Особенности формы эпических произведений. Средние формы: новелла, повесть, рассказ
Эпос (epos) в переводе с греческого языка - слово Это повествовательная форма литературы Платон считал, что в эпосе сочетаются лирические элементы (высказывания автора) и драматические (подражание) По мнению Аристоте эля, автор эпоса ведет рассказ \"о событиях как о чем-то постороннем, как это делает Гомер, или от самого себя, не заменяя себя другим и выводя всех изображаемых лиц в действии\" За Гете и Шиллером, автор раз поведает о событии, перенося ее в прошлое, а в драме изображает ее такой, что происходит сейчас По мнению Гегеля, эпос воспроизводит объективность в обьективизуючий форме В Кожинов относит эпос, как и драм в, к изобразительных видов искусствх видів мистецтва.
В эпических произведениях жизнь изображается как нечто внешнее по отношению к автору и персонажей Кажется, что автор стоит сбоку и рассказывает о том, что знает, видел по тому, как писатель описывает события, характер ктер, можем сделать вывод, как он относится к зображуваногго.
События в эпохе изображаются как, уже состоявшихся, поэтому о них рассказывается в прошедшем времени Настоящее и будущее время используется для предоставления динамичности и яркости рассказы Эпические тв воры пишут основном прозой Все они имеют повествовательный характетер.
Формы повествования в эпических произведениях - разные Наиболее распространенная форма - рассказ от третьего лица Иногда рассказчик может быть персонажем произведения (Максим Максимыч в повести \"Бэла\" из \"Героя нашего времени\" М Лер рмонтова) мировосприятии рассказчики-персонажи могут быть близкими писателю Рассказ от первого лица придает произведению достоверности, вносит в него лирический элемент Есть произведения, в которых персонажи сами р озповидають об увиденном и пережитом Об этом свидетельствуют античные романы - \"Метаморфозы\" (\"Золотой осел\") Апулся и \"Сатирикон\" Петрония, мемуарные рассказы Б Лепкого \"Сказка моего жизниПетронія, мемуарні оповіді Б. Лепкого "Казка мойого життя".
Помимо рассказа, в эпических произведениях есть описания предметного мира, природы, быта К рассказу иногда \"подключаются\" авторские размышления Рассказ о событиях может сопровождаться высказываниями персонажей, й их монологами, диалогами Автор может характеризовать какие-то моменты из жизни персонажа, сообщать о том, что происходило в разное время и в разных местарізних місцях.
В эпических произведениях характеры раскрываются в действиях, поступках, жестах, мимике, речи
Эпос имеет три типа художественной формы: стихотворный, прозаический и синкретический
Виды, жанры эпоса
Возникновение эпоса достигает первобытных времен В народно-поэтическом творчестве существуют такие виды эпоса, как сказка, былина, народная дума, легенда, предание
Сказка - эпическое произведение, в котором рассказывается о фантастических событиях и приключениях героев Есть сказки, героические, социально-бытовые, фантастические, сатирические, юмористические, сказки о животных и т.д.
Кроме народных, есть литературные сказки Известные сказки И. Франко, О Пушкина, братьев Я и В Гримм, Андерсена и другие
Былина - эпическая речитативная песня, которую в княжеские времена исполняли народные певцы-музыканты Персонажи былин - народные герои - богатырь Илья Муромец, Добрыня Никитич Былины возникли в XI-XII вв в Киевской Руси, впоследствии распространились в северных областях России Черты былинных героев сохранили украинские сказки, такие как \"Сказка о Котигорошко\", \"Сказка о Кожемякеазка про Кожум'яку".
Легенда (лат legenda - то, что следует читать) Это фольклорный или литературное произведение, в котором есть рассказ на фантастическую тему Легенды имеют разный смысл К легендам относят распространены в средние века \"жития\" первых христиан, \"святых\" подвижников и князей их читали в церквях, монастырях в дни праздников в честь святых Впоследствии появились апокрифические легенды с атеистическими мотивами Эти легенды были запрещены церквей й Известны легенды об исторических событиях и народных героев, о руководителе освободительной войны Хмельницкого, фастовского полковника Семена Палия В легендах о Олексу Довбуша легендах про Олексу Довбуша,
Максима Зализняка, Устима Кармалюка, Лукьяна Кобилицю раскрывается борьба крестьян против феодально-крепостнического гнета
Мир (мим) (греч mythos - слово, перевод) Мифы появились в то время, когда у людей было наивное непосредственное представление об окружающем мире М Моклица называет миф альтернативной реальностью По ее словам, мы иф - \"объективация первоначального восприятия, которое со временем становится синонимом выдумки, неадекватного видение такого, чего на самом деле в жизни нет Миф концентрирует в себе полиаспектнисть человеческого мировосприятия Он в равной степени обманчив и истинный: он обозначает наш бесконечный процесс поиска истинных знаний Миф - антитеза к научному мировосприятия - адекватного, обоснованного, доказанного как истинное \"Мифы отличались от сказок, потому сказки считались плодом фантазии, и от легенд, потому что в легендах были реальные исторические события и герои Миф воспринимался как нечто вероятное Современные литературоведы считают миф узаг альнено-целостным восприятием действительности, характеризуется синтезом реального и идеального и оказывается на уровне подсознания Во мифом понимают устойчивую архетипну модель, оформленная в определенных эту жетах, образаевних сюжетах, образах.
