Какие стили речи вы знаете?

2) Какие типы речи вы знаете?(Рассуждение, повествование, описание)

3) Какова композиция описания?(В тетрадях по развитию речи: общеевпечатление, описание деталей, оценка)

В каком стиле должно быть выдержано описание?

5) Чтениена с. 248 в рубрике «Р».

6) Проверка дом задания, упр. 736.

ΙΙ. Закрепление.

1. Особенность «данного»в тексте-описании: упр. 737, 738.

2. «Т» - упр. 739. Например:

1) Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5 – 12 лет. Длина – 25 см, высота – 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.

- Где можно встретить такое описание? Например, игрушечная фабрика выпускает много различных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

2) Перед вами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шёрстка густая и жёсткая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шёрстки ласково поблескивают чёрные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!

- Докажите, что это художественное описание.

- Найдите его композиционные части.

- Чтобы определить композиционные части, надо выделить «данное» и «новое». Давайте заполним схему.

Д Н

(кто? что?) (какой? каков?)

предмет признак

- Какими частям речи обычно является «данное» и «новое» в описании предмета? (Имя существительное или местоимение – «данное», имя прилагательное, глаголс существительным – «новое».)

ΙV. Практические задания.

1.Упр. 740 Тип и стиль речи. Языковые средства для выражения признаков.

2.С. 250 «Возьмите на заметку!»

3.Упр. 741- 746. Учащиеся находят «данное» и «новое», отмечают особенности описаний.

4.Работа над недочётами (редактирование) в тестах-описаниях: упр. 748, 751, 757.

5.Самостоятельная работа: упр. 758, 759.

6.Нахождение описания в разных стилях речи: упр. 752

7.Упр. 761 – 763.

V. Д. з. упр. 763.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема: Сочинение-описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». новое – 332

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством известного художника Ильи Ивановича Машкова.

2. Ознакомит детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в натюрморте);

3. Закрепить навык создания сочинения-описания по картине.

Оборудование: диск; выставка натюрмортов

Ход урока

ΙΙ. Слово учителя о художнике.Илья Иванович Машков (1881 – 1944) – уроженец станицы Михайловской, что в 30 км от Урюпинска (Волгоградская область).

Крестьянский мальчик с Хопра, ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преодолевший все преграды на своём пути, достиг вершин творчества и стал великим русским художником, заслуженным деятелем искусств России (1928). Его картины выставлялись в Японии и США, Англии и Франции, в Италии Голландии, в Китае и Вьетнаме… А в России и так называемых странах ближнего зарубежья они есть в каждом музее и галерее – неувядаемые шедевры, полные света, тепла, солнечного блеска, упоительного колорита, дивной гармонии и музыкальной звучности.

Самые известные и изумительные натюрморты Машкова «Снедь московская. Мясо, дичь» и «Снедь московская. Хлебы», связанные единым содержанием, принесли ему мировую славу. Его при жизни называли классиком русского натюрморта и сравнивали с великими голландскими мастерами эпохи Возрождения.

Заслуженный деятель искусств РСФСР.

ΙΙ. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы ознакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

ΙΙΙ.Рассматривание натюрмортов других художников, их имена

ΙV. Работа по картине.

1. Рассматривание картины (упр. 760, вклейка 15)

2. Обсуждение смысла названия, общее впечатление.

3. Какие предметы изобразил художник? (следить за тем, чтобы учащиеся использовали словосочетания, более полно и конкретно характеризующие их: белый кувшин, чёрная смородина, холщовая скатерть, белая смородина, белая малина)

4. Что поместил в центре натюрморта? (клубнику и белый кувшин. Художник уже самим расположением предметов передал настроение, которое навевает щедрое жаркое лето).

5. Чир передаёт художник с помощью красок? (Эту же мысль и это же настроение) Какие это краски? На доске написать слова, обозначающие красный и серый цвета: красный, алый, розовый, вишнёвый, гранатовый, малиновый, пунцовый, рубиновый, серый, дымчатый (скатерть), сизый, стальной, землистый. Выбрать те слова, с помощью которых можно наиболее точно передать цвета предметов, изображённых на картине И. И. Машкова.

