ВОПРОС: При исповеди на Св. Евангелие кладут руку, но некоторые на практике этого не делают. Указано ли где это в Апостольских установлениях и что это означает?
ОТВЕТ: Ничего подобного делать нигде не указано.
ВОПРОС: При запрещении земных поклонов с вечера среды Страстной недели – допускаются ли они перед Плащаницей?
ОТВЕТ: Допускаются, на подобие того, как установлено, совершать земные поклоны перед Св. Крестом в неделю Крестопоклонную или на праздник Воздвижения Креста Господня, хотя бы он приходился в день воскресный, что оговорено особо в Типиконе.
ВОПРОС: Как читаются входные молитвы во время пасхальной недели и последующих до праздника Вознесения Господня? Об этом нет никаких указаний в Типиконе.
ОТВЕТ: По обычаю, во время пасхальной – Светлой седмицы – вместо входных молитв читаются пасхальные песнопения: «Христос Воскресе» трижды, «Предварившыя утро», «Аще и во гроб» и тропари: «Во гробе плотски», Слава, «Яко Живоносец», И ныне, Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение».
Начиная с недели Фомины и до отдания праздника Пасхи, читаются обычные входные молитвы, но только вместо «Царю Небесный» (которое не принято читать до праздника Пятидесятницы), читается трижды «Христос Воскресе».
ВОПРОС: Многолетие, певаемое в конце литургии и всенощной: «Спаси, Христе Боже» ... – имеется ли текст его, установленный Священным Синодом? Если есть, то где его можно получить? Если нет такого, то следует ли поминать в нём «ктитора святаго храма сего»? Или это благочестивый обычай отдельных церквей?
ОТВЕТ: Текста, установленного Священным Синодом для такого многолетия, не имеется, но обычаем введено и всюду принято поминать на этом многолетии после духовных и светских властей лишь «братию святаго храма сего и вся православныя христианы». Поминать «ктитора святаго храма сего» это – произвол, не имеющий для себя никаких оснований.
Кстати необходимо отметить, что применять наименование «ктитора» к современным церковным старостам – неправильно. «Ктитор» – понятие совершенно особое. «Ктитором» по первоначальному значению этого слова (от греческого «ктизо» – строю, созидаю, или от «ктисмэ» – приобретаю назывался в прежние времена в Византии создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее необходимые материальные средства для сооружения храма и снабжения его необходимыми принадлежностями. За таким строителем храма признавались церковной властью известные права – так называемое «ктиторское право», как напр., получение части доходов с храма, право проживания в церковном доме или обители, если храм монастырский и т.п.
Современные церковные старосты – это не создатели храмов, а всего лишь поверенные от прихода, избираемые к каждой церкви для того, чтобы совместно с причтом распоряжаться церковным имуществом, под надзором и руководством Благочинного и Епархиального Архиерея. Круг его действий определяется особой инструкцией, утвержденной Высшей Церковной Властью. Никакого постановления; о специальном поминовении церковного старосты за Богослужением нет.
ВОПРОС: Каковы права «почётного попечителя», или это только почётное звание без прав?
ОТВЕТ: Конечно, это только почётное звание в воздаяние каких-либо заслуг, но не более.
ВОПРОС: Есть ли звание «почётного старосты» и какова его роль в приходе?
ОТВЕТ: Всякое почётное звание есть выражение желания «почтить» кого-либо за его труды и заслуги, но с ним не связывается никаких должностных функций.
ВОПРОС: Несмотря на то, что в «Нормальном Приходском Уставе» ясно указывается ответственность за приход Настоятеля, на практике эта ответственность не ясна. В хозяйственной части хозяином считает себя иногда только церковный староста. Правильно ли это?
ОТВЕТ: Совершенно неправильно. За приход ответственен во всех отношениях только Настоятель, а церковный староста является всего лишь его ближайшим помощником по заведованию и по распоряжению церковным имуществом. Введение к Приходскому Уставу, утверждённому Всероссийским Церковным Собором 1917/1918 г.г. говорит ясно: «Господь Свою Церковь вверил в устроение и в управление Своим Апостолам и их преемникам – Епископам, а через них вверяет и пресвитерам малые церкви – приходы. Они и являются вдохновителями и устроителями как всей Церкви, так и отдельных малых церквей – приходов. С них и спросит Господь за судьбы Церкви, приходов и отдельных христиан». Только «при утрате живой церковной связи и сознания своего назначения в Церкви для наследования вечной жизни возникают споры и прекословия между отдельными членами Церкви, осуждаемые Св. Апостолом Павлом (1 Кор. 12) и унижающие святое спасительное дело Христово. Правильная же церковная жизнь в приходе устрояется по сему благодатному завещанию Св. Апостола Павла: «Не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. XII, 3). Посему В ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ ОБЛАГОДАТСТВОВАННЫЕ ЧРЕЗ АРХИЕРЕЯ ПАСТЫРИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ И УСТОИТЕЛЯМИ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ. Под их руководством прочие клирики и пасомые мiряне должны, в меру своих от Бога дарований и возложенных послушаний, содействовать устроению прихода для удобнейшего достижения СПАСЕНИЯ ДУШИ всеми и каждым христианином-прихожанином».