Заметный след в литературе оставила древнегреческий, древнеримская мифология, германо-скандинавская Сюжеты античной мифологии использовали Данте (\"Божественная комедия\"), Дж Боккаччо (\"Фиезоланськи и мифы \"), П Корнель (\" Медея \",\" Эдип \") Ж Расин (\" Андромаха \",\" Ифигения в Авлиде \". Ж. Расін ("Андромаха", "Іфігенія в Авліді").
Народные смиховинкы (анекдоты) - сатирические или юмористические рассказы, высмеивающие определенные человеческие пороки
Притча - аллегорическое повествование о человеческой жизни морализирующего характера Жанр притчи появился в фольклоре, исходит от апологии (сказки о животных) С апологии развилась и байка Ю Климьюк, сравниваю кая притчу и басню, отмечает, что близкий жанровая форма притчи и басни обусловлена ??общностью их происхождения: от мифа к сказке, от сказки к апологии, из которого и развилась собственно байка и притча \"учили ьнисть, аллегорическая, философичность, внешнее сходство построения, - пишет Ю Климьюк, - это те черты, которые соединяют притчу с басней время притча имеет ряд отличий: если байка обрисовывает характер люди ни, разоблачает ее черты, то в притче на характеры героев обращается мало внимания, они часто неконкретными, можно сказать даже абстрактными, полностью зависят от заранее заданной ДУМКаданої думки...
И еще одна существенная разница: байка является произведением комическим, притча - в принципе произведение серьезный (хотя могут быть притчи юмористические и сатирические) \"
\"Притчу, - продолжает Ю Климьюк, - еще часто называют параболой Парабола - это группа аллегорических, морализаторские-обучающих жанров (притча, басня, короткая сказка, анекдот, рассказ и т.д.), в которой через с ибраний пример и его толкование утверждались определенные мыслиі думки...
Согласно содержанию и идейного направления притча делится на религиозную и светскую, философскую и нравственную, а также фольклорную Притча может иметь различные модификации: короткий обучающий выражение (пословица ' 'я, поговорка, сентенция), фабульная притча (прозаическая и стихотворная), притча с объяснением и без объяснения, притча с аллегорией и без аллегории, притча - парабола, притча - развернутое сравнение \"1 В украинских литературе притчу как основу сюжета или как отдельный жанр использовали И Франко, Д Павлычко, Лина Костенко, Б маслянойБ. Олійник.
Ю Климьюк утверждает, что не каждая парабола является притчей, но каждую притчу можно считать параболой Трудно отличить притчу от параболы Некоторые литературоведы их отождествляют
В \"литературоведческом словаре-справочнике\" читаем: (греческое parabole - сравнение, сопоставление, подобие) - \"поучительное иносказания, близкая к притче жанровая разновидность, в которой за кратким рассказом дю об определенном событии скрывается несколько других планов содержания Внутри структуры параболы - иносказательно образ, что тяготеет к символу, а не аллегории (иногда параболу называют \"символической притчей\"), од ак она не приглушает предметности, ситуативности, остается изоморфной по ним \"О Потебня разновидностью байки считал притчня різновидом байки вважав притчу.
Эпопея (греч еророииа от epos - слово и роиео - создавать) - повествовательный вид, который был популярен до появления романа Эпопея берет начало в мифологии и фольклоре В Древней Греции эпопеей называли ц цикл народных сказаний, легенд и песен о значительных исторических событиях, легендарных и исторических героев На основе народных эпопей сформировались авторские - \"Илиада\" и \"Одиссея\" Гомера, \"Энеида\" Всргилия \"В итязь в тигровой шкуре \"Ш Руставели,\" Слово о полку Игореве \",\" Освобожденный Иерусалим \"Т Тассо,\" Лузиад \"Л ди Камоэнс, "Звільнений Єрусалим" Т. Тассо, "Лузіада" Л. ді Камоенса.