6. Определение основной мысли, которую надо раскрыть в сочинении (автор восхищается красотой предметов на картине), выявление средств художественной выразительности.

7. Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник; важны краски (цвета), которые подобрал художник для того, чтобы полнее и глубже выразить своё отношение к изображённому.

8. Работа по написанию сочинения:

1) Составление плана

1. Почему картину И. И. Машков можно назвать натюрмортом?

2. Какие предметы изображены художником?

3. Какими красками и как сумел передать И. И. Машков цвет и форму ягод?

4. Какое настроение передал художник?

2) Систематизация рабочих материалов

3) Создание черновика и его редактирование

4) Написание сочинения в тетради по развитию речи.

5) Последовательность работы над описанием:

· Охарактеризуйте общий вид предмета (тема описания).

· Назовите наиболее характерные признаки, найдите точные слова для их обозначения.

· Определите цель описания, подумайте над идеей.

· Расположите описание признаков, как того требуют тема и идея.

· Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите их них лучшее.

9. Так для чего вводится в текст описание предмета? Интерьера? (Чтобы передать мысли, чувства, настроение автора, его отношение к описываемому предмету, помещению, раскрыть характер хозяина вещей).

10. Образец описания картины.

Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморты И. И. Машкова не оставят равнодушным.

Трудно сказать, как рождена была картина – слиток какой-то необыкновенной радости от сознания непосредственного общения с природой… мне кажется, что художник. Устав бродить по лесу, зашёл в избушку лесника. И здесь, на деревянном, грубо сколоченном столе, освещённом мягким светом, льющимся из небольшого окошка, увидел белый глиняный кувшин, жестяной поднос и небольшую тарелку, наполненную крупными сочными ягодами клубники, чёрной и белой смородины.

Только что сорванные, рассыпанные по столу ягоды тёмно-красной клубники и спелой малины оттеняют серую поверхность холщовой скатерти. Из банки, наполненной прозрачной водой, тяжело свисают влажные ягоды душистой смородины.

Бело-матовый кувшин, фиолетово-синие тени ещё сильнее заставляют ощутить солнечное тепло ягод.

Предметы настолько объёмны, что невольно кажется: протяни руку и почувствуешь холодное прикосновение глиняного кувшина и жестяного подноса, влажность и упругость спелых ягод тёмно-зелёных листьев.

Подумать только, какая пленительная песнь радости жизни, мощной красоте и плодородию природы содержится в этом натюрморте!

11. Д. з. § 102, упр. 764.

187 урок Соединение типов речи в тексте. 1 час

Цели урока:1. Дать понятие о соединении типов речи в тексте.

2. Объяснить причины этого.

Ход урока.

Ι. Повторение изученного материала.

ΙΙ. Работа по теме. Соединение типов речи в тексте, оправданное замыслом автора, основной мыслью высказывания. Выполнение упражнений № 764 – 773

1) «Возьмите на заметку!»

2) Упр. 764 «Как я учился плавать»: повествование: «Как я однажды сделал модель самолёта» - повествование и описание.

3) Упр. 765. В 1-м признаки вещей переданы правильнее.

4) Упр. 766.

5) Упр. 767: в 1-м да, во 2- неоправданно.

6) «Возьмите на заметку!» на с. 257. Упр. 768.Устное изложение текста.

7) Упр. 770 Редактирование сочинения.

8) Упр. 771.

ΙΙΙ. Д. з.упр. 773.

Тема: Рр. Изложение по 772 упр.

Цели урока: Тренировка в написании подробного изложения с разными типами речи.

Ход урока

Ι. Чтение текста на с. 259.

1. Какие типы речи использованы в тексте?(описание, повествование, рассуждение) Найдём эти элементы.

Повествование: подошёл, поднялся и стал точить когти; возвращается, сидит перед дверью, ожидая, вякнет: «Нажмите кнопку звонка».

