии».
Синтаксическая сторона языка начинает изучаться в фонетике. Синтаксически ориентированным элементом фонетического строя языка является интонация. Интонационная оформленность – это необходимый признак любой коммуникативной единицы. Посредством интонации выделяются также коммуникативно существенные компоненты высказываний.
Синтаксис обнаруживает связи с лексикой. Синтаксические признаки лексических единиц учитываются при их коммуникативно ориентированной семантической классификации. Типовые значения лексических единиц предопределяют наиболее частотные типы их функционирования в составе предложения. Так, например, слова с темпоральным значением довольно часто функционируют в качестве обстоятельства времени: лето, зима, час, год, минута и др.: Через год он идет в армию; Они к нам приезжали прошлой зимой; Через минуту прозвенит звонок. Слова с пространственным значением ориентированы на частотное функционирование в качестве обстоятельства места: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит; Около леса расположилась небольшая деревушка; На лугу пасутся кони. Лексический фактор предопределяет также различное функционирование одинаковых морфологических форм. Ср.: подойти к столу (обстоятельство места) и подойти к вечеру (обстоятельство времени), говорить с волнением (обстоятельство образа действия) и говорить с другом (дополнение).
Характер лексических значений слов определяет их синтаксическую активность или пассивность. Синтаксически активные слова обладают сильными синтаксическими связями, или валентностями. Без реализации сильной связи синтаксически активные слова не могут функционировать в речи. Например, в словосочетании прибить картину к стене опорный глагол прибить требует обязательной сочетаемости со словоформами, отвечающими на вопрос что? и к чему? Слова с сильными связями называются релятивными. Количество релятивных слов в лексике языка велико. Распространение релятивных слов зависимыми словоформами в составе предложения, таким образом, обусловливается двумя факторами: а) необходимостью реализации их сильных связей и б) необходимостью представить информацию в наиболее полном объеме.
Слова синтаксически пассивные не требуют обязательного распространения (молчать, стол и др.). Они могут использоваться в составе предложения без распространителей, т.е. абсолютивно (ср.: Все молчали; В углу комнаты стоял стол). Такие слова называются абсолютивными. Абсолютивные слова, использованные в составе предложения, могут быть распространены в целях расширения информации (ср.: В углу комнаты стоял большой стол с вазой).
Синтаксис обнаруживает связи и со словообразованием. Синтаксически существенными словообразовательными признаками слов являются приставки в глаголах; они диктуют предложно-падежную форму зависимым именам: войти в дом, доехать до деревни, выйти из комнаты, прибить к стене и т.д. Синтаксически ориентированным является транспозитивное словообразование, или так называемая синтаксическая деривация: смелый – смелость, ходить – ходьба, хождение. Этот тип словообразования осуществляет, например, формальный перевод признакового понятия в имя существительное и дает этому понятию возможность функционировать подобно понятию предметному; ср.: смелый охотник и Я поражен смелостью охотника.
Наиболее тесной является связь синтаксиса с морфологией. Морфология, изучающая части речи, их категории и формы, по сути служит синтаксису, все морфологические средства и категории предназначены для функционирования в предложении. Так, категории рода, числа, падежа служат для установления связи между словами в словосочетании и предложении. Глагольные категории лица и залога участвуют в конструктивной организации предложения (лицо глагола оформляет предикативное ядро двусоставного или односоставного предложения; залог оформляет активные и пассивные конструкции); наклонение и время оформляют категорию предикативности как основного, конституирующего признака предложения. Служебные части речи (союзы, предлоги, частицы), междометия и модальные слова обнаруживают свое истинное бытие только в сфере синтаксиса.
Таким образом, синтаксические свойства языковых единиц начинают изучаться задолго до раздела «Синтаксис».
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КАК СИНТАКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ
Простое предложение, наряду со сложным предложением и сложным синтаксическим целым, входит в систему коммуникативных единиц синтаксиса. Простое предложение является центральной синтаксической единицей. Статус центральной синтаксической единицы обусловливается, по крайней мере, следующими факторами: а) на материале простого предложения разрабатываются основные теоретические концепции синтаксиса предложения; б) в рамках простого предложения изучается большинство синтаксических категорий и явлений: предикативность, модальность, интонация, типы связей, типы синтаксических отношений и т.д.; в) простое предложение представляет собой среду функционирования для синтаксемы как элементарной синтаксической единицы и для словосочетания как минимальной синтаксической единицы; является базой вычленения словосочетаний и синтаксем; г) простое предложение представляет собой материал для построения коммуникативных единиц сложного состава – сложных предложений, сложных синтаксических целых.
Простое предложение как синтаксическая единица более высокого уровня, чем словосочетание, характеризуется собственным триединством признаков «значение – форма – функция». Это триединство в обобщенном виде отражено в следующем определении, представленном в Лингвистическом энциклопедическом словаре: простое предложение – «это такая единица сообщения, к-рая, будучи образована по специально предназначенному для этого грамматич. образцу, обладает значением предикативности (т. е. категорией, к-рая целым комплексом формальных синтаксич. средств соотносит сообщение с тем или иным определ. или неопредел. временным планом действительности) и своей собственной семантич. структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определенную коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов»[6] (подчеркнуто нами – Р.Г.). В соответствии с этим триединством все характеристики простого предложения можно свести в учебных целях к трем аспектам изучения: формальному (формально-структурному или – просто – структурному), семантическому и функциональному (или коммуникативно-динамическому, коммуникативно-функциональному).