Известный российский литературовед М Бахтин писал, что эпопея имеет три конструктивные черты:
1) предметом эпопеи выступает национальное эпическое прошлое, \"абсолютное прошлое\", по выражению Гете и Шиллера;
2) источником эпопеи служит национальное сказания, а не личный опыт;
3) эпический мир удаленный от современности, то есть от времени его воспевателя (автора и его слушателей), абсолютной дистанцией \"Мир эпопеи, - конкретизирует М Бахтин, - национальное героическое прошлое, мир\" нач печатью \"и\" вершин \"национальной истории, мир родителей и родозачинателив, мир\" первых \"и\" лучших \"Дело не в том, что прошлое служит содержанием эпопеи отнесенность изображаемого мира в прошлое, принадлежащие во его к прошлому - формальный признак эпопеи как жанра Эпопея никогда не была поэмой о современности (превратившись лишь для потомков в поэму о прошлом) Эпопея как известный нам определенный жанр с самого по чала была поэмой о прошлом, а авторская установка (то есть установка оратора эпического слова) является установкой человека, говорит о недостижимом для нее прошлое, благоговейная установка потомка Эпическое слово по своему стилю, тоном, характером образности принципиально несовместимо со словом современника о современнике, обращенного к современникам (\"Онегин добрый мой приятель, родился на брега Невы, где, может быть, ро дились вы, или блистала, мой читатель \")\" Эпопея всесторонне описывает общественно-политическую жизнь, обычаи, культуру, быт народа, родственные отношения ее стиль торжественный, изложение неторопливый Особое место в эпических поэмах занимают речи героев, монологи, диалогливий. Особливе місце в епічних поемах займають промови героїв, монологи, діалоги.
В XVIII в эпопею вытеснил роман эпопеи стали называть большие эпические произведения - романы, циклы романов Известны такие украинские романы-эпопеи, как \"Кровь людская - не водица\", \"Большая родня\" М Стельмаха, \" \"Волынь\" У Самчука, поэмы-эпопеи - \"Проклятые годы\", \"Пепел империй\" Юрия Кленокляті роки", "Попіл імперій" Юрія Клена.
Роман (франц roman, нем roman, англ novel) - великий эпическое произведение, в котором личная жизнь человека изображается в связи с общественным В романе много героев и детально описываются их характеры, бага атогранни связи между собой и обществотвом.
Сначала термином \"роман\" называли стихотворные произведения, написанные на романском языке (итальянском, французском, португальском) Слово \"роман\" появилось в средние века Как отмечает В Домбровский, романом называется али \"рассказы о фантастических, чудесные рыцарские приключения, сложенные невиршовою, простонародным языком, который для отличия от латыни, языка церкви и духовного литературы (linqua latina), называлась ро Манский (linqua romana) Те рассказы появляются сначала во Франции, где создают продолжение древних рыцарских поэм (шансон де жест - песни о быль, т.е. старофранцузского эпоса, в котором на прежде им месте стоит знаменитая \"Песнь о Роланде\"), а дальше циклы средневековых преданий и легенд об Артуре, святого Грааля и рыцарей \"Круглого столара, святого Грааля і лицарів "Круглого стола".
В XIII в появляется два \"Романы о Розе\" Гийома де Лоррис и Жана де Меня пользователя старофранцузском языке Термин \"роман\" впервые использовал английский литературовед Джордж Патенхем в исследовании
\"Искусство английской поэзии\" (1589 г) Французский литературовед XVII ст Пьер-Даниэль Юэ дал такое определение романа: \"Это вымышленные любовные истории, искусно изложенные прозой для удовольствия и по овчання читателей \"повчання читачів"1.
Роман - многоплановое эпическое произведение, в котором действительность раскрывается многогранно В романе - несколько сюжетных линий, много персонажей, которые изображаются в общественных отношениях и в быту
Роман имеет сложную композицию, в нем используются рассказы, описания, авторские отступления, монологи, диалоги и т.д.
Как большая эпическая форма роман формировался на протяжении многих веков Он появился в Древней Греции в эпоху позднего эллинизма Античный роман имел развлекательный характер Он изображал препятствия на путь ху к любви влюбленных Во II-VI вв н е появились романы \"Эфиопика\" Гелиодора, \"Дафнис и Хлоя\" Лонга, \"Золотой осел\" Апулея, \"Сатирикон\" Петрониюк" Апулея, "Сатирикон" Петронія.
