Сущность и основные функции культуры
Генезис культуры. Типы культурных изменений
План
1. Определение культуры как научная проблема.
2. Структура культуры. Материальная и духовная культура.
3. Разделение культурологами понятий «культура» и «цивилизация».
4. Искусство в структуре культуры. Своеобразие культур.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса «Определение культуры как научная проблема» следует обратить внимание на то, что существует несколько сотен определений культуры. Привести несколько примеров, дать им объяснение.
При подготовке второго вопроса «Структура культуры. Материальная и духовная культура» следует осознать, что любое явление действительности имеет свое строение, компоненты, разделяется на элементы. Однако любая структура мировой культуры в целом или отдельной ее отрасли – требует разных подходов и оснований. Нужно подумать, на каком основании выделяются материальная и духовная культура. Являются ли они абсолютными характеристиками того или иного явления культуры? В этом же вопросе выделяется на особое место художественная культура как разновидность культуры, в наибольшей степени нагруженная духовно-эстетическим содержанием.
При подготовке третьего вопроса «Разделение культурологами понятий «культура» и «цивилизация» следует обратиться к концепциям Данилевского и Шпенглера. Следует подумать, как можно понятия «культура» и «цивилизация» использовать в целях характеристики современного мира.
При подготовке четвертого вопроса «Искусство в структуре культуры. Своеобразие культур» возвращаемся к вопросу о структуре культуры, выделяем художественную культуру, даем ее характеристики, а также возвращаемся к определениям культуры и отделяем собственно культурологическое от философского, социологического и других. Подчеркиваем своеобразие жизнедеятельности людей, выраженное в искусстве.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимать под понятием «культурное наследие»?
2. Какие законы о культурном наследии действуют в России?
3. Есть ли необходимость в условиях «вестернизации» сопротивляться культурным веяниям извне?
4. Каковы основы возникновения и существования субкультуры ?
5. Составляющие элементы субкультуры.
6. Что Вам известно о молодежных субкультурах (мобберы, ролевики, металлисты, эмо, хип-хоп культура, скинхеды, «неформалы» и т.д.)?
7. Составьте список из 10 выдающихся имен («Гении человечества»), а также 10 выдающихся произведений музыки, литературы, архитектуры, кино, живописи, скульптуры.
Тема 3. Культура Древнего Востока – первичный этап
Современной цивилизации
План
1. Культура как процесс. Линейная (Гердер) и циклическая (цивилизационная) (Данилевский и Шпенглер) концепции изменений культуры.
2. Материальный и духовный мир первобытного человека. Синкретизм первобытной культуры.
3. Образование государства – фактор, определивший черты культуры стран Древнего Мира.
4. Египет и Месопотамия: общее и отличительное.
Методические рