Тема 4. «Сборы в дорогу»

Выполните рисунки, по-разному устраивая одни и те же предметы. Обратите внимание на то, как меняются пластиче­ские взаимосвязи форм и даже сам характер предметов с пе-

ременой группировки. Они по-новому общаются друг с другом и кажутся разными в зависимости от своих «соседей».

Сборы в дорогу — это всегда дело серьезное. Оно сопро­вождается ощущением некоторой спешки, но в то же время и собранности, заботой о том, чтобы ничто не было упущено, за­быто. Это и мечты о будущей поездке, если она желанна. В сборах есть свой беспорядок, но есть и порядливость, предме­ты могут быть и уже приготовлены к поездке, находиться «под рукой», на приметном месте. В такой постановке соседство предметов может быть непривычным, неожиданным. Это слу­чай, когда туфли, например, могут оказаться на столе в со­седстве с утюгом, когда на вешалке или на стуле может быть платье или полотенце и т. д. Дело, конечно, не в том, чтобы выразить тему большим количеством предметов. Попробуйте свежо и интересно раскрыть ее, отобрав немногое, но точно. Пусть ваши вещи как бы оживут, вступят в разговор и рас­скажут о предстоящей поездке. Но 'прежде всего решите, куда же вы отправитесь — в командировку или на курорт, на ры­балку или в лыжный поход и т. д.

Тема 5. «Осень»

Попробуйте поискать композицию, раскрывающую обилие и щедрость осенних даров природы в пору сбора урожая. Имеется в виду организация постановки на пленэре. Фрукты или овощи будут находиться в естественном для себя природ­ном окружении — там, где они росли и зрели. В саду или ого­роде. Погруппируйте их по-разному на земле, может быть, и на траве с осенними палыми листьями и добейтесь естествен­ности размещения.

Во втором случае устройте осеннюю постановку с по воз­можности глубоким пространством и небом. Садовый стол, крыльцо или терраса, балкон или открытое окошко помогут вам ввести в композицию осенний простор. Выполняйте рисун­ки, по-разному находя свое место к натуре. Длительные рабо­ты можно осуществить в тоне или цвете по вашему выбору.

Темы наших заданий, связанных с натюрмортом, были до
сих пор конкретными по сюжету, повествовательному смыслу.
Они сопровождались довольно подробным изложением вари­
антов постановки, часто подсказывался и выбор предметов, и
желательный характер их группировки. Эти задания ориенти­
ровали вас на подробный рассказ о жизни и как бы погружа­
ли вас в эту жизнь, ее ритм, порядок и беспорядок. Натюр­морты наши были тесно связаны с людьми, не только с их на­
строениями, но в ряде случаев и с какими-то определенными

действиями, событиями (уборкой помещения, приготовлением стола, сборами в путь).

Теперь мы предложим вам выразить то или иное настрое­ние или чувство и в каждом случае назовем его, оно станет вашей темой. Опираясь на собственный эмоциональный опыт, на свои личные ощущения, воспоминания, ассоциации, вы должны будете раскрыть в композиции названное настроение. Попробуйте почувствовать, какие именно предметы, какое их расположение, окружение, цвет, освещение и т. д. выразят, по-вашему, нужное настроение наиболее доходчиво и с возмож­ной полнотой. В каждом случае попробуйте найти не одно, а два или три варианта выбора предметов и их окружения.

Мы понимаем, что это очень нелегкая задача. Потому что не всегда определенное настроение связывается в нас сразу с какими-то конкретными предметами. Ассоциации могут быть и цветовыми и ритмическими, могут быть связаны с тем или иным ощущением тесноты, ущемленности или, наоборот, сво­боды, наполненности пространства и т. д. И все это будет ценнейшим материалом для вашей работы, именно тем, на что вы станете опираться в поиске композиции. Кроме того, твор­ческие идеи могут рождаться под воздействием звуков, жиз­ненных ритмов, неожиданных столкновений с реальными фак­тами, даже запахов.