В эпоху средневековья стали популярными рыцарские романы Известны циклы романов о короле Артуре и рыцарях \"Круглого стола\" В этих романах рассказывалось о легендарных приключениях героев-рыцарей, в частности п о необычайных приключениях Александра Македонского В эту эпоху появляются популярные романы о любви Тристана и Изольды, романы, в которых пропагандировалась христианская религия, известный роман о Варлаама и Иосафата та Иосафата.
В эпоху Возрождения писатели используют реалистические принципы изображения, о чем свидетельствуют романы \"Гаргантюа и Пантагрюэль\" Рабле, \"Дон Кихот\" Сервантеса Роман Сервантеса - это пародия на рыцарские кий роман В XVIII веке приобретают популярность авантюрный роман (\"Жиль Блаз\" Лесажа) и роман воспитания (\"Вильгельм Мейстер\" Гете), психологический роман (\"Памела\" Ричардсона) В XIX веке появляется Исторического и роман (\"Айвенго\" В Скотта) Развитие романа XIX в связан с именами Стсндаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Флобера, Золя, Достоевского, Толстого, Афанасия Мирногса, Теккерея, Флобера, Золя, Достоєвського, Толстого, Панаса Мирного.
украинский роман зародился в XIX в Первыми романами были \"Господин Халявский\" Г Квитки-Основьяненко, \"Чайковский\" Есть Гребенки Значительный вклад в развитие романической формы в украинской литературе сделали Марко Вовчок (\"Живая душа\"), П Кулиш (\"Черная рада\"), и Нечуй-Левицкий (\"Облака\"), Панас Мирный и Иван Билык (\"Разве ревут волы, когда ясли полны?\"), В Винниченко ами XX ст является Андрей Головко (\"Бурьян\"), Ю Яновский (\"Всадники\"), В В-могильный (\"Город\"), С Скляренко (\"Святослав\", \"Владимир\") Современный украинский роман представляют такие (\"Новая заповедь\" В Винниченко), эротический (\"Блуд\" Есть Гуцало), исторический (\"Роксолана\" П По гребельного), детективный (\"Залежи золота\" В Винниченко), социально-психологический (\"Водоворот\" Г Тютюнника, О Гончара), приключенческий (\"Тигролови\" Ивана Багряного), готический (\"Марко Проклятый\" О Стороженко), сатирический (\"Аристократ с Вапнярки\" О Аиста), автобиографический (\"Дума о тебе\" М Стельмаха), ф антастичний (\"Чаша Л мриты\" О Бердника), биографический (\"Приключение Гоголя\" Г Колесника), мемуарный (\"Третья рота\" В Сосюры), авантюрный (\"Имитация\" Есть Кононенко) Украинские писатели используют различные формы повествования - роман-исповедь (\"Я - Богдан\" П По гребельного), причудливый (\"Заемный человек\" Есть Гуцало, \"Лебединая стая\" Василия Земляка), роман-хронику (\"Хроника города Ярополя\" Ю Щербака), роман овелах (\"Тронка\" О Гончара), Раман-балладу (\"Дикий мед\" Леонида Первомайскогоють різні форми розповіді — роман-сповідь ("Я — Богдан" П. За гребельного), химерний ("Позичений чоловік" Є. Гуцала, "Лебедина зграя" Василя Земляка), роман-хроніку ("Хроніка міста Ярополя" Ю. Щербака), роман у новелах ("Тронка" О. Гончара), раман-баладу ("Дикий мед" Леоніда Первомайського).
В литературной практике встречаются такие жанры, как роман-очерк, роман мемуарный, роман-фельетон, роман-памфлет, роман эпистолярный, роман-репортаж, роман-монтаж, роман-притча, роман-пародия, роман-е эс.
М Бахтин классифицирует роман по принципу построения образа главного героя: роман странствования, роман испытания, биографический, роман воспитания \"Никакой исторический вид, - по мнению ученого, - не вытри имуе принципа в чистом виде, но характеризуется преобладанием того или иного принципа оформления героя Поскольку все элементы взаемовизначають друг друга, определенный принцип оформления героя связан ный с определенным типом сюжета, концепцией мира с определенной композицией романа \"В романе странствования герой не имеет существенных характеристик Его движение в пространстве, приключения-авантюры дают возможность показат и пространственную и социально-статическое разнообразие мира (страны, национальности, культуры) Такой тип героя и построения романа характерен для античного натурализма, в частности, для произведений Петрония, Апулея и Т ормеса, \"Жиль Блаз\" Алена Рене Лесажаз" Алена Рене Лесажа.