Согласно дальнейшему разъяснению этого «Введения к Приходскому Уставу», мiряне, избираемые на разные церковно-приходские должности, в том числе и на должность церковного старосты, являются не хозяевами и распорядителями, а всего лишь «ближайшими помощниками пастыря и проводниками его начинаний в приходе», причём «в заведывающие делами прихода избираются наиболее благочестивые и усердные из прихожан лица», а «приходский священник должен быть действительно руководителем и отцом своей паствы».
Из этого видно, что ГЛАВОЙ ПРИХОДА ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЯТЕЛЬ, и не может быть и речи о введении какого бы ни было «демократического начала» в церковно-приходскую жизнь, как некоторыми было понято утверждение нового «Приходского Устава». Такое «демократическое понимание» церковной жизни в корне ниспровергает весь канонический строй Церкви и обращает Церковь в обыкновенную человеческую организацию, что совершенно недопустимо.
ВОПРОС: В нашем новом кафедральном соборе наш архиерей, в недавней своей проповеди, между прочим, сказал, что мужчины должны стоять по правую, а женщины по левую сторону Храма, как это было в древние времена. А как же поступать мужьям и женам, которые привыкли всегда стоять вместе в церкви, или даже целым семьям с детьми, которые никогда не стояли отдельно?
ОТВЕТ: Ваш епархиальный архиерей совершенно справедливо хочет восстановить тот благочестивый обычай, который всегда существовал в Церкви Христовой и который лишь в самое недавнее время стал нарушаться, главным образом, нецерковно-настроенной интеллигенцией в городах, в самое последнее время. Мужчины и женщины всегда стояли в храме отдельно друг от друга. Нет никакой надобности мужу и жене стоять вместе. Напротив, св. Апостол Павел, наставляя мужа и жену, пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7, 5). Этим самым он подчёркивает естественность того, чтобы муж и жена разлучались друг с другом на время молитвы. Если в семье есть дети, то младенцам, конечно, естественно быть с матерью, а более возрастные должны стоять: мальчики с отцом, а девочки с матерью.
В древних христианских храмах, из которых многие сохранились до нашего времени, для женщин устраивались даже совсем особые помещения, отделенные решёткой или же они стояли на хорах, которые именно для этого (а не для пения на них хора) и устраивались.
ВОПРОС: Кто должен печь просфоры? Может ли печь просфоры замужняя женщина? Кладётся ли соль в тесто для просфор? Допускается ли подмазывать жаровню, на которой пекутся просфоры, каким-либо жиром, хоть растительным, и можно ли совершать проскомидию на просфорах, спеченных за несколько дней до этого, или на хлебцах, купленных в магазине, а также – за отсутствием пяти служебных просфор, можно ли совершать проскомидию на одной или двух просфорах?
ОТВЕТ: Печь просфоры, как вещество для величайшего христианского Таинства, должно лицо, достойное этого занятия по своему благоговению, по своему благочестию и нравственно-чистой жизни. Если печение просфор поручается лицу женского пола, то предпочтение должно быть отдано девице или вдове чистой, целомудренной жизни и, ещё лучше, в пожилом возрасте. В «Известии Учительном», помещаемом в конце Служебника, ясно сказано, какими должны быть просфоры. Они должны быть хорошо испечены (не сырыми, которые скоро плесневеют) из чистой пшеничной муки, замешанные естественною простою водою, а не молоком, не должны быть помазаны маслом или яйцами, не должны быть из затхлой и смердящей муки, не должны быть «пресолеными», то-есть пересоленными, или чрезмерно солёными (отсюда ясно, что соль можно класть, но в крайне-умеренном количестве, опасаясь, как бы не пересолить). Просфоры для служения литургии должны быть достаточно свежими: «просфорою черствою вельми, миогоденною да не дерзнет кто служити», как равно смертно согрешит иерей, который решится служить на просфорах «зацвелых», «сплеснелых» или «растленных». Посему предписывается даже иерею, ещё не начиная проскомидии, испытать просфоры, какого они качества, и чтобы лучше узнать это, должен даже изломить одну из них. Для этого при проскомидии священник должен иметь лишнюю, то-есть шестую просфору (См. Известие Учительное).