Описание: большой чёрный очень красивый кот, прелестные зеленоглазая мордочка.

Рассуждение: Умный, храбрый, с большим чувством собственного достоинства.

2. Найти в тексте слов и выражения со значением оценки(очень красивый, прелестная мордочка, умный, храбрый, с чувством собственного достоинства, не унижается до бегства, терпеливо ожидает, мудрые, таинственные глаза.)

3. Подберите заголовок, в котором была бы выраженаосновная мысль.

Написание изложения.

5. Д. з. Тест № 6

188-189 уроки Рр Сочинение-повествование с описанием. Упр. 769. 1 час

Цели урока: 1. Научить писать сочинение-повествование с описанием животного.

2. Научить различать научное и художественное описание внешнего вида, условий жизни и повадок животного.

3. Сформировать умение выявить средства авторской оценки животного в художественном описании.

Ход урока

Ι. Рассказы учащихсяо том, какие произведения о животных им известны(И. Тургенева, А. Чехова «Каштанка», А. Куприна «Белый пудель», В. Пескова, К. Станюковича, Ф. Кнорре, М, Родионовой, В, Бианки, Э. Шима, К. Паустовского)

ΙΙ. Чтение текста из упр. 768 на с. 257.

1.Беседа по вопросам:

1) Как описывает автор внешний вид лося?

2) Какой момент из жизни животного они описывает?

3) Почему его заинтересовал именно этот эпизод?

4) Как выражает автор своё отношение к лосю? (вспоминает с восторгом, описывает с восхищением: огромный лесной бык – лось, длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога, сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня; даёт прямую оценку: Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка. И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта!)

ΙΙ. Различениенаучного и художественного описания внешнего вида, условий жизни, повадок животного; выявление средств авторской оценки животного в художественном описании.

ΙΙΙ. Работа по репродукции № 16.

  1. Рассматривание фотографии пятнистого оленя.
  2. Вопросы:

1) Каким изображён олень?

2) Что привлекает вас во внешнем облике оленя?

3) Какой представляется вам жизнь оленя в лесу?

4) Составьте устное описание оленя по репродукции.

ΙV. Работа по написанию сочинения.

  1. Определениетемы и идеи сочинения («История жизни оленя»). Типа речи (соединение повествования с описанием) и стиля речи.
  2. Составлениеплана,подборрабочих материалов.
  3. Созданиечерновика и егоредактирование.
  4. Написаниесочинения в тетради по развитию речи.

IV. Д. з.стр. 259 «Вспомните!», упр. 774.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

190-191 Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. 2 урока

Цели урока: 1. Дать определение имени прилагательного как части речи.

2. Объяснить морфологические особенности качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Ход урока

I. Проверка домаш. заданиястр. 259 «Вспомните!»

II. Повторение сведений о прилагательном, распознавание прилагательных по общему лексическому значению и вопросам (упр. 774.)

III.Морфологические признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных (упр. 775)

IV. Лексическое значение прилагательных: прил., обозначающие признак по цвету, величине, запаху, по действию упр. 776, 778

V. Прямое и переносное значения прилагательных(упр. 779)

VI.Найдите прилагательные-синонимы.

Безмолвно поле, лес безгласен,

Один ручей, как прежде, скор.

В. Брюсов

Чудесный вид, волшебная краса!

Белы, как день, земля и небеса.

А. Полежаев

VII.Найти прилагательные-антонимы.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

С. Маршак

В белом инее чёрные ёлки

На подтаявшем снеге стоят.

А. Ахматова

VIII. Итог урока «Посоревнуемся!» (упр. 780)

IX. Д. з. упр. 783, § 103.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

192 урок Правописание окончаний имён прилагательных 1 час

Цели урока:1. Закрепить правописание окончаний имён прилагательных. 2. Закрепить дефисное написание прилагательных, обозначающих оттенки цветов.

Методическое обоснование: после изучения параграфа учащиеся должны знать и применять два правила: о проверке безударного окончания прилагательного с помощью вопроса и о дефисном написании прилагательных, обозначающих оттенки цветов.

