Отсюда понятно, что нет никаких препятствий допускать к Таинству Покаяния лиц, желающих исповедать свои грехи и получить в них разрешение, независимо от Таинства Причащения
ВОПРОС: Можно ли по настойчивой просьбе некоторых прихожан совершить над ними Таинство Елеосвящения или это надо приурочить к Страстной Неделе, предварительно попросив благословения от правящего Епископа?
ОТВЕТ: Таинство Елеосвящения совершается над болящими, что видно уже из самого определения этого таинства в нашем Катехизисе: «Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Поэтому, если больной просит совершить над ним Таинство Елеосвящения, нет надобности откладывать этого до Страстной Седмицы, а надо совершить это таинство тотчас же. Таинство Елеосвящения, совершаемое по обычаю на Страстной Седмице Епископом, имеет совсем особое значение (см. в отделе «вопросов и ответов № 8 «Православной Руси»), и его нет никаких оснований совершать произвольно в другое время.
88. ВОПРОС: В нашей церкви почему-товсегдастоит аналой посреди церкви. Окружён он цветами, большое паникадило стоит за ним. В общем, когда во время обедни приносятся Св. Дары, открываются царские врата, то из-за этого аналоя со множеством цветов вокруг него, как-то нет открытой дороги к алтарю, к престолу Всевышнего. В других церквах икона выносится и ставится посреди церкви только под праздник или после обедни, если служится молебен. Есть ли на это какое-либо правило, установленное церковью или это как угодно настоятелю храма?
ОТВЕТ: Вы совершенно правы. Аналой должен ставиться среди храма только тогда, когда бывает великий праздник, и когда поётся среди храма этому празднику или празднуемому святому величание, а также в тех случаях, когда поётся среди храма молебное пение. В остальных случаях никакие аналои не должны стоять среди храма и загораживать собою дорогу от входа в храм к царским вратам и самые царские врата. Привившийся кое-где обычай постоянно держать аналой с иконойсредихрама не только не имеет для себя никаких оснований, но прямо противен церковному уставу. Даже крест Господень, который так торжественно выносится на середину храма на всенощном бдении под праздник Воздвижения, не должен оставаться среди храма. Вот как говорит об этом на Типикон: «И по окончании целования честного креста, поставляется аналогий, с честным крестом одесную страну царских дверей и тамо стоит, дондеже праздник отдастся». Аналои вообще полагается ставить в церкви только по правую и по левую сторону от царских врат, но никак не загораживая царских врат и дороги ведущей к ним от входа в храм, которая должна быть открыта, и царские врата всем видны.
В такой установке аналоя среди храма, да ещё окруженного подсвечниками и вазами с цветами, нельзя не видеть римско-католического влияния. Такой аналой, постоянно стоящий среди храма, с иконой на нём, являет собою некое подобие открытого римско-католического алтаря, перед которым совершают поклонение все входящие в храм. Украшенный цветами, с множеством горящих вокруг него свечей, он закрывает собою подлинный престол, отвлекает молитвенное внимание молящихся от алтаря и приковывает его к себе как к некоему духовному средоточию в храме, что, само собою разумеется, совершенно неправильно. Центром внимания молящихся должен быть алтарь и находящийся в нём престол, а потому неправильно их загораживать.
Особенное неудобство представляет собою такой постоянно-стоящий среди храма аналой с иконой во время архиерейской службы, когда совершаются торжественные входы с большим числом священнослужителей, с архиереем во главе, и когда такой аналой нарушает всё благолепие службы, буквально загораживая собою дорогу, чего вовсе не должно быть.
89. ВОПРОС: В воспоминание каких событий установлен строгий пост в понедельник в Петровский, Рождественский и Успенский посты? В «Православной Руси» № 9 за 1958 год дано объяснение, почему установлен пост в среду и пятницу, а почему в понедельник, не сказано?
ОТВЕТ: Боле строгий пост в понедельник не связан ни с какими особенными воспоминаниями, а практиковался издревле просто по благочестивому обычаю верующих, ревновавших о подвиге. Во многих обителях иноки, а кое-где и верующее моряне, даже в обычное время года (когда нет многодневного поста), наряду с средой и пятницей, постились и в понедельник, воздерживаясь в этот день от скоромной пищи. Тем более естественно отметить этот день более строгим воздержанием в постный период года.
Правило Номоканона при Большом Требнике даже предписывает: «Монахи же и понедельник да хранят всего лета, якоже среду и пяток, якоже от Святых Отец прияхом: кое бо прощение есть монаху, егда не преизбыточествует пост его, наипаче же яко и благоговейнии мiряне сия хранят».
