Русская культура XIX века
Историко- социальная картина XIX века в России. Система образования. Философия. Литература. Живопись.
Музыка. Театр. Балет.
Наиболее значительными историко-политическими событиями XIX в. были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени повлияли на формирование культуры в России.
Первые организации декабристов возникают в 1816—1821 гг. Их политической школой стали Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии в 1813-1815 гг. После внезапной смерти императора Александра I возник династический кризис. Члены Северного общества решили поднять восстание в Петербурге 26 (14) декабря 1825 г. (в день присяги императору Николаю I). Но пассивная тактика восставших позволила властям стянуть к площади верные правительству войска. Восстание было подавлено. Однако декабризм стал значительным общественно-историческим явлением и оказал особое влияние на формирование русской культуры свободомыслием и бунтарством.
Среди последствий реформ Петра I одно из главных мест занимает создание дворянского сословия. Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом разночинцам, начавшим с 1840-х гг. также играть определенную роль в русской культуре.
В начале XIX в. особенно заметным стало отличие военного человека от статского. Молодые люди оделись в черные фраки, после чего черный цвет утвердился как цвет официальной одежды статского мужчины.
Женщина этой поры начинала играть в бурно изменяющейся жизни все большую роль. Вхождение женщин в мир, ранее считавшийся «мужским», началось с литературы. К этому времени частная переписка (семейная, любовная), постепенно разрастаясь, превратилась в неотъемлемую черту дворянского быта. Уже у Фонвизина неграмотная женщина — сатирический образ, хотя высшее образование, которое открывало путь в науку, для женщин в России XIX в. было недоступно. Они вынуждены были получать его за границей.
Оставаясь по-прежнему миром чувств, миром детской и хозяйства, «женский мир» становился тем не менее все более духовным. Домашние библиотеки женщин начала XIX в. сформировали облик людей 1812 г. и декабристской эпохи, домашнее чтение матерей и детей 1820-х гг. взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX в.
Ополченец. Скульптура И. Ковшенкова
.
Крымская война. Севастопольский бастион. Газетная иллюстрация. 1855.
Возникший в Европе в XVIII в., романтизм в XIX в. проникает в Россию. Вместо идеала естественности в красоте женщины начинает нравиться бледность — знак глубины сердечных чувств. Здоровье представляется чем-то вульгарным. Женщина эпохи романтизма должна быть бледной, мечтательной, грустной.
Литература и искусство начала XIX в. создают идеализированный образ женщины. Идеалом эпохи становится образ поэтической девушки. Героические поступки женщин эпохи декабризма — во многом плод проникновения поэзии Жуковского, Рылеева и Пушкина в женскую библиотеку на рубеже XVIII-XIX вв. и в первые десятилетия XIX столетия.
Начало XIX в. отмечено подъемом в системе народного образования. Было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 г. в виде «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственным университетам».
Народное образование в России делилось на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Тиленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский.
Народное образование должно было осуществляться приходскими училищами, которые являлись первой, низшей ступенью общеобразовательной системы. Они создавались как в городах, так и в деревнях при церковных приходах. Ими ведал священник или владелец имения. Учебный год в сельских приходских училищах был короче, чем в других школах, от конца до начала полевых работ, с сентября по март.
В XIX в. в России получил известность институт благородных девиц. Воспитанницы института делились по 4 возрастам. В учебной программе особое место занимали закон Божий и иностранные языки. Помимо этого преподавались русский язык, арифметика, география, история, в третьем возрасте — архитектура, опытная физика и геральдика, а для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанницы обучались шитью, вышиванию, ведению домашнего хозяйства. Кроме того, преподавались рисование, музыка и танцы. В четвертом возрасте девушка осваивала правила светского обхождения и учтивости. В институте и домах петербургских вельмож устраивались балы, спектакли, на которых присутствовали институтки. На торжественные собрания, посвященные окончанию учебного года, приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины.
В XIX в. в России также существовали закрытые учебные заведения для дворянских юношей, кадетские корпуса, Пажеский корпус, Царскосельский лицей. Наряду с общеобразовательными государственными школами в России была создана система закрытых учебных заведений для дворян. В большинстве своем это были военные училища.
Ученые России в XIX в. сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы — периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тянь-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировую известность.