В одном из парижских писем Борисова-Мусатова есть та­кое (признание: «...Я чувствую, что я возродился. Нет моей хандры, тоски моей. Силы какие-то снова появились в душе. Надежды. Я думаю снова о моем искусстве и снова им живу... Так вот — теперь весна. Масса цветов. Масса ландышей. Те­перь здесь их сезон. И каждое утро, торопясь в ателье, на бульваре мимоходом покупаю на два су ландышей и держу их в кармане. Их запах напоминает мне наши русские простень­кие рощицы с прохладными тенистыми прогалинами, где эти ландыши растут. Один запах сразу создает картину сельской идиллии»*.

Как видите, запах ландышей не только существеннейшим образом повлиял на настроение художника, но и вызвал об­разы и ассоциации, связанные с родной природой.

Прежние наши задания подсказывали вам путь от реаль­ной натуры, предмета к наполненному внутренним чувством произведению. Теперь же путь несколько иной: вы приходите к натуре с уже выявленным и определившимся в вас чувством и ищете в натуре материал для выражения этого чувства.

Вы можете выполнить наши задания в цвете или тоне, в более или менее длительных работах. Названные чувства и

Тема 4. «Сборы в дорогу» - student2.ru 34

Мастера искусства об искусстве. Т. 7. М., «Искусство», 1970, с. 308.

настроении не выражают мир человеческих эмоций и состоя­нии во всей его огромной полноте. Если ни одна из наших тем не привлечет вас — поищите собственную тему.

Тема 1. Печаль.

Тема 2. Веселье.

Тема 3. Отчаяние.

Тема 4. Нежность.

Тема 5. Беспокойство.

Тема 6. Покой.

Тема 7. Ярость.

Тема 8. Счастье.

Тема 9. Тревога.

УПРАЖНЕНИЯ

Вы снова обратитесь к специальному натюрмортному фон­ду, изготовленному или подобранному вами для выполнения упражнений по композиции. Главной их задачей на этот раз будет поиск пространственных отношений между предметами и окружающей средой. Работа над постановкой в каждом случае завершится эскизом в цвете или рисунке.

Пространство постановки будет задано размером и формой поверхности, на которой расположатся предметы. Подбирая их, меняя размеры и группировку, вы создадите разные ком­позиции, разные пространственные ситуации.

Упражнение 1. Компонуя крупные, тяжелые формы, соз­дайте ощущение тесного, душного пространства. Придумайте, как замкнуть его сверху какой-либо «крышей», которая обо­стрила бы ощущение придавленности, замкнутости. Назовите свою композицию «Бочки в погребе».

Упражнение 2. Скомпонуйте несколько легких по форме набольших предметов, создав между ними и вокруг них сво­боду, простор. Представьте себе, что это стоят скульптуры в безлюдном выставочном зале.

Упражнение 3. Поищите композицию из трех предметов. Нужно так расположить их в пространстве, чтобы они смот­релись цельной группой при максимальном отдалении друг от друга. Тогда пространство при своей растянутости будет вос­приниматься живым благодаря взаимодействию ваших «пер­сонажей». Представьте себе, что это перекличка утренних петухов.

Упражнение 4. Устройте на подставке многие предметы (5—10), разные по размеру и форме. Ощутите насыщенное пространство, тесное общение предметов друг с другом. Пред­ставьте себе, что хозяйка пришла из магазина и, торопясь, выложила на стол различные продукты.

3*

Упражнение 5. Попробуйте создать ощущение напряжен­ного пространства, противопоставив на основании одну круп­ную форму группе других. Назовите свою композицию «По­спорили чашки с самоваром».

Упражнение 6. Попробуйте разместить вокруг вертикаль­ной оси несколько полочек с тем, чтобы устроить на них ка­кие-то небольшие формы. Пространство будет как бы кру­житься вокруг оси вместе с полочками и «предметами». Назо­вите сбою композицию "Новогодняя елка».

Наши рекомендации