М Бахтин отмечает, что для романа странствования свойственна \"пространственная и статическая концепция разнообразия мира\", жизнь изображено как чередование контрастов: успехи - неудачи, победы - поражения, счастье - - несчастье Время не имеет исторического определения, отсутствует развитие героя от юности к зрелости и старости Авантюрный время в романе включает мгновения, часы, дни, доминируют временные характеристики: на след упний день, после боя, поединка В связи с отсутствием исторического времени отсутствуют такие социально-культурные явления, как город, страна, социальная группа, национальность Образ человека в романе странствования в аттическойвання статичний.
Роман испытания строится как ряд ситуаций, проверок на верность, благородство, смелость, доблесть Для героев этого романа мир с ареной борьбы Образцом такого романа является произведение греческого писатель ка эпохи античности Гелиодора \"Эфиопика\" Разновидностью романа испытания является рыцарский роман эпохи средневековья \"Роман о Тристане и Изольдерістана й Ізольду".
В основе романа испытания - исключительные полип и ситуации, которых не может быть в обычной, типичной биографии человека, нанизываются авантюры В рыцарском романе появляется сказочное время, не связан ный с историческими событиями и условиями Окружающий мир, второстепенные персонажи являются для героев романа испытания декорацией, фоном В XVIII-XIX вв роман испытания, по словам М Бахтина, \"потерял свою чисто ту, но тип построения романа на идее испытания героя продолжает существовать, конечно, усложняясь тем, что было создано биографическим романом и романом воспитания \"Романы Стендаля, Бальзака, Достоевского ого, по наблюдению М Бахтина, являются романами испытанияхнами випробування.
Биографический роман существует с XVIII века Его сюжет строится на основных моментах жизненного пути: рождение, детство, годы учебы, бракосочетания, устройство жизни, смерти В биографическом романе бы биографический время, события локализованы Становление героя является результатом изменений в его жизни Биографические романы могут иметь историко-биографический и автобиографический характер К историко-биографических романе в принадлежащих \"Петербургская осень\" О Ильченко, \"Ошибка Оноре де Бальзака\" Натана Рыбакльзака" Натана Рибака.
Автобиографические романы отличаются от историко-биографических прежде всего тем, что представляют собой своего рода семейную историю, участником которой является автор Таковы \"Рыцарь нашего времени\" М Карамзина, \"Детство\" \",\" Отрочество \",\" Юность \"Л Толстого,\" Наши тайны \",\" Восемнадцатилетние \"Ю Смолич"Наші тайни", "Вісімнадцятилітні" Ю. Смолича.
Основой романа воспитания является педагогическая идея Становление героя происходит в связи с реальным историческим временем К лучших романов воспитания принадлежат \"Гаргаитюа и Пантагрюэль\" Ф Рабле, \"История Тома Д Джонса, найденыша \"Г Филдинга,\" Жизнь и размышления Тристана Шенди \"Л Стерна,\" Тарасу пути \"Оксаны Иваненко,\" Город \"В Пидмогильногuot; Оксани Іваненко, "Місто" В. Підмогильного.
Поскольку границы между романом и повестью смутные, одни и те же произведения относят и к романам, и к повестей (\"Борислав смеется\" И. Франко, \"Мария\" У Самчука, \"Старший боярин\" Т Осьмачки)
Историки литературы насчитывают до сотни жанров романа
В XX веке на Западе появляется \"новый роман\" или \"антироман\" Его создатели Натали Саррот, А Роб-Грийе, М Бютор заявили, что традиционный роман исчерпал себя считают, что новый роман должен быть и безфабульним и безгеройннзфабульним і безгеройннм.
К теории романа литературоведы обратились в XIX в Шеллипг отмечал, что романист может изображать всю действительность, различные проявления человеческой натуры, трагическое и комическое По мнению Шеллинга, персонажи рома ну являются символами, которые воплощают человеческие характерри.
Значительный вклад в теорию романа внес Гегель Он считал, что роман возник в сутки общественного кризиса, роман - конец развития общества В основе романа - конфликт между поэзией сердца и прозой отношений, между о личным и общественным В коллизии романа герои противопоставляются окружениинню.
В Кожинов выразил мнение, что \"романное начало вообще подчиняет себе все жанры\" В Днепров считает, что роман синтезирует все роды литературы, он - ведущая форма искусства слова (Черты романа XX века - М; Л Л, 1965 — М.; Л., 1965).