«Серебряным веком» в развитии философии считается XIX в. Патриархом русской философской мысли является Вл. Соловьев. Идейные поиски Вл. Соловьева в области философии и эсхатологии, в частности его учение о мире как «всеединстве», оказали существенное влияние на русский религиозно-философский ренессанс конца XIX — начала XX в., а также на становление и развитие литературы символизма. Вл. Соловьев вводит в русскую философию идею космизма, понятие Софии. Его идеи подхватывают Н. Федоров, а затем К. Циолковский и П. Чижевский. Их творчество открывает новое своеобразное философское направление, названное впоследствии русским космизмом.
Соловьев описывает мировой космо-эволюционный процесс, который проходит через множество стадий и завершается тем, что через живой организм происходит дальнейшее сближение мировой души с Божественным началом. Это стремление посредством цепи развития бессознательного находит современную форму для Божественной идеи. Таковым является человеческий организм. С него начинается новый процесс развития самой этой идеи, как начала внутреннего всеединства, в форме сознания и свободной деятельности».
К идее космоэволюционного процесса несколько иначе относится другой русский философ — оригинальный представитель космизма Н. Федоров. Основными его идеями были мысли по проекту «регуляции природы» как «внесения» в нее «воли и разума», обретения человеком и человечеством более высокого вселенского статуса, включавшего его бессмертие, вплоть до возвращения к преображенной жизни всех прошедших поколений. Н. Федоров считал, что в человеке воссоздается жизнь всех ушедших поколений — поиском, трудом и творчеством. По его мнению, смерть противоестественна для человека и чужда человеческому духу, и на этом основании он пытался развить идею всеобщего человеческого.
Ю. Фельтен. Церковь Иоанна Предтечи в Петербурге.
К. Э. Циолковский резко обнажил вопрос: зачем все существует в мире? Этот вопрос страшен, но он существует. К. Э. Циолковский именно так поставил этот вопрос, размышляя над теорией космических эр. Он замечает: «Есть вопросы, о которых мы не можем говорить, которые мы не можем задавать ни другому, ни даже самому себе, но непременно задаем себе в минуты наибольшего понимания мира. Эти вопросы: зачем все это?.. Дирижабли, ракеты, второе начало термодинамики — это дело нашего дня, а вот ночью мы живем другой жизнью, если зададим себе этот проклятый вопрос. Говорят, что задавать такой вопрос — просто бессмысленно, вредно и ненаучно. Говорят — даже преступно. Согласен с такой трактовкой... Ну, а если он, этот вопрос, все же задается... И задается он не только здесь, в светелке Циолковского, но некоторые головы полны им, насыщены им — и уже не одно столетие, не одно тысячелетие... Этот вопрос не требует ни лабораторий, ни трибун, ни афинских академий. Его не разрешил никто: ни наука, ни религия, ни философия. Он стоит перед человечеством — огромный, бескрайний, как весь этот мир, и вопиет...»* Мысли о вечном пробуждают раздумья о конечности своего существования. Молодости неведома конечность, она далека еще и неощутима. Чтобы человек узнал его, дух должен поглотить молодость, тогда он может почувствовать свою конечность и предстать перед вечность
*Чижевский А. Л. Теория космических эр // Гиренок Ф. И. Русские космисты. Л., 1990. С. 41-43.
В XIX в. появились течения славянофилов и западников. Виднейшими представителями славянофильства были А. С. Хомяков, К. С. Аксаков и И. В. Киреевский. Они отстаивали идею о том, что Россия в истории выбирает свой исконный путь развития и не должна пойти по западному пути. Славянофилы считали, что русскому народу присущи религиозность, мистицизм, аскетизм, смирение и покорность царизму. Западники, напротив, к примеру П. Я. Чаадаев, отстаивали идею, что русские должны приобщиться к ценностям западного мира. Кроме западников и славянофилов, во второй половине XIX в. имели место активная деятельность и творчество революционных демократов Н. Г. Чернышевского, Н. П. Огарева, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Их идеи преобразования России призывали к революционным общественным изменениям.
XIX в. славен не только философским творчеством, но и небывалым подъемом в развитии русской литературы. Романтизм начала века представлял ее красочную страницу. Жуковский, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, некоторые поэты-декабристы были его представителями. Русской культуре первой четверти века были свойственны черты классицизма, в котором находил выражение дух гражданственного подъема, охвативший русское общество в Отечественную войну 1812 г. В сознании «русских рыцарей» — будущих декабристов — витали тени республиканских героев Рима.
