Наглядные формы массовой работы
НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации
Краснодар
ББК Кр78.34(2)
Н16
Н16 Наглядные формы массовой работы : методические рекомендации / инновац.-методич. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; [сост. Н. В. Шокотко]. – Краснодар: МУК ЦБС города Краснодара, 2016. – 30 с.
ББК Кр78.34(2)
© МУК ЦБС города Краснодара, 2016
Содержание
От составителя. 4
Наглядные формы массовой работы.. 5
Этапы разработки и оформления книжной выставки. 7
Основные типы библиотечных выставок. 12
Традиционные выставки. 12
Нетрадиционные выставки. 14
Пример выставки по краеведению.. 20
Список литературы.. 22
Приложение. 30
Выставка представляет собой общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое.
О. П. Зыков
От составителя
Выставочная деятельность является одним из актуальных направлений библиотечной работы. На сегодняшний день она включает в себя не просто оформление выставки, а ее проектирование, организацию, создание. Это трудоемкий творческий процесс. Ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Выставка – это всегда творчество и возможность объединить библиотекаря, книгу и читателя.
Выставочная деятельность рассматривается сейчас как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнерство и приобретают навыки культуры чтения.
Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию их творческой деятельности; продвижение современной литературы и современных авторов, формирование информационной культуры; развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непрерывное образование библиотечных кадров.
Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную инициативу пользователей библиотек, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких экспозиций для развития творческих способностей читателей огромны. Работа над выставками с нововведениями становится интересной и для самих библиотекарей.
Таким образом, создание выставок – даже вполне традиционных их разновидностей, как будто бы освоенных многолетней практикой – требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти составляющие образуют понятие «профессиональное мастерство».
Предлагаемый вашему вниманию методико-библиографический материал подготовлен на основе специализированных периодических изданий и профессиональной литературы. В издании рассматриваются правила организации библиотечных книжных выставок, некоторые их формы, а также традиционные и нетрадиционные типы; примеры уже разработанных различными библиотеками выставок; параметры эффективности выставочной деятельности, способы создания нетрадиционных книжных выставок.
В пособии также представлен пример выставки по краеведению, программное обеспечение в помощь оформителю библиотечных выставок; приложение, в котором содержится образец паспорта книжной выставки.
Издание адресовано библиотекарям и организаторам книжных выставок.
Надеемся, что опыт коллег, представленный в методическом пособии, поможет вам совершенствовать свою работу по созданию положительного имиджа современной библиотеки.
Расширить свой профессиональный кругозор вы сможете, ознакомившись с источниками из списка литературы. В нем материал дается в алфавите авторов и заглавий.
НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ
Наглядная пропаганда (реклама) – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах.
Выделяют следующие формы наглядной пропаганды:
• открытый доступ к фондам;
• открытые просмотры литературы;
• плакаты, альбомы, схемы;
• выставки.
Открытые просмотры литературы ориентированы на первоначальное беглое ознакомление с большим количеством изданий. Просмотры чаще всего используют в помощь профессиональному чтению и при раскрытии новых поступлений. Они сопровождают, как правило, Дни информации и Дни специалистов. Разновидностью открытого просмотра являются книжные развалы, которые косвенно рекламируют книги. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями, размещаемые около места выдачи литературы. На развалы обращают внимание читатели с неопределенным спросом, а также те, кто отказывается от помощи библиотекарей при выборе книг.
Библиотечные плакаты – композиции из текста и иллюстраций. Одни – привлекают внимание населения к деятельности библиотеки, другие – служат для рекомендации литературы и раскрытия ее содержания; третьи – оповещают читателей о новых изданиях по определенной теме; четвертые – информируют о проведении в библиотеке тех или иных мероприятий. Особую группу составляют методические плакаты, рассказывающие о том, как правильно выбирать литературу, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Внимание читателей привлекают интересно составленные заголовки, яркие рисунки, тексты, цитаты, изображения книжных обложек и т. д.
Библиотечные альбомы – собрания различных графических, иллюстративных и справочных материалов с сопровождающими краткими пояснительными текстами, оформленные в виде книги, тетради или на отдельных листах. Такие издания создаются чаще всего к юбилейным и памятным датам, дают возможность читателям познакомиться с интересующей их темой.
Выставка как наглядная форма массовой работы имеет преимущество в том, что здесь происходит непосредственный контакт читателя с книгой (за исключением электронных форм выставок).
Существует несколько определений понятия «библиотечная выставка», но в целом они сводятся к одному: – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.
Библиотечные выставки возникли в XVII веке, когда в академических библиотеках стали экспонироваться отдельные издания или группы произведений. В России выставки впервые появились в середине XIX в. в Императорской публичной библиотеке (ныне РНБ). Организатором их был В. В. Стасов – искусствовед и общественный деятель. Первые выставки носили характер музейных экспозиций, на них демонстрировались наиболее ценные экземпляры.
В провинции в начале XX в. получила распространение «Народная выставка» – форма просветительской работы среди крестьян, сочетающая элементы музея, лектория и выставки.
С установлением советской власти и до 90-х годов книжные выставки стали использоваться для пропаганды литературы по важным вопросам текущей жизни государства и делали упор на идеологии.
В настоящее время основной целью библиотечных выставок является стимулирование познавательной и читательской деятельности. Из этого следуют задачи:
- информирование пользователей о содержании библиотечных фондов и новых поступлениях;
- приближение документов из библиотечных фондов к читателям: представление как новейших поступлений, так и редко экспонируемых раритетов;
- пропаганда и реклама лучших документов, раскрытие их содержания.
Обязательное условие выставочной деятельности – открытый доступ к литературе.
Традиционная книжная выставка демонстрируется в библиотеке от 2-х недель до месяца. Она может быть самостоятельной или являться частью массового мероприятия. Существуют и так называемые «постоянные книжные выставки».