Однако такое разделение аспектов простого предложения возникло не сразу. История исследования простого предложения характеризуется поисками его специфических признаков. В решении этого вопроса сложилось в основном два направления. Для первого направления было характерно стремление осознать специфику простого предложения через призму других, хотя и смежных наук, в частности через отношение к логической единице – суждению: предложение рассматривалось как суждение, выраженное словами. В рамках второго направления поиски специфических признаков простого предложения велись в пределах самой лингвистики. Проследим схематично одну линию поисков собственно лингвистических признаков простого предложения – ту, которая предопределила три названных выше аспекта изучения предложения (формальный, функциональный и семантический), условно разделив ее (эту линию) на три взаимосвязанных и вытекающих друг из друга этапа.
Начало этого направления связано с именем А.А. Потебни. По его мнению, определяющим признаком простого предложения является наличие спрягаемого глагола – Vf. Спрягаемый (финитный) глагол любое сочетание превращает в предложение. Vf – это конструктивный минимум предложения. Идея спрягаемого глагола содержится и в безглагольных предложениях, она выражается с помощью интонации или других средств. Таким образом, на первом этапе поиска специфики предложения его определяющий признак связывался преимущественно с формой конструктивного ядра предложения.
На втором этапе специфический признак простого предложения усматривался не в морфологической форме ядерного компонента предложения, а в его функциональной сущности. Функциональный признак ядра предложения отражается в термине сказуемость. Именно сказуемое «сцепляет речь с мыслью» (А.А. Пешковский) и превращает цепь слов в предложение. В разряд сказуемостных слов, наряду с Vf как типовым сказуемым, относятся краткие прилагательные и страдательные причастия (Af), предикативные наречия (категория состояния), слова есть, нет и др.; сказуемостную функцию выполняет также интонация. Таким образом, на втором этапе приоритет отдавался функции конструктивного ядра простого предложения.
Третий этап характеризуется поисками специфики простого предложения в области его синтаксической семантики. Семантический специфический признак предложения был назван термином предикативность (В.В.Виноградов). Предикативность – это абстрактный семантический признак, характеризующий любое предложение и обозначающий отношение сообщаемого в предложении к действительности. Характер этого отношения определяется преимущественно с помощью категорий модальности и времени. Отсюда, любая цепь словоформ (или отдельная словоформа) становится предложением, если в нем выражено отношение выражаемого содержания к действительности с помощью категорий времени и наклонения (модальности). А предложение осмысливается как конструкция, обладающая модально-временным значением. Таким образом, на третьем этапе специфический признак предложения связывался с его абстрактной синтаксической семантикой.
XIX и первая половина XX века, как видно из схематически представленного ретроспективного просмотра, характеризуется поисками единственногоспецифического признака предложения и логикой этого поиска «от формы – к функции – далее к значению».
Во второй половине XX века предложение осмысливается как многоаспектное явление, что делает абсолютно невозможным выделение единственного специфического признака предложения. Простое предложение, будучи многоаспектным явлением, обладает комплексом определяющих специфических признаков. Множество выявленных в научном синтаксисе аспектов изучения предложения в учебных целях можно свести к трем – формальному, семантическому и функциональному.
В формальном аспекте специфические свойства предложения объясняются, так сказать изнутри, т. е. его собственной формальной устроенностью. Для выяснения формальной устроенности предложения достаточно его самого, нет необходимости выходить за его границы. С формальной точки зрения предложение предстает как статическое построение и не зависит от условий функционирования. [7]
В семантическом аспекте предложение характеризуется как носитель а) абстрактной грамматической семантики предикативности (т. е. комплекса модально-временных значений) и б) абстрагированной информации о типовой внеязыковой ситуации, об определенном положении дел, в выражении которых участвует лексическое наполнение предложения.
В коммуникативном аспекте специфические свойства предложения определяются через обращение к речевой ситуации, к тому контексту, в которых предложение функционирует как сообщение, выполняя различные коммуникативные.задачи. Для того чтобы приспособиться к своему коммуникативному заданию предложение видоизменяет порядок слов и интонацию (фразовое ударение), с помощью которых выделяется актуальная для данной речевой ситуации информация. Коммуникативная устроенность предложения не зависит от его формального строения.
Следует сразу подчеркнуть, что названные аспекты описания простого предложения находятся в диалектической взаимосвязи. Изучая признаки, относящиеся к одному из аспектов характеристики предложения, невозможно полностью отвлечься от признаков других аспектов. Поэтому, говоря о формальном, семантическом, функциональном аспектах, мы имеем в виду, что при том или ином аспекте изучении предложения отдается только приоритет одному из названных признаков. Иначе говоря, предложение изучается в направлении либо «от структуры» (структурный аспект), либо «от семантики» (семантический аспект), либо «от функции» (функциональный аспект), но при этом невозможно целиком и полностью отвлечься от других признаков предложения.
[1] Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973. – С. 6.
[2] Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – М., 1947. – С. 29.
[3] Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990. – С. 215.
[4] З о л о т о в а Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973; З о л о т о в а Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1983, с. 48-83 и др.
[5] З о л о т о в а Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. – М., 1988 (и др. изд.).
[6] Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990 – С. 395
[7] Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977. – С. 78-81