Н. Ульянов. Портрет А. С. Пушкина. 1937.
Н. И. Ильин. А. С. Пушкин в Михайловском. Иллютрация к роману «Евгений Онегин».
Н. Ильин. Заставка к книге лирики М. Ю. Лермонтова. 1947.
Н. Кузьмин. Иллюстрация к «Повести о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Я. В. Гоголя.
Та великая русская литература, которая стала национальной культурой, дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева, составила базу для Гоголя, Герцена, славянофилов, Толстого и Тютчева и была дворянской культурой.
Значительное место в мировой литературе занимает А. С. Грибоедов — человек разносторонних интересов, незаурядных музыкальных способностей, автор около 30 литературных произведений и среди них самого яркого и известного — «Горе от ума». В 1826 г. он находился под следствием по делу декабристов.
Отдельно следует сказать об А. С. Пушкине. В историю русской культуры он вошел как создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина, историзм и острое чувство современности оказали могучее воздействие на писателей и художников разных поколений.
Л. Хижинский. Лист из серии «Пушкинские места». 1936 А. Лаптев. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души».1952.
В. Фаворский. Портрет Ф. М. Достоевского. 1929
А. Кокорин. Защитники Севастополя. Иллюстрации к «Севастопольским рассказам» Л. Н. Толстого. 1953.
А. Лаптев. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя « Мертвые души». 1952.
В XIX в. творчество Ф. М. Достоевского стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, переворотом, который часто сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Художественный мир Ф. М. Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями «высшей мысли». Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неотделимо у Ф. М. Достоевского от тезиса о «неисследованности» человеческой природы. Объектом творчества Ф. М. Достоевского является многогранный человек, эксцентричный, «больной», оторвавшийся от «почвы». «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы » — самые известные романы писателя.
Вместе с Ф. М. Достоевским Л. Н. Толстой как бы замыкает «золотой век» русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин. Творчество Л. Н. Толстого представляет собой грандиозную панораму жизни России XIX в. — от представителей двора и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца.
Б. Кустодиев. Иллюстрация к повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». 1922.
XIX в. — век небывалого взлета в развитии русской живописи, хотя профессиональные занятия живописью считались не дворянским делом. Если русская литература, поэзия, философия создавались именно дворянской интеллигенцией, то живописцы и скульпторы выходили из крепостных, мастеровых, мещан, мелких торговцев.
В живописи неоклассицизм, скованный академическими шаблонами, казался сухим, скучным, становился тормозом развития искусства. Романтический и пылкий по складу таланта и темперамента О. А. Кипренский, окончив Академию по классу исторической живописи, хотел продолжать работать в этом жанре, но призвание, а возможно, и необходимость заработка заставили его заняться портретом. В портретах Кипренскому удалось запечатлеть духовную жизнь целого поколения русских. Перед нами проходит вереница людей, живших Сильвестр Щедрин сумел преодолеть отечественный академизм и не «заразиться» итальянским. Он стал писать этюды маслом прямо с натуры.
О. А. Кипренский. Автопортрет.
Вообще в русской живописи полнее выразился не бурный романтизм, но «тихий» романтизм чувства, близкий сентиментализму. В России, стране деспотической государственности и крепостного права, заявление права личности на независимость своего внутреннего мира, интимного строя переживаний значило много.
В. А. Тропинин был любимым портретистом московского дворянства.
Родоначальником народного бытового жанра стал А. Г. Венецианов — скромный титулярный советник, который, затворившись в своей маленькой усадьбе и окружив себя учениками из простого звания, писал, «не мудрствуя», гумно, пашню, портреты крестьян. Лучшие работы Венецианова: «На пашне» и «На жатве» (их называют также «Весна» и «Лето»). Они тонко срежиссированы .
Никто из русских художников не пожинал при жизни такие лавры, как К. П. Брюллов. Известный художественный критик В. В. Стасов написал статью о его последних произведениях, полную пылких дифирамбов. Поклонники Брюллова видели в нем новатора. Ему ставили в заслугу обновление русской живописи, поворот от рутины «заученных приемов», от «идеализации» к «верности натуре», к «разнообразной прелести самой натуры».
Событием в русской живописи стали работы П. А. Федотова. Трагическую силу его произведений осознали не сразу. Сначала в них видели только подобие жанровой живописи «малых голландцев», а в конечном счете его стали называть «Гоголем в живописи».
