II. Изучение нового материала

1) Запись эпиграфа на доске и в тетрадях. Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём се тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких… (Н. Гоголь)

2) Смысл эпиграфа.

3)Чтение лингвистического текста на с. 61, упр. 175.

4)Текст упр. 176. Отвечают на вопросы учителя письменно

· Что изучает фонетика?

· Звуки, при образовании которых голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот без препятствий. (Гласные)

· Сколько в русаком языке гласных звуков? (6)

· Для этих звуков характерна сильная струя воздуха, так как необходимо преодолеть преграду. (Согласные)

· Согласные, состоящие из голоса и шума. (Звонкие)

· Согласные, состоящие целиком из шума. (Глухие. [ш], [х])

· Сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. (Слог)

· Слог, заканчивающийся на гласный звук (Открытый. Тра – ва, во – да).

· Слог, заканчивающийся на согласный звук. (Закрытый: пар – та, кос – тюм.)

III. Тренировочные упражнения.

· Упр. 178 [ком] - [сом], [том] - [дом], [лом] - [ром], [кол] - [кот], [кок], [кон]; [кум] - [ ] (самостоятельно, затем проверка).

· Работа у доски.

Ø Записать транскрипцию Падать - [падат’], память - [пам’ат’], рябь - [р’ап’], съел – [сj’эл]. Лес - [л’эс], пахнет - [пахн’эт], капельки - [кап’ил’к’и].

Ø Выполнить фонетический разбор слов.

Боец

[баj’эц] – 2 слога

б - [б] – согл., зв., тв.

о – [а] – гласный, безударный

е – [j’] – согл., зв., мяг.

[э] – глас., удар.

ц - [ц] – согл., глух., тв.

4 буквы, 5 звуков.

Союз [] – 2 слога

с - [с] – согл., гл., тв.

о – [а] – гласный, безударный

е – [j’] – согл., зв., мяг.

[у] – глас., удар.

з - [с] – согл., глух., тв.4 буквы, 5 звуков.

4 буквы. 5 звуков.

IV. Итог урока. Учитель задаёт вопросы на закрепление темы.

· Что такое устная речь?(Речь произносимая и слышимая)

· Что такое письменная речь? ( Речь записанная и читаемая)

· Что изучает фонетика? (Звуки.)

· Какую роль играют звуки в слове? Приведите примеры.(Звуки служат для различения смысла слов: том – дом, жил – шил.)

Д. з. § 27 (учить) ЗСП-7, 8(записать и выучить написание слов).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок 49. Тема: Звуки гласные и согласные.

Цели урока: вспомнить, чем отличаются согласные и гласные звуки; закрепить умение пользоваться элементарными знаками фонетической транскрипции при передаче устной речи на письме;

Развивать умение воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.Небольшой словарный диктант на основе упр. ЗСП – 7, 8.

II. Работа по теме урока.

Учитель.

- Давайте вспомним, что мы знаем о гласных и согласных звуках. Сколько в русском языке гласных. А сколько согласных звуков? (6 глас. и 36 согл.)

- Значит, в речи чаще всего встречаются согласные звуки.

- Какие звуки называются гласными? (При образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.)

- Назовите гласные звуки. ([а], [о], [у], [э], [и], [ы])

- А какие звуки называются согласными? (при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду).

- Назовите их. ([б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.)

Посмотрите, как ярко показал различие между гласными и согласными звуками в своих стихах С. Маршак:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласной прерывается на миг…

Звучит в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пения.

Мы с вами знаем, что прямой связи между звучанием и значением слова нет, но многим поэтам в своих стихах удаётся подбором слов с определёнными звуками добиться «оживления» слов. Например, у С. Маршака: Машины шинами шуршат. Давайте прислушаемся, что мы слышим при звучании следующих строчек? (Шуршание листьев.)

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит,

Шорох по лесу шуршит:

- Ты куда?

- К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

- Тише, Шорох, не шурши.

Навостри-ка уши,

Тишину послушай. (В. Суслов).

III. Тренировочные упражнения.

1.Чтение лингвистического текста с. 63.Новую информациюзаписать.

2.Упр. 181.

3.Написать транскрипцию слов (самостоятельно) Хороший [харошыj’], друг - [друк], тело - [т’эло], объявление - [аб j’авл’эн’и j’э], дело - [д’эло], яма - [j’ама].

4.Работа со схемой на с. 65.

5. Ответы на вопросы. Упр. 187. 18.10.2010.

6.Чтение лингвистического текста. Упр. 188. Новую информацию записать в тетради.

7.Упр. 190 (устно с классом)

8.Транскрипция. Упр. 192. Работа у доски по цепочке.

9.Упр. 193, 194 – устно.

10. Д. з. Упр. 195, 196, ЗСП – 9.

11. Итог урока. Давайте обобщим всё, что мы знаем о звуках речи.

Звуками называются звуки речи, из которых состоят слова.

Звуки речи – это самые маленькие единицы языка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое. Дом – том – сом.

Слова могут состоять из одного, 2-х и более звуков. Например, союзы : а, и, но, да; предлоги: к, у, на.

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой. (Греч «фоне» - звук).

С фонетикой тесно связана орфоэпия (от греч. «орфо» - правильный, «эпос» - слово. речь).

1. Как объяснить произношение слов[з]делать, о[д]бор?

2. Охарактеризуйте процесс оглушения в словах: кни[ш]ка, ду[п].

Сколько звуков могут передавть буквы е, ё, ю, я?

В каких случаях эти буквы передают 2 звука? Подтвердите примерами.

Когда эти звуки передают на писблме один звук? Приведите примеры.

Урок 50.

Тема: § 29.Слог, ударение

Цели урока: дать понятие слога, ударных и безударных слогов; научить сопоставлять логическое и словесное ударения; закрепить умение воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух.

Ход урока.

I. Проверка д. з.

1) ЗСП – 9.

2) Ученики показывают нарисованные ими картинки

Наши рекомендации