Иногда писатели объединяют свои романы в дилогии (\"Мать\", \"Артем Гармаш\" Андрея Головко), трилогии (\"Альпы\", \"Голубой Дунай\", \"Злата Прага\" О Гончара), тетралогии (\"Детство Темы\", \"Студенты\", \"Инженеры\" М Гарина-Михайловского) Известны циклы романов (\"Человеческая комедия\" О Бальзака, \"Необыкновенные путешествия\" Жюля Вернаького). Відомі цикли романів ("Людська комедія" О. Бальзака, "Незвичайні подорожі" Жуля Верна).
Повесть (от повидуваты) - это эпическое произведение средней формы Она занимает промежуточное место между романом и рассказом В основе повести - один или несколько конфликтов, немного событий, один или несколько эпизоде ей, медленное развитие событий, относительно простая композиция В Кожинов считает, что повесть \"не напряженного и завершенного сюжетного узла\", в ней отсутствует \"единство сквозного действия *ть наскрізної дії*".
В работах М Берковский, В Кожинова и других литературоведов отмечается, что повесть ближе к эпопее античного мира, чем к эпоса нового времени ее предмет - спокойное течение жизни, о котором можно раз зповидаты В повести нет гостродраматичних ситуаций, которые привлекают романиста М Гуляев по этому поводу замечает, что эпичность, непоспишливисть не является признаком всех повестей Есть среди повестей драматические остроконфликтные, есть близкие к роману Таковыми, в частности, является \"Невский проспект\", \"Записки сумасшедшего\" М Гоголь божевільного" М. Гоголя.
Бытует мнение, что повесть - лирическая, близка к музыке Но лиризмом отличаются и другие эпические произведения повести произведения \"Николай Джеря\", \"Кайдашева семья\" И Нечуя-Левицкого, \"Лихие люди\" Панаса Мирного в, \"Земля гудит\" О Гончара, \"Поэма о море\" О Довженко Сравнивая роман и повесть, Ю Кузнецов отмечает: \"Роман тяготеет к освоению действия, а повесть - к фиксированию бытия ее финал основном открыт, вы вытекает из логики изображаемых событий, а не с противопоставлений, как в новелле, описания осуществляются по принципу нанизыванияавлень, як у новелі, описи здійснюються за принципом нанизування".
В древние времена повестями считали произведения, в которых о чем-то рассказывалось В литературе Киевской Руси повестями называли летописи (\"Повесть временных лет\") или жития святых (\"Повесть о Акире Премудром\") По овисты как вид эпоса приобретает свои признаков в XIX в Первыми повестями в украинской литературе были \"Маруся\", \"Бедная Оксана\" Г Квитки-Основьяненко Развитие повести связан с творчеством Марка Вовчка (\"Институтка\"), Т Шевченко (\"Художник\", \"Музыкант\"), и Нечуя-Левицкого (\"Николай Джеря\"), И. Франко (\"Захар Беркут\"), М Коцюбинского (\"Fata morgana\"("Микола Джеря"), І. Франка ("Захар Беркут"), М. Коцюбинського ("Fata morgana").
Этот вид эпоса используют О Гончар, В Шевчук, Есть Гуцало, В Яворивский, И Чендей
Жанры повести: историческая, социально-бытовая, историко-биографическая, фантастическая, детективная
Повествование - это эпическое произведение форме В его основе, как правило, - одно событие, одна проблема Рассказ в рассказе имеет начало и конец Рассказ требует от писателя умения на малой площади зма алюваты яркую картину, создать ситуацию, в которой герой обнаруживает себя отчетливо, рельефно Характеры в рассказе сформированы, отсутствует широкая мотивация поступков и событий, описания сжатые, их рисмало.
Рассказ приобретает популярность в эпоху Возрождения Тогда появляются \"Кентерберийские рассказы\" Дж Чосера Расцвет этого вида эпоса приходится на XIX в Известными украинскими мастерами рассказы были М Коцюбинский, В Стефаник, Марко Черемшина, С Васильченко, О Кобылянская, и Франко, Николай Хвылевой, Григорий Косынкай, Григорій Косинка.