Петербург и Москва ознаменовались двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 г. 14 выпускников Академии во главе с И. Н. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет и попросили предоставить им выбор сюжетов. Второе событие — создание в 1870 г. Товарищества передвижных выставок, душою которого стал Крамской. Главная роль в создании Товарищества принадлежала В. Г. Перову, И. М. Прянишникову, А. К. Саврасову.
В русской живописи XIX в. есть пейзажи, давно ставшие хрестоматийными, неизменно трогающие и искушенных, и неискушенных зрителей своим лиризмом. Лиризм их особенный: не столько интимно-личный, сколько «соборный», национально-всеобщий, — лиризм русской природы и страны, ощущаемых как нечто единое. Такие пейзажи, как «Оттепель» Ф. А. Васильева, «Московский дворик» В. Д. Поленова, «Март» и «Летний вечер» И. И. Левитана, вызывают память о чем-то некогда пережитом. Первой в ряду таких пейзажей стоит картина Саврасова «Грачи прилетели»: снег, проталины, церквушка, грачиные гнезда, белесая даль, близкая весна — и за всем этим неотразимое чувство родины, «душа», о которой говорил Крамской. Он любил и понимал человеческое лицо, его индивидуальную структуру, выражение, смысл. Стремясь внести в живопись поэтическую ноту, он писал лунные ночи, старые, заброшенные усадьбы, русалок. Высшие художественные достижения Крамского все-таки в портретах, особенно в тех, которые он делал по внутреннему влечению, когда чье-то лицо его захватывало. К портретам, сделанным художником «для себя», можно причислить и всем так хорошо знакомую «Неизвестную».
П. А. Федотов. Автопортрет.
Имя И. Е. Репина занимает важное место в русской живописи. Она была для него не средством, а непосредственным бытием прочувствованного. В «Иване Грозном» Репин стоит на вершине мастерства.
В 1880-е гг. рядом с Репиным находились в зените творчества В. И. Суриков и В. М. Васнецов — «три богатыря» русской живописи в ту пору.
Суриков создал не очень много картин, но каждая была художественным подвигом и общественным событием, начиная с «Утра стрелецкой казни», показанного на IX Передвижной выставке 1 марта 1881 г. в день убийства Александра II народовольцами. Потом последовали «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова»; в 90-е гг. — «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», в начале 1900-х гг. — «Степан Разин».
За немногими исключениями, картины Сурикова — трагические картины, но они никогда не производят мрачного, гнетущего впечатления.
Последний из славного «триумвирата», Виктор Васнецов, Сурикову во многом противоположен. Ему чуждо трагически конфликтное понимание истории. Дело даже не в сюжетах. Васнецов первый поднял целину русского былинно-сказочного эпоса: «Аленушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич и серый волк», «Три царевны подземного царства».
Рядом с именами Репина, Сурикова, Васнецова современники нередко ставили имя В. В.Верещагина. Очень популярное в России, его творчество имело большой резонанс и в Европе и даже в Америке. Стасов считал Верещагина первой фигурой в русском искусстве. Своим жизненным подвигом Верещагин прочно вошел в историю. Но к его живописи быстро охладели уже современники, и на молодое поколение художников она не оказала никакого влияния.
Зато велико было влияние Поленова — и его искусства, и обаяние его личности: до конца своей долгой жизни, он, первый получивший уже при советской власти звание народного художника, притягивал к себе как магнитом молодых.
В 80-90-е гг. одним из центров притяжения художественных сил стало Абрамцево. Его хозяин Савва Мамонтов — богатый промышленник, энтуазист искусства и сам художник-любитель, владелец и организатор оперного театра, где впервые выступил Федор Шаляпин. Мамонтова называли «московским Лоренцо Медичи».
Купец П. М. Третьяков и промышленник С. И. Мамонтов — эти два имени в истории русского искусства неотделимы. Семьи Третьяковых, Мамонтовых и Поленовых были связаны между собой и дружески, и родственно. Деятельность Третьякова и его эстетические взгляды связаны с передвижническим этапом, Мамонтова — с пост-передвижнеческим. Мамонтов был организатором, проявлявшим свою кипучую деятельность сразу во многих направлениях: театр, музыка, изобразительное искусство. В мамонтовском Абрамцеве велись поиски новых, более разнообразных и универсальных форм бытования искусства помимо станковой живописи.
