Достоверность результатов исследования

Введение

Проблема исследования и её актуальность.Пейзаж – это картина , на которой изображены лес , поле , река , море или город , деревня и т.д. Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства : живописи и графики. В графике – тушью , карандашами , углём , пастелью , чернилами и другими материалами.

Приобщение учащихся к искусству пейзажа немыслимо без обращения к истории этого жанра.

О пейзаже написано много , однако эта информация не рассчитана на учащихся. К тому же не каждая школьная библиотека обладает такими капитальными искусствоведческими трудами. Поэтому , выбрав нашу тему , мы убеждены в том , что приобщение учащихся к красоте Кольского края имеет большое значение.

Актуальность данной проблемы состоит в потребности практики и недостаточной освещенности её в педагогической литературе. Это побудило нас обратиться к исследованию темы «Передача пространства в Северном пейзаже , в технике тушь , перо».

Обучение учащихся включает в себя не только ознакомление с историей , методами и приемами работы , но и систему обучения путем практического участия в создании изобразительных работ.

Изучения приобщения школьников к красоте Кольского края и обучение Северному пейзажу ограничен рамками среднего школьного возраста.

Цель исследования.Основной целью нашего исследования является разработка оптимальных путей и педагогических основ приобщения к обучению подростков графическому изображению Северного пейзажа.

Объектом исследованияявляется обучение учащихся среднего школьного возраста передаче пространства в ДХШ.

Предметом исследованияявляется приобщение подростков ДХШ к красоте края и обучение передаче пространства в Северном пейзаже.

Гипотеза исследованияисходит из того , что обучении передаче пространства в Северном пейзаже , является одним из путей приобщения учащихся к красоте Кольского края.

Задачи исследования :

1. Выявить особенности пейзажного жанра ;

2. Проанализировать искусствоведческую , философскую , психолого-педагогическую и методическую литературу по теме диплома ;

3. Раскрыть состояние проблемы приобщения школьников к особенностям пейзажного жанра на уроках изобразительного искусства ;

4. Разработать методическую систему формирования и развития у школьников умений изображать Северную природу приобщая к красоте Кольского края ;

5. Проверить экспериментально эффективность данной методической системы обучения для повышения уровня культурной образованности школьников.

Методологическая база.

В процессе работы над дипломом использованы следующие методы исследования :

¾ Теоретический ( анализ литературы по проблемам исследования ) ;

¾ Психолого-педагогический ( выявление психологических факторов , влияющих на процесс овладения изобразительными умениями , анализ программ и учебно-методических особенностей по изобразительному искусству в аспекте исследуемой темы , анализ работы учителей мурманской школы ) ;

¾ Экспериментальный ( констатирующий и формирующий эксперимент ) ;

¾ Статический ( обработка резонансов эксперимента ).

Этапы исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в ДХШ.

Первый этап. Этап констатирующего эксперимента. Его цель заключалась в выявлении способностей у учащихся при передаче пространства в Северном пейзаже. Такой анализ может всегда показать много интересного , не только для психолога , но и для педагога.

Второй этап. На 5-ом курсе мы проводили формирующий эксперимент. В отличии от констатирующего он нацелен не на исследования и наблюдения , а на обучение детей передаче пространства в Северном пейзаже. Он проводился на уроках в ДХШ. Всего во время практики на него было дано 8 уроков , один из которых был уроком беседы , 3 – натурного рисования , 1 урок пленера и 3 урока композиции.

В основу экспериментальной программы были заложены методы и принципы обучения , и основные психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.

В ходе занятий дети обучались рисованию Северного пейзажа и передаче пространства в нем. Конечным результатом работы явилось появление у каждого ученика интереса к культуре и своеобразию края , повышение художественных способностей.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования.В условиях мурманских школ разработана методическая система ряда уроков по обучению учащихся особенностям передачи пространства Северного пейзажа , а также напрерывного формирования и развития изобразительных умений и навыков.

Практическое значение данного исследования.Его значимость заключается в том , что обоснована возможность приобщения учащихся к изучению пейзажного жанра , через использования разработанной в данном исследовании методики.

Достоверность результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается диалектическим подходом к нему , применением комплекса методов , соответствующих его объекту , предмету , цели и задачи , позволяющих проанализировать материал с разных позиций , многократной проверкой полученных творческих положений , выводов и практических предложений и рекомендаций , а также полученными в ходе опытно – экспериментальной проверки положительными результатами.

Наши рекомендации