Основные этапы подготовки экскурсии

Создание новой экскурсии - это сложный и длительный процесс, часто требующий участия нескольких человек в процессе подготовки новой экскурсии. Емельянов предложил 15 этапов подготовки экскурсии: 1. определение целей и задач экскурсии. 2. выбор темы. 3. отбор литературы и составление библиографии. 4. определение источников экскурсионного материала. 5. отбор и изучение экскурсионных объектов. 6. составление маршрута экскурсии. 7. объезд или обход маршрута. 8. подготовка контрольного текста экскурсии. 9. комплектование «портфеля экскурсовода». 10. определение методических приемов проведения экскурсии. 11. определение техники ведения экскурсии. 12. составление методической разработки. 13. составление индивидуального текста экскурсии. 14. прием-сдача экскурсии. 15. утверждение экскурсий.

Выбор темы экскурсии и ее название. Выбор темы зависит от потенциального спроса на определенной экскурсии, от конкретного заказа и т.д. Тема содержит указание на то в какой сфере деятельности или какому кругу явлений посвящена данная экскурсия. Поэтому именно тематика экскурсий лежит в основе их классификации по содержанию. Тема экскурсии является ее содержательным стержнем, т.к. именно она обуславливает отбор экскурсионных объектов и является предметом экскурсионного показа и рассказа. Тема регулирует экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Тема регулирует и показ экскурсионных объектов, поскольку по пути следования группы экскурсантов обычно расположены многочисленные объекты, в том числе и не связанные с темой экскурсии. Тема объединяет под темы экскурсии в единое целое. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строиться показ и рассказ обычно является одна ведущая под тема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, что делает ее убедительнее и запоминающейся. В обзорной экскурсии нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой под темы. Однако именно они имеют большой значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая под тема обзорной экскурсии может стать темой для самостоятельной тематической экскурсии. Выбрав тему следует подумать о ее формулировке, т.е. о названии. Тема экскурсии и ее название не одно и тоже. Название – это визитная карточка экскурсии, поэтому оно должно быть адекватно теме и быть привлекательным для потенциальных экскурсантов. Название должно быть ярким, запоминающимся, образным, по возможности кратким. Следует избегать слишком общих названий (например, «Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, использовании не понятных слов и не точных формулировок. Каждое слово названия должно работать при раскрытии темы. У экскурсий на одну тему может быть несколько названий, в зависимости от экскурсионной аудитории и поставленной цели.

Определение цели и задач экскурсий. Цель – это то ради чего экскурсанты проводятся по составленному маршруту, осматривают отобранные объекты и слушают рассказ о них. Правильное определение цели имеет большое значение, поскольку влияет на отбор объектов, на отбор материала по объектам, на выбор угла зрения, под которым данные объекты будут представлены. Цель влияет на выбор методических приемов проведения экскурсии. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, расширение кругозора, получения дополнительных знаний в какой-либо сфере, конкретизация знаний и т.п. Для достижения поставленной цели намечается ряд задач (3,4 задачи).

Отбор литературы и составление библиографии. В качестве литературных источников при подготовке экскурсии используются монографии, энциклопедии, словари, сборники статей, статьи в периодике и т.п. из отобранных источников составляют список, назначение которого определить примерный объем работы по изучению литературы. Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа. При большом количестве литературных источников список делиться на две части: основной и дополнительный.

Определение источника экскурсионного материала. Помимо литературных источников информация по теме экскурсии может черпаться и в других источниках: государственные и личные архивы, экспозиции и фонды музеев, документальные, научно-популярные и художественные фильмы, фотографии, воспоминания участников и очевидцев событий, консультации специалистов. Материалы из любых источников должны быть достоверны и тщательно выверены.

Отбор и изучение экскурсионных объектов. Экскурсионные объекты классифицируются по нескольким основаниям. 1. По тематическому признаку: археологические, этнографические, исторические, архитектурные, природные, производственные и т.п. 2. Природа экскурсионных объектов: материальные и духовные.

3. Содержание объекта: одно плановые (носители только одного вида информации, например, природоведческие, произведения живописи) и многоплановые (носители разного рода информации, например, архитектурный памятник, может быть охарактеризован как исторический объект). 4. По функциональному назначению в экскурсии: основные (раскрываются под темы экскурсии) и дополнительные (довершается общая картина экскурсии, несмотря на то, что на ознакомлении с ними тратятся меньше времени и уделяется меньше внимания). 5. По степени сохранности: полностью сохранившиеся, сохранившиеся со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившиеся, утраченные, восстановленные. При подготовке экскурсии перед экскурсоводом стоит задача из множества объектов отобрать самые интересные, поэтому в методике подготовки экскурсии объекты отбираются на основе их ценности и значимости для раскрытия темы. При ближайшем рассмотрении используется и ряд других критериев для отбора экскурсионных объектов: 1. соответствие теме экскурсии. 2. познавательная ценность или информационная значимость, т.е. связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью известной личности, а также художественного достоинства объекта. 3. известность или популярность памятника у населения. 4. необычность, т.е. экзотичность объекта. 5. выразительность, имеется ввиду сочетание объекта с другими объектами окружающей среды (здания, сооружения природными объектами и т.п.). 6. сохранность (объект своим внешним видом должен вызывать у экскурсантов положительные эмоции). 7. место расположение объекта (оценивается с точки зрения: расстояния до него, удобство подъезда или подхода к нему, пригодности дороги для транспорта и пешехода, наличие наблюдаемой площади). 8. ограниченность показа объекта (ограничительные факторы могут иметь разное происхождение, например, факторы природного характера: сезонность, время суток, походные условия, техническая характеристика (ремонт)). Правильный отбор экскурсионных объектов создает зрительную основу и способствует раскрытию ее темы. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством объектов, поскольку это увеличивает ее длительность, повышает утомляемость экскурсантов, приводит к поверхностному освещению темы. Для городской обзорной экскурсии рекомендуется отбирать 10 - 15 объектов, в тематической экскурсии число объектов составляет 7-10. количество объектов также обусловлено целью, темой экскурсии, экскурсионной аудиторией. В экскурсию может входить как объекты одной тематической групп, так и объекты разных тематических групп. При подготовке обзорной экскурсии следует избегать однообразия в построении зрительного ряда, т.е. следить за тем, чтобы были отобраны объекты разных тематических групп. Отбор экскурсионных объектов заканчивается с составлением паспорта на каждый из них, куда вносятся основные сведения об объекте. Паспорт объекта содержит основную информацию о нем по следующим показателям: 1. Наименование объекта (первоначальное, современное, народное). 2. Историческое событие, с которым связан памятник. 3. Место нахождения объекта, его почтовый адрес. 4. Описание объекта (автор, дата сооружения, материалы, декор, особенности планировки, размеры, текст мемориальной доски). 5. Источники сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания и т.п.). 6. Сохранность памятника (имеется в виду состояние памятника и близ лежащие территории, дата последнего ремонта или реставрации). 7. Охрана памятника (на кого возложена, каким решением). 8. Экскурсии, в которых памятник используется как объект. 9. Дата составление паспорта объекта. К паспорту прикладываются фотографии и другие, воспроизводящие его современный и прежний вид.

Разработка маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии – хорошо продуманный наибольший путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Состояние маршрута обусловлено темой экскурсии, места расположения объектов, наличием путей подъезда или подхода к ним и наблюдательская площадь. Существует несколько основных композиционных принципов построения маршрута экскурсии: 1 . хронологический исторических и биографических экскурсий, в них материал

представлен в хронологической последовательности). 2. тематический (маршрут строиться связанный с раскрытием определенной темы). 3. тематико-хронологической (строиться маршрут обзорных экскурсий, которые состоят из нескольких под тем, внутри которых материал может подаваться в хронологической последовательности). 4. географический (предполагает следование каким-либо ориентиром на местности, обычно в названии таких экскурсиях используется какой-либо топоним, например, «Ачеирский монастырь»). Перечисленные композиционные принципы построения маршрута редко выступают в чистом виде. Как правило, они комбинируются, представляя себя на разных участках маршрута. При разработке пути следования экскурсионной группы, к нему предъявляются следующие обязательные требования: 1. маршрут должен быть составлен так, чтобы экскурсионные объекты не располагались слишком близко друг к другу, не заслоняли один другой и не контрастировали друг с другом. 2. маршрут должен быть компактным (переезд или переход между объектами не должен превышать 10-15 мин.). 3. на маршруте должен отсутствовать повторные проезды или проходы по одному и тому же месту, так называемые «петли». 4. при составлении маршрута должен учитываться эстетическая ценность застройки и ландшафта. 5. на маршруте должен находиться благоустроетые остановки, в том числе санитарные и места парковки транспорта. 6. маршрут должен быть безопасным (к моменту проведения экскурсии следует иметь запасной вариант движения группы).

Объезд или обход маршрута. После теоретической разработки маршрута проводиться его объезд или обход, во время которого решаются следующие задачи. 1. ознакомиться с трассой движения группы. 2. уточнить место расположения объекта, места предполагаемых остановок и наблюдаемых площадок. 3. освоить подъезд или подход к объектам. 4. провести хрометраж показа объектов, их словесной характеристики, передвижения между объектами, уточнив продолжительность экскурсии в целом. 5. проверить целесообразность использования намеченных приемов показа и рассказа. 6. выявить потенциально опасные места на маршруте и принять меры предостороженности.

Определение техники ведения экскурсии. Под техникой ведения экскурсии понимается все организационные моменты экскурсионного процесса, касающиеся всех его участников (экскурсантов, экскурсоводов, водителя и т.д.). К организационным моментам относятся следующие: 1. знакомство экскурсовода с группой. 2. выход экскурсантов из автобуса и посадка. 3. расстановка группы у объекта. 4. соблюдение времени экскурсии. 5. передвижение экскурсантов от объекта к объекту. 6. проведение показа и рассказа при движении автобуса. 7. ответы на вопросы экскурсантов. 8. место экскурсовода. 9. использование пауз. 10. использование средств показа объектов (жесты, указка). 11. демонстрация экспонатов из «портфеля экскурсовода» и т.п.

Наши рекомендации