ВОПРОС: Что надо понимать под «вкушением вина», и на чём оно основано, так как на этой почве возникают споры, переходящее в антирелигиозные анекдоты?
ОТВЕТ: Вероятно, Вы имеете в виду так называемое «разрешение вина и елея», о котором упоминается в Типиконе и в иных богослужебных книгах в праздничные дни.
Надо знать, что на Востоке, где составлялся наш Типикон, вино было самым обыкновенным широко употреблявшимся напитком, на подобие нашего русского кваса. Палестина особенно богата была виноградниками, в изобилии расположенными на склонах, холмах и равнинах. Виноградники у евреев были у каждого дома, так что «сидение под виноградной лозой» было приточной характеристикой времён мира и благоденствия при Соломоне (3 Цар. 4, 25; Мих. 4, 4; Зах. 3, 10). Обработка винограда была очень рано развита; виноградари и стражи виноградников составляли даже особый класс рабочих. Виноградная лоза считалась у иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Недаром в Священном Писании весь избранный народ Божий представляется под образом виноградника, а Господь – под образом виноградаря, обрабатывающего этот виноградник, или хозяина, нанимающего виноградарей для обработки Своего виноградника. В Новом Завете Господь Иисус Христос, желая нагляднее изобразить внутреннее духовное единение верующих с Собою, называет Себя виноградною лозою: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь»... (1оан. 15, 1-6) и под видом хлеба и вина (именно виноградного) Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей (Матф. 26, 26-28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.
Имея в виду всё вышесказанное, мы нисколько не должны удивляться тому, что наш Церковный Устав (Типикон), начало которому положено именно в Палестине, говорит о вине – о том, что верующим разрешается употребление вина в дни праздников, когда не положено строгого поста. Наша христианская Церковь вообще никогда не запрещала употребления вина, как такового, а запрещала только злоупотребление вином, или пьянство. Об этом ясно говорит "Слово Божие: «Вино веселит сердце человека», свидетельствует Псалмопевец (Пс. 103, 15 , но вместе с тем Апостол увещевает: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Ефес.5, 18). С другой стороны, тот же св. Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею, которого он поставил епископом в Ефесе: «Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов» (1 Тимоф. 5, 23), то есть рекомендует ему употребление вина в малом количестве, как необходимое для него лекарственное средство.
91. ВОПРОС: Алтарь – «Святая святых». Допустимо ли держать в алтаре предметы, не имеющие отношения к совершаемым в нём св. Таинствам и не являющиеся предметами церковного обихода, в частности – растения в деревянных кадках с землей или то же самое – в глиняных горшках. Не есть ли все это – грязь, оскверняющая, а не «украшающая» Святая святых.
ОТВЕТ: Вы совершенно правы в том, что в алтаре недопустимо держать никакие посторонние предметы. В древности алтари устраивались так, что в них находился только престол и горнее место за ним, и больше ничего. Даже жертвенник стоял вне алтаря в особом отделении, не говоря уже о священных облачениях, священных сосудах, церковной утвари и всего прочего, что необходимо для совершения богослужения. Всё это находилось вне алтаря, а в алтаре только одни святыни и ни одного лишнего предмета. Украшение храма цветами и зеленью положено по уставу только в известных случаях, но держать в алтаре целые кадки или глиняные горшки, конечно, совершенно недопустимо. Здесь несомненно сказывается западное римско-католическое влияние. На Западе давно уже исчезло такое благоговейное отношение к алтарю, каким оно должно быть. К сожалению, это неблагоговейное отношение проникает уже и на Православный Восток.
ВОПРОС: Какое вино, по правилам Церкви, допускается при совершении Таинства Св. Евхаристии и допустимо ли для такого Великого и Страшного Таинства употреблять еврейское кошерное вино?
ОТВЕТ: Вино, употребляемое для Таинства Св. Евхаристии, должно быть чистым виноградным вином красного цвета (цвета крови), без какой бы то ни было примеси. Употреблять для этого еврейское кошерное вино нельзя, ибо над ним, как надо предполагать, совершается особый иудейский ритуал, который и делает его «кошерным», то-есть дозволенным для употребления евреям. Здесь в США имеется полная возможность получать из винных складов самое чистое, натуральное виноградное вино, вполне пригодное для совершения Таинства Евхаристии. Такое вино выписывает и наш Св. Троицкий монастырь. Адрес можно получить в нашей монастырской канцелярии.