Ход урока

Ι. Проверка дом. задания. Беседа об имени прилагательном как части речи, качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

  1. Что называется именем прилагательным?
  2. На какие разряды делятся имена прилагательные?
  3. А как вы понимаете выражение «Прилагательное согласуется с именами существительными»? (Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.)

ΙΙ. Словарный диктант с самопроверкой. (Упр. 783)

ΙΙΙ. Изучение параграфа.

  1. Повторение изученного на материале упр.784.
  2. Чтение основного теоретического материала на с. 264 и заполнение таблицы (упр. 785)
  3. Выполнений упр – й 786 – 788.
  4. «Возьмите на заметку!» с. 265.
  5. Упр. 789.
  6. Выписать из стихотворения прилагательные с существительными, к которым они относятся:

Поёт зима – аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется.

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

(С. Есенин)

  1. Практическое задание. Определите падеж и правильное окончание прилагательных:
На вечерн.. сеансе. Вечерн… поездом. За последн..м аккордом. В последн..м параграфе. В рабоч..м кабинете. Над рабоч..м местом. Перед завтрашн..м докладом. На завтрашн..м экзамене. При искренн…м объяснении. С искренн…м приветом. Перед осенн.. сезоном. При осенн.. перелёте птиц. На зимн… холоде. Зимн.. воздухом. За могуч…м дубом. В могуч..й дереве. Будущ… летом. О будущ..м годе. При сегодняшн..м ветре. С сегодняшн..м дождём.

ΙV. Итог урока. Сформулируйте основные выводы по сегодняшнему уроку.

V. Д. з.§ 104, упр. 790.

193 урок Образование имён прилагательных 1 час

Цели урока:Познакомить учащихся с суффиксальным способом образования прилагательных.

Ход урока

Ι. Проверка дом. задания.

  1. Беседао правописании окончаний прилагательных по материалу упр. 790.
  2. Найти прил., объяснить правописание окончаний.

Осень! Летят по дорогам

Осени стужа и стон!

Каркает около стога

Стая озябших ворон.

Скользкой неровной тропою

В зарослях пасмурных ив

Лошадь идёт с водопоя,

Голову вниз опустив.

Мелкий, дремотный, без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

Всё моросит, моросит.

ΙΙ. Работа по теме урока.

  1. Знакомство с суффиксальным способом образования прилагательных. Упр. 791 – 795.
  2. Показать графически,как образованы следующие имена прилагательные (Несколько слов разобрать на доске, остальные – самостоятельно)

Завистливый, неграмотный, негромкий, традиционный, безрезультатный, камышовый, небезуспешный, студенческий, январский, антиобщественный, беззвучный, глинистый, деревянный, допушкинский, ежемесячный, заводской, заокеанский, земледельческий, небольшой, общественный, подземный, премудрый, придорожный, революционный, сверхштатный, трёхсложный.

  1. Сложные слова: упр. 797.
  1. Д. з.упр. 796, § 105.
194-195 уроки Прилагательные полные и краткие 2 часа

Цели урока: дать понятие о полных и кратких прилагательных.

Ход урока

Ι. Сопоставление кратких и полных прилагательных, их структуры, морфологических и синтаксических признаков. Стр. 267. Упр. 798.

ΙΙ. Распознавание кратких прилагательных в тексте, изменение кратких прилагательных в ед. ч. по родам (с. 267. «Возьмите на заметку!»)

ΙΙΙ. Синтаксическая роль кратких прил. Упр. 799. 800, 801

ΙV. В конце кр. прил. Ь не пишется! Стр. 269., упр. 802, 803

VI.«Возьмите на заметку!»Предупреждение ошибок в употреблении кратких прилагательных. Упр. 804.

VII.Упр. 805. Краткие прилагательные как главные слова в словосочетании.

VIII. Объяснение орфограмм.

Мышь летучая в пещере

Спит и ухом не ведёт.

