Творческая история создания рассказа

Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Цели:

- проанализировать рассказ Чехова «Ионыч» и рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь; - раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; - совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять приобретённые знания для создания связного текста ( устного и письменного) на заданную тему.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Метод:

Частично- поисковый метод

Структура урока:

1.Организационный момент (тема записывается в тетрадях).

2.Организация класса к учебной деятельности.

3.Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

4.Этап изучения нового материала.

5.Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.

6. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения для содержательных выводов по теме урока.

7.Вывод. Подведение итогов.

Методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью:

1. Информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер - это средство:

- рационального использования времени на уроке;

- повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

2. Проблемное обучение.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Организация класса к учебной деятельности.

А) Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей.

Д.С.Лихачёв.

Учитель:

- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва? (поднимаемые в ней проблемы актуальны)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русской классической литературы. Поговорим о творчестве А.П.Чехова.

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и изображал бесстрастным пером, умел найти плесень пошлости даже там, где, с первого взгляда, казалось устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском. Пошлость всегда находила в нем жестокого и строгого судью. Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обынденщины». (М. Горький)

/слайд № 2/

Б) Музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)

Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» - любимое музыкальное произведение А.П.Чехова.

Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, так как во многом проясняются черты их живого родства.

Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.

В) «Чехов неуловим», - говорил художник В.А.Серов.

портрет А.П.Чехова работы В.А.Серова/

- Как, на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?

III. Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей» (запись в тетрадь).

/слайд № 5, портрет С.Залыгина/

Лексическая работа.

Учитель:

- Выясним значение слова нравственность.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

/Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов./

Учитель:

- Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

- Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

IV. Этап изучения нового материала.

Учитель:

-Сегодня на уроке я предлагаю вам обсудить тему: «Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»».

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного писателя – классика Н.В.Гоголя:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

Юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

Забирайте с собою все человеческие движения, не

Оставляйте их на дороге, не подымете потом.

Н.В.Гоголь

- Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

Учитель:

- Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

Творческая история создания рассказа.

Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:

«Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема в разных формах возникает перед каждым поколением. Уч-ль: Прежде чем приступить к анализу рассказа «Ионыч», давайте познакомимся с историей его создания.

Ответ: Чехов работал над «Ионычем» примерно с февраля 1897 года до середины 1898. В его записной книжке одновременно появляются заметки и наброски, которые потом свяжутся с образом главного героя — доктора Дмитрия Ионовича Старцева («От кредиток бумажник пахнет ворванью») и с семьей Туркиных, вначале носившей фамилию Филимоновых: «Мальчик лакей: умри, несчастная!», «Здравствуйте вам пожалуйста. Какое вы имеете полное римское право». Затем появляется запись: «Филимоновы — талантливая семья, так говорят во всем городе. Он, чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы, острит («здравствуйте, пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» Это говорит она всем при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз, в самом деле, все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз тоже. Через 3 года я пошел в 3-й раз, мальчик был уже с усами, и опять «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!», опять та же имитация: «умри, несчастная», и когда я уходил от Филимоновых, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».

В этом зерно первого замысла: самая интересная и талантливая семья в сером городе оказывается скучной и бездарной. Однако, учитывая это изначальное зерно, нельзя сводить к нему все бога­тое и разветвленное художественное «древо»: одно вырастает из другого, но с ним никак не тождественно. Ведь Чехов не просто писал повесть на готовую тему, очерченную в записной книжке, — первоначальный замысел рос, развивался и усложнялся. Последняя черновая запись к повести: «Ионыч. Ожирел. По вечерам ужинает в клубе за большим столом и, когда заходит речь о Туркиных, спрашивает: «Это вы про каких Турк.? Про тех, у которых дочка играет на фортепьянах?» Практикует в городе очень, но не бросает и земства: одолела жадность».

Наши рекомендации