В частной опере Мамонтова впервые поднялась до уровня настоящего искусства театрально-декорационная живопись: над декорациями работали те же В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. Д. Поленов и А. М. Васнецов, здесь нашел свое призвание замечательный декоратор Головин.
Я. Я. Ге. Голова разбойника. Этюд для картины «Голгофа».
В. А. Серов. В степи.
В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов — И. И. Шишкин и А. И. Куинджи.Как раз в это время начиналась в искусстве гегемония пейзажа как самостоятельного жанра, где царил Левитан.
Море писали многие, но только Айвазовский был предан морю всецело, посвятив ему несколько тысяч полотен, созданных за его долгую жизнь: закаты и восходы над морем, бури, штили, кораблекрушения, морские бои и, наконец, даже всемирный потоп.
Шишкин был убежден, что чем точнее и объективнее художник изображает природу, тем сильнее его картины действуют на воображение зрителя, ибо природа прекрасна и выразительна сама по себе, а не тем, что художнику вздумается в нее привнести из собственных переживаний или от собственной манеры письма. Можно иронизировать и досадовать по поводу неумеренного «проникновения в быт» неко торых композиций Шишкина (особенно это касается картины «Утро в сосновом лесу»).
Не только живопись, но все виды искусства приобретают небывалый расцвет в русской культуре в это замечательное столетие. Уже в начале XIX в. опережающими темпами развивается архитектура — искусство абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы соборной архитектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Казанский собор — А. Н. Воронихин, ансамбль Биржи — Тома де Томон, Адмиралтейство — А. Д. Захаров. Эти памятники архитектуры создают величественный образ Петербурга.
Музыка в XIX в. в России также получила мощное развитие. В мировую историю музыки вошли произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова. Симфонизм стал ярким направлением в музыке этой эпохи.
Если в начале XIX в. ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия Грибоедова «Горе от ума», опера Глинки «Жизнь за царя». В 60-90-е гг. — оперы на исторические сюжеты М. П. Мусоргского, А. П. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музыкантов: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Мировое признание получает выдающийся композитор П. И. Чайковский. К концу века расцвел талант А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова.
Башня Адмиралтейства. Архитектор А.Д.Захаров. 1805-1815.
А. Н. Скрябин. Прометей, Обложка нот. Художник Ж.Дельвиль. 1911.
Театр в России, как и другие виды искусства, отразил в себе черты романтизма. Русский сценический романтизм в начале XIX в. складывался также под воздействием освободительных героических идеалов декабристов. Наиболее известным было творчество трагических актеров Е. С. Семеновой и А. С. Яковлева. Последекабристский романтизм представлял актерский гений П. С. Мочалова. Он потрясал зрителей необузданной мощью душевных сил, глубиной трагической интерпретации общественной темы.
К середине XIX в. в театре господствует уже другое направление — реализм. В отличие от романтизма, реалистическая театральная драма изображает не демонического бунтаря, противостоящего обществу, а человека, несущего отчетливо выраженные черты современного общества. Художественное богатство и многообразие этого направления выразилось в драматургии А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького. В России реализм утвердился как традиция национального искусства. Реализм потребовал от актеров тонкой индивидуализации образов, полноты внутреннего перевоплощения.
Большое значение приобрела в истории театра деятельность актеров И. И. Сосницкого, А. Е. Мартынова, М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского, М. С. Щепкина.
Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня развития. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром XIX в. был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 г. открылся Московский Художественный театр. Во главе его стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.
Особую роль в русском искусстве конца XIX в. играл балет. Имя М. И. Петипа вошло в мировую историю хореографического искусства. Его ранние спектакли отличались сюжетной цельностью и яркостью образов романтического направления. В дальнейшем складывалась новая эстетика монументального балета, которая создавала обобщенные образы больших танцевальных ансамблей. Петипа, опираясь на мощную музыкальную выразительность, отразив ее в танцевальном движении, достиг художественного и технического совершенства. Значительным явлением был приход композиторов-симфонистов в балетный театр. Наиболее известными были спектакли «Спящая красавица» на музыку П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, поставленные Петипа, а также «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского, поставленные Л. И. Ивановым и Петипа.
Таким образом, пролистывая страницу истории русской культуры, можно сравнить ее с эпохой Возрождения мировой истории. Породив «золотой век» русской литературы и «серебряный век» русской философии, культура России уверенно вошла в мировую.