Есть рассказ социально-бытовые, социально-политические, социально-психологические, сатирические, юмористические, трагические, комические
Границы между рассказом и повестью не всегда четкие, поэтому произведения \"В воскресенье рано зелье копала\" О Кобылянской и \"Дебют\" М Коцюбинского одни относят к повестям, другие - к рассказам
Новелла (итал novella - новость) - малый вид эпоса Она появилась еще в Древней Греции, имела устную форму, развлекательный или дидактический характер ее использовали как вставные эпизоды Геродот (рассказ ь о Ариона, кольцо Поликрата), Петровой (новелла о Матрону Эфесский) В эпоху эллинизма новелла имела эротический характер Как вид эпоса новелла оформилась в эпоху Возрождения в Италии (\"Декамерон\" Боккаччо в, \"Гептамерон\" Маргариты Наваррской) Наибольшего развития достигла в XIX в В украинской литературе получили распространение такие жанры новеллы, как психологическая (В Стефаник), социально-психологическая, лирико-п сихологична (М Коцюбинский), лирическая (Б Лепкий), философская, историческая (В Петров), политическая (Ю Липа), драматическая (Григорий Косынка), драматична (Григорій Косинка).
Чьей отличается новелла от рассказа? оанализу она использует один момент из жизни и на нем раскрывает значительные психологические переживания В новелле - однолинейный, напряженный, динамичный сюжет, неожиданные повороты действий, внезапный финал, асы метрическая композиция, как правило - драматическая коллизия В зарубежных литературах основном не делают различий между рассказы и новеллылою.
Эссе (франц essai - попытка, набросок) - жанр, находящийся на стыке художественной литературы и публицистики В нем поднимается частичное вопрос Эссе характеризуется большой субъективностью В эссе е идносять разные произведения: философские, исторические, критические, биографические, публицистические, морально-этические и даже поэтичноичні.
Классическим образцом эссе является книга французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня \"Опыты\" В этой книге есть мысли, наблюдения, впечатления от прочитанного, пережитого Поднимаются проблемы обучения, воспитания я, славы, достоинства, богатства, смерти Монтень писал, что книга созданная им, а он создан книгой, которая является частью его жизни Он свободно излагает свои мысли о предметах, которые выходят за пределы его раз умения и кругозора, чтобы дать понятие о своих убеждениях Автор не идет прямо к предмету, а как бы проходит вокруг него Поэтому эссе всегда \"о\" Почти в каждой фразе \"Опытов\" является местоимение \"я\" (\"я считается ю \",\" я согласен \",\" для меня \"t;я" ("я вважаю", "я згідний", "для мене").
Раскрывая специфику эссе, М Эпштейн в статье \"Законы свободного жанра\" (Вопросы литературы - 1987 - № 7) подчеркивает, что эссеист не обязательно быть хорошим рассказчиком, глубоким философом, искренним спивбес сидником Он может уступать силой мысли философу, блеском воображения - романист и художнику, искренностью и открытостью - авторам исповедей и дневников Главное для эссеиста - культурная всесторонность Монтень прежде им рассказал о том, что чувствовал как человек Эссеист пробует себя во всем Лучше определение жанра - всеобщность, кое-что о все Эссеист, по словам М Эпштейна, - \"мастер произведений на свободную тему\", \"профес ал дилетанського жанра \"М Бахтин считал, что в XX в проходит есеизация всех жанров литературы Есеизация сказалась и на литературоведческих трудах О Лосева, С Аверинцева, Г Гачева, О Гончара, Ю Смолич а Д Павлычко, И Драча Появились новелл а-эссе, по весть-эссе, роман-эссе (\"Романы Кулиша\" В Петрова, \"В сумерках\" Р Горака ("Романи Куліша" В. Петрова, "У сутінках" Р. Горака).
Очерк - вид публицистики, на грани искусства слова и журналистики Как самостоятельный вид эпоса существует с XVIII века Очерк появился в Англии, был популярен в произведениях писателей просветительского реализма (Аддисона, Вольтера, Дидро) Значительное место занял очерк в литературе 40-х годов XIX в В русской литературе появились физиологические очерки, в которых писатели показывали жизнь простых тружениковиків.
Значительный успех у читателей имели очерки украинских писателей, в частности И Нечуя-Левицкого (\"На Днепре\"), Панаса Мирного (\"Путешествие от Полтавы до Гадяч\"), М Коцюбинского (\"Как мы ездили в Кринице\")) Эти очерки - своеобразные путевые заметки, истоки которых в Гомера \"Одиссеи\", Лукианових \"Правдивая история\" Известным автором путевых заметок был В Григорович-Барский (1701-1747 pp) В его произведениях сочетаются признаки различных жанров: рассказ, очерка, хождений, легенд, житий Синтезом автобиографического, путевого и очеркового есть произведения Наталены Королевой \"Без корней\", \"Дорогами и тропами жизни\" сборника очерков Евдокии Гуменной \"Многие неба\", \"Вечные огни Альберти\", воспоминания В Самчука \"На белом коне\", \"На коне вороном\", П Тычины \"Путешествия с капеллой КГ Стеценко спогади У. Самчука "На білому коні", "На коні вороному", П. Тичини "Подорожі з капелою К.Г. Стеценка".