Перед сном, почистив перья,

Дремлет сыч – летучий кот.

В. Берестов

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

И. Бунин.

ΙХ. Учитель читает вслух. Ученики должны найти и записать краткие прилагательные.К вечеру пошёл снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой они становились всё больше и больше. Наконец снег повалил хлопьями, затянул окрестность мутной пеленой. В один миг крыльцо лесной сторожки и ветви старых сосен сделались белыми, пушистыми. Воздух был чист и свеж. Наступила такая тишина, которая бывает только зимой в старом, глухом лесу перед наступлением ночи.

Из мглистого вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы.

(По Г. Скребицкому)

Х. Образовать формы кратких прилагательных.Узкий – узок, узка, узко; близкий, мягкий, робкий, бледный, горький, честный, низкий, страшный.

ХΙ. Итог урока.

1.Прочитайте стихотворение, найдите краткие прилагательные.

Белый снег,

Белый мел.

Белый заяц

Тоже бел.

А вот белка

Не бела,

Белой даже не была.

(В. Измайлов)

2. Сформулируйте основные выводы по сегодняшнему уроку.

ХΙΙ. Д. з.§ 106, упр. 807.

196 урок Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных 1 час

Цели урока: 1. Дать понятие о сравнительной и превосходной степенях сравнения имён прилагательных.

  1. Изучить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Ход урока

Ι. Проверка дом. задания.Беседа об образовании имён прилагательных. О полных и кратких именах прилагательных.

ΙΙ. Знакомство со сравнительной и превосходной степенями сравнения прилагательных.

  1. Стр. 270 – 271, чтение. Рассматриваются значения, выражаемые прилагательными в сравнительной и превосходной степени.
  2. Упр. 880
  3. Упр. 809
  4. Упр. 810..
  5. Изучение схемы порядка морфологического разбора прилагательного.
  6. Прочитайте и озаглавьте текст, спишите, разделите текст на предложения, расставив знаки препинания и восстанавливая пропущенные буквы; выполните морфологический разбор прилагательных.

Хорош(?) зимний день воздух свеж(?) прозрачен и чист сквозь обл…ка изредка проб…рётся луч(?) солнца и опять исчезн…т он не горяч(?) но осл…пителен и ярок ветер жгуч(?) и порывист но детям мороз не страшен они всегда в…селеы и б…дры.

Итог урока.Когда используется в речи сравнительная степень прилагательного, а когда превосходная?

Д. з.§ 107, упр. 811.

197 урок Как образуется сравнительная степень прилагательного

Цели урока:Изучить образование степени сравнения прилагательного. Сформировать умение правильно употреблять в речи формы сравнительной степени прилагательного.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.Коллективная проверка морфологического разбора имени прилагательного.
  2. Изучение темы.

1) Чтение теоретического материала на с. 272.Предупреждение ошибок в образовании степеней сравнения прилагательных, орфоэпическая работа (упр. 812)

2) Образуйте простую и составную формы сравнительной степени прилагательных: Внимательный, причудливый, ужасный, опасный, интересный, близкий. Душистый, красивый, умный, высокий.

Итог урока.

Найдите прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения. На доске: 1) Забавный, 2) красивый, 3) слепой, 4) стремительный, 5) медленный.

Д. з.§ 108, упр. 812 (2).

198 урок Как образуется превосходная степень прилагательного

Цели урока: Изучить образование превосходной степени сравнения прилагательного. Сформировать умение правильно употреблять в речи формы превосходной степени прилагательного.

Ход урока

Ι. Стр. 273 – 274. Изучение теоретического материала.

ΙΙ. Тренировочные упражнения:

1)Упр. 814. Образование прилагательных в превосходной степени. Упр. 814.

2)Упр. 815. Определение формы степеней сравнения. Синтаксическая роль прилагательных в степени сравнения. Упр. 815.

3)Выполните синтаксический разбор предложения, найдите прилагательное в простой превосходной степени, произведите его морфологический разбор. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к родной стране. (К. Паустовский)

Наши рекомендации