Наглядные формы массовой работы

НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации

Краснодар

ББК Кр78.34(2)

Н16

Н16 Наглядные формы массовой работы : методические рекомен­дации / инновац.-методич. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; [сост. Н. В. Шокотко]. – Краснодар: МУК ЦБС города Крас­нодара, 2016. – 30 с.

ББК Кр78.34(2)

© МУК ЦБС города Краснодара, 2016

Содержание

От составителя. 4

Наглядные формы массовой работы.. 5

Этапы разработки и оформления книжной выставки. 7

Основные типы библиотечных выставок. 12

Традиционные выставки. 12

Нетрадиционные выставки. 14

Пример выставки по краеведению.. 20

Список литературы.. 22

Приложение. 30

Выставка представляет собой об­щественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиоте­карей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое.

О. П. Зыков

От составителя

Выставочная деятельность является одним из актуальных направлений библиотечной работы. На сегодняшний день она включает в себя не просто оформление вы­ставки, а ее проектирование, организацию, созда­ние. Это трудоемкий твор­ческий процесс. Ушли в прошлое вы­ставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Вы­ставка – это всегда творчество и возможность объединить биб­лиотекаря, книгу и читателя.

Выставочная деятельность рассматривается сейчас как обра­зователь­ный проект, в котором участники получают информаци­онные, коммуника­тивные знания, обучаются проектной техноло­гии, выстраивают социальное партнерство и приобретают навыки культуры чтения.

Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию их твор­ческой деятельности; продвижение совре­менной литературы и современных авторов, формирование инфор­мационной культуры; развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непре­рывное образование биб­лиотечных кадров.

Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и ак­тивизируют познавательную инициативу пользователей библиотек, спо­соб­ствуют повы­шению уровня восприятия, вызывая всплеск эмо­ций. Возмож­ности таких экспозиций для развития творче­ских способностей читателей ог­ромны. Работа над выставками с нововведениями становится интересной и для самих библиотекарей.

Таким образом, создание выставок – даже вполне традицион­ных их разновидностей, как будто бы освоенных многолетней практикой – требует от библиотекаря постоянного совершенствова­ния, сочетания знаний и уме­ний с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательно­стью. Эти составляющие образуют понятие «профессиональное мастерство».

Предлагаемый вашему вниманию методико-библиографичес­кий мате­риал подготовлен на основе специализированных периодических изданий и профес­сиональной литературы. В издании рассматри­ваются правила орга­низации библиотечных книжных выставок, некоторые их формы, а также тра­дицион­ные и нетрадиционные типы; примеры уже разработанных различ­ными биб­лиотеками выставок; параметры эффективности выставочной дея­тельности, способы создания нетрадиционных книжных выста­вок.

В пособии также представлен пример выставки по краеведению, про­граммное обеспечение в помощь оформителю библиотеч­ных выставок; при­ложение, в котором содержится образец паспорта книжной выставки.

Издание адресовано библиотекарям и организаторам книжных выста­вок.

Надеемся, что опыт коллег, представленный в методическом пособии, поможет вам совершенствовать свою работу по созданию положительного имиджа современной библиотеки.

Расширить свой профессиональный кругозор вы сможете, ознакомив­шись с источниками из списка литературы. В нем материал дается в алфа­вите авторов и заглавий.

НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ

Наглядная пропаганда (реклама) – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах.

Выделяют следующие формы наглядной пропаганды:

• открытый доступ к фондам;

• открытые просмотры литературы;

• плакаты, альбомы, схемы;

• выставки.

Открытые просмотры литературы ориентированы на пер­вона­чальное беглое ознакомление с большим количеством изданий. Просмотры чаще всего используют в помощь профес­сиональному чтению и при раскры­тии новых поступлений. Они сопровождают, как правило, Дни информации и Дни специалистов. Разновидностью открытого просмотра яв­ляются книж­ные развалы, которые косвенно рекламируют книги. Чаще всего это книги, сдан­ные накануне читателями, размещаемые около места выдачи литера­туры. На развалы обращают внимание читатели с неопреде­лен­ным спросом, а также те, кто отказывается от помощи библиотекарей при выборе книг.

Библиотечные плакаты – композиции из текста и иллюстраций. Одни – привлекают внимание населения к деятельности библиотеки, другие – служат для рекомендации литературы и раскрытия ее содержания; третьи – оповещают читателей о новых изданиях по определенной теме; четвертые – информируют о проведении в библиотеке тех или иных мероприятий. Осо­бую группу составляют методические плакаты, рассказывающие о том, как правильно выбирать литературу, пользоваться справочно-библиографичес­ким аппаратом библиотеки. Внимание читателей привлекают интересно со­ставленные заголовки, яркие рисунки, тексты, ци­таты, изображения книж­ных обложек и т. д.

Библиотечные альбомы – собрания различных графических, иллю­стративных и справочных материалов с сопровождающими краткими поясни­тельными текстами, оформленные в виде книги, тетради или на отдельных листах. Такие издания создаются чаще всего к юбилейным и памят­ным датам, дают возможность читателям познакомиться с интересую­щей их темой.

Выставка как наглядная форма массовой работы имеет преимуще­ство в том, что здесь происходит непосредственный контакт читателя с кни­гой (за исключением электронных форм выставок).

Существует несколько определений понятия «библиотечная вы­ставка», но в целом они сводятся к одному: – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.

Библиотечные выставки возникли в XVII веке, когда в академичес­ких библиотеках стали экспонироваться отдельные издания или груп­пы произведений. В России выставки впервые появились в середине XIX в. в Им­ператорской публичной библиотеке (ныне РНБ). Организатором их был В. В. Стасов – искусствовед и общественный деятель. Первые вы­ставки но­сили характер музейных экспозиций, на них демонстрировались наиболее ценные экземпляры.

В провинции в начале XX в. получила распространение «Народная выставка» – форма просве­тительской работы среди крестьян, сочетающая эле­менты музея, лектория и выставки.

С установлением советской власти и до 90-х годов книжные выставки стали использоваться для пропаганды литературы по важным вопросам те­кущей жизни государства и делали упор на идеологии.

В настоящее время основной целью библиотечных выставок является стимулирование познава­тельной и читательской деятельности. Из этого следуют задачи:

- информирование пользователей о содержании библиотечных фондов и новых поступлениях;

- приближение документов из библиотечных фондов к читателям: представ­ление как новейших поступлений, так и редко экспонируемых рарите­тов;

- пропаганда и реклама лучших документов, раскрытие их содержания.

Обязательное условие выставочной деятельности – открытый доступ к литературе.

Традиционная книжная выставка демонстрируется в библиотеке от 2-х недель до месяца. Она может быть самостоятельной или являться частью массового меро­приятия. Существуют и так называемые «постоянные книж­ные выставки».

Наши рекомендации