В чем специфика очерка? Успенский - \"Власть земли\") В очерках нарушаются социальные, экономические, политические, морально-этические проблемы на определенном этапе развития общества В очерках изображаются портреты политических деятелей, в ленных, писателей, простых тружеников Авторы очерков интересуются общественной жизнью во всех ее проявлениях Отсюда - взволнованность повествования, публицистическая страсть в оценках изображаемого, видкритис во в утверждении идей Цель очерка - дать объективную картину действительности, заострить внимание на явлениях жизни, подвергнуть критике все, что тормозит прогресс Авторское начало в очерке сильнее, ярче, чем у романе; Очерк может быть лаконичным, а может занимать и сотни страниц (\"Письма русского путешественника\" М Карамзина) Он не имеет единой сюжетной линии, завершенной фабулетної лінії, завершеної фабули.
В литературоведении нет единой жанровой классификации очерков Есть очерки документальные и недокументальни А еще - странствующие, портретные, бытовые, социально-политические, исторические, проблемные, зоологические, с зарубежные, очерки о природе Разновидностью очерка является биографические очерки о жизни и творчестве выдающихся людей такого типа очерки появились еще в эпоху античности (\"Сравнительные жизнеописания\" Плутарха, \"Життепы с Агриколы \"Тацитас Агріколи" Тацита).
Фельетон (франц feuilleton от feuille - лист, лист) - это произведение художественно-публицистического характера на актуальную тему, раскрытую в сатирической или юмористической форме Фельетон - промежуточное звено между очерке ом, рассказы и новеллыою.
Во Франции фельетоном называли приложение к газете с политическим памфлетом Впоследствии фельетон стал органической частью газетного листа (\"подвала\"), отделенного жирной линией Позже фельетоном начали называется ать статью, вмишену в \"подвале\" Первым фельетонистом был аббат Жоффруа, который в газете \"Журналь де Деба\" напечатал театральную рецензию изобразительно-выразительные средства фельетона есть ирония, гипербола, г ротеск, каламбур, комическая ситуация, сатирическая издкомічна ситуація, сатирична деталь.
Есть фельетоны документальные и недокументальни (проблемные) Известные литературные; фельетоны (Ю Ивакин - сборник \"Гиперболы\") Основатель украинского фельетона - В Самойленко Развитие этого вида эпоса связан аний с творчеством К Котка, Остапа Вишни, С Олийныка, О Аиста, Есть Дударь Остап Вишня свои фельетоны называл улыбками Разновидностями фельетонов является радиофейлетоны, телефейлетоны Памфлет (англ pamphlet от греч pan - все, phlego - курю) - публицистическое произведение на злободневную тему Л Ершов так характеризует памфлет: \"Это бы фельетон, но не на\" незначительную \", а на узловую тему В основе его лежит большой соц иально объект, этим во многом объясняется специфика памфлета, особенности его построения и стиля Памфлет по структуре ближе к публицистической статьи Его основу составляют объекты огромной весов и, часто нет необходимости переводить в социальный аспект Они и без того с ним связаны: социально-политическое устройство государства, морально-этические устои, отдельные крупные государственные и политические деятели и т п Вот почему развертывание темы в памфлете часто происходит в манере статьи, а не через эмоционально-образные ассоциациианері статті, а не через емоційно-образні асоціації".
Памфлет может использовать формы интервью, репортажа, письма В памфлете автор не скрывает своей позиции, стиль памфлета и страстное, речь - экспрессивная, ему свойственна афористичность, ирония, сарказм
Памфлет появился в эпоху античности До нашего времени дошли филиппики Демосфена, памфлет Лукиана \"Похвала мухе\" В XVI веке в Германии появились памфлеты Ульриха фон Гуттена \"Письма темных людей\", наприкин нци XVII - нач XVIII в - памфлеты Свифта «Скромное предложение\", \"Письма суконщики\" Мастерами памфлета были Дидро (\"Жак-фаталист\"), Курье (\"Памфлет о памфлеты\"), Марк Твен (\"Моим критикам амфлет про памфлети"), Марк Твен ("Моїм критикам-місіонерам").