Работа над интервалами

Работа над интервалами начинается с первых занятий хором. С помощью разных методических приемов изучение темы «Интервалы» становится ярким и увлекательным. Педагог рассказывает о путешествии в загадочный Музыкальный зоопарк. И для начала объясняет понятия «консонанс» и «диссонанс». Консонанс – приятный, благозвучный, а диссонанс – резкий, неприятный, неблагозвучный.

Далее педагог проигрывает разные интервалы, а ребята определяют – это диссонанс или консонанс.

До поры до времени дети не знают, что такое интервал (само слово и его значение), не знают названий интервалов, не имеют представлений о ступеневой и тоновой величинах. Да это и неважно в первый период изучения интервалов.

При изучении интервалов сначала мы их слушаем и пропеваем на любые слоги. Очень важный и полезный элемент работы над интервалами – слуховой анализ. Для этого используется широко распространенная методика, по которой каждый интервал ассоциируется с каким-либо животным - игра «музыкальный зоопарк».

После прослушивания интервала, ребята дают ему характеристику – мягкий, ласковый, веселый, грустный, длинный, резкий, злой, грязный и т.д. Фантазия работает великолепно. Эмоциональное восприятие звучащих образов помогает активизировать слух, внимание и память. Сопоставив характеристику и звучание интервала на инструменте, мы выясняем, что это за «животное».

Следующий этап работы – обязательное исполнение (пропевание) интервала в виде песенки - попевки. Таким образом, весь интервальный ряд постепенно ассоциируется с «музыкальным зоопарком», а попевки помогают запомнить материал интонационно.

Многие педагоги сталкиваются с тем, что ребенок слышит и определяет интервал, может построить его в тетради, точно назвать ступеневую и тоновую величину, но не может правильно спеть! А ведь самое важное для хористов – это спеть.

Именно поэтому, работая с младшими группами, необходимо использовать релятивную систему (ручные знаки) З. Кодая (приложение 1) для показа звуковысотности той или иной ступени. Очень важно чтобы дети сами пели и показывали рукой вслед за педагогом. В старших группах можно отказаться от ручных знаков, так как за 2-3 года систематических занятий навык чистого интонирования будет хорошо закреплен.

«Ручные знаки является эффективным инструментом музыкального обучения, так как они визуально и кинестетически усиливают ощущение высоких / низких звуков и интервальных соотношений между спетыми звуками. Ручные знаки позволяют улучшить интонацию ребенку, особенно на ранних этапах обучения, а также являются чрезвычайно полезными при создании гармонических последовательностей». З. Кодай

В хоровом коллективе теоретические знания должны быть применимы к практике пения в хоре. Самое важное, чтобы у детей слово «интервал» вызывало не воспоминание о цифрах, а сразу напоминало ту или иную интонацию, музыкальную краску, которую ребенок может легко исполнить.

Изучать интервалы нужно постепенно, прибавляя на каждом занятии по одному. Исполнять интервалы на инструменте надо и мелодически, и гармонически. Пропевать гармонически более простые интервалы можно и на первом году обучения, даже если интонационно они еще не идеально чисты. Навык пения в два голоса очень полезен. Со временем, по мере приобретения вокально-хоровых навыков, петь интервалы на два голоса будет легко и просто. Для закрепления каждой интонации исполняем песни. Любой педагог может сам подобрать из множества музыкального материала то, что ему больше нравится. Если все-таки песенку не подобрать, то можно предложить ребятам самим придумать короткую попевку со словами. (Приложение)

Нужно отметить, что все интервалы и песенки – попевки ребята поют, показывая ступени ручными знаками (релятивная система). На первом и втором году обучения рука помогает петь, так как у детей ярко выражена двигательно-интонационная связь: чем свободнее движение, тем легче и свободнее интонирование.

В дальнейшей работе к образу животного добавляется цифра, сначала на русском, затем на латинском языке. Латинский счет до десяти мы учим отдельно, как счет на любом иностранном языке. Чтобы было интересно и весело, ребята называют латинскими цифрами свой домашний телефон, день рождения, отметки, которые получили в школе. Таким образом, мы подходим к самому названию интервалов.

В процессе пения с показом ручными знаками ребята запоминают ступеневую величину интервалов, а в более старшем возрасте можно объяснить тоновую величину. Понимание и запоминание теоретических терминов пройдет без особых трудностей, так как у ребят уже есть эмоционально-слуховая и двигательно-интонационная база.

Еще один важный элемент в работе над интервалами – пение интервальных секвенций и цепочек. Отработка этого на хоровом сольфеджио очень помогает в работе над двухголосными и многоголосными хоровыми произведениями.

Когда все интервалы пройдены, прослушаны много раз, показаны рукой, спеты от разных нот, сыграны на инструменте, записаны в тетради, исполнены на два голоса, можно давать тоновую величину интервала. В условиях дополнительного образования тоновая величина не является главенствующей. Если учащиеся свободно поют любые интервальные скачки, поют нотами с листа или чисто держат два голоса, это намного важнее, чем знание тоновой величины того или иного интервала.

Таким образом, необходимо уделять особое внимание на интонирование при работе над интервалами.

Учитывая то, что любая музыкальная фраза состоит из интервалов, а каждый хоровой коллектив в репетиционной работе исполняет множество музыкальных фраз - чистое интонирование интервалов и интервальных цепочек будет способствовать чистому интонированию хоровых произведений.

Заключение

Хоровое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран.

Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально – технологические, т.е. вокально – хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

Прямая обязанность руководителя детского хора так усовершенствовать методы работы с хоровым коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова.

Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Литература

Л. Л. Баренбойма «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа»

Г.Струве «Хоровое сольфеджио»

Ю.Н. Бычков «Основы формирования мелодического ладового слуха»

В. Г. Базарный «Педагогический потенциал хорового пения»

Г.П. Стулова«Теория и практика работы с детским хором»

Приложение

Релятивная система З. Кодая

Работа над интервалами - student2.ru

Наши рекомендации