Актуальность исследования

КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ МЕНЕДЖЕРОВ)

Матвеев А.В.
(City University of New York, College of Staten Island, USA)

Материал опубликован:
Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - 200 с. C. 79-88.

Краткое содержание
При исследовании процесса межкультурной коммуникации обычно используется два метода. Первый - это количественный метод, суть которого заключается в использовании числовых данных для установления масштаба конкретной коммуникативной ситуации. Второй метод - качественный - снабжает исследователя качественными данными (описание специфики употребления символов и слов в процессе коммуникации, с помощью которого можно классифицировать и дифференцировать коммуникативные ситуации). Данные методы позволяют специалисту по межкультурной коммуникации использовать, а также перепроверять правильность теоретических и практических разработок в данной области. При этом количественные исследования обеспечивают высокую точность статистических показателей. Качественные же методы позволяют глубоко проникнуть в природу коммуникативного процесса, описать их изнутри, исходя из специфики конкретного коммуникативного акта.

Главными инструментами данного исследования явились два вопросника: "Компетенция в процессе межкультурной коммуникации" и "Эффективность деятельности поликультурной команды", которые были предложены для заполнения ста двадцати четырем американским и российскими менеджерам, имеющим опыт работы в полиэтнических командах. 40 интервью с менеджерами международных американских и российских компаний дополнили данные, полученные при заполнении указанных вопросников. Статистическая обработка полученных материалов позволила сделать заключения о степени важности межкультурной компетенции в работе в поликультурной команды. Кроме того, комбинированное использование количественного и качественного методов обогатило данное исследование. Так, количественный метод обеспечил высокую степень точности полученных данных, а с помощью качественного исследования проведен анализ специфики восприятия понятия "межкультурная компетенция" российскими и американскими менеджерами, а также того, как межкультурная компетенция реализуется в поликультурной команде.

Результаты данного исследования могут представлять научный интерес для исследователей-практиков, бизнесменов, вовлеченных в процесс межкультурной коммуникации, и всех тех, кто в будущем планирует работать в данном направлении.

Актуальность исследования

В сегодняшнем мире, когда мы стали жителями "глобальной деревни", все больше и больше времени уходит на общение с представителями других культур. Это происходит как на бытовом, так и деловом уровнях. Поэтому проблема межкультурной компетенции в коммуникативном процессе становится особенно актуальной. Обычным явлением стало то, что в транснациональных корпорациях общение происходит между представителями разных культур (Hofner Saphiere, 1996). Коллективы или команды, которые неоднородны по своему этническому и культурному составу, при общении друг с другом испытывают огромное количество проблем из-за того, что по-разному воспринимают понятие "коммуникативная компетенция". Последнее исследование в этом направлении показало, что в поликультурных командах использование принципов коммуникативной компетенции, а также эффективных стратегий в процессе формирования команды (коллектива) могут существенно повлиять на эффективность функционирования этого коллектива (Christophel, 1996; Gudykunst & Kim, 1984; Hofstede, 1991; Lewis, 1998; McCroskey & McCroskey, 1986; McCroskey & Richmond, 1990; Parker, 1998; Rhinesmith, 1983, 1996; Young, 1998).

Для того чтобы поликультурная команда эффективно функционировала, менеджеры транснациональных корпораций должны осознать необходимость изучения не только культурные истоки людей, с которыми им приходится работать, но и специфику психологии их личности, поведенческие паттерны, проявляющиеся в конфликтных ситуациях, а также демографические особенности и жизненный опыт. Вышесказанное означает, что менеджер транснациональной корпорации - это человек, обладающий межкультурной коммуникативной компетенцией.

Основу исследования, представленного в данной работе, составляет анализ специфики восприятия межкультурной компетенции российскими и американскими менеджерами, у которых имеется опыт работы в поликультурной среде. Целью данного исследование стало; (а) изучение того, как российские и американские менеджеры воспринимают межкультурную компетенцию; (б) описание взаимосвязи между уровнем межкультурной компетенции менеджеров и эффективностью работы поликультурной команды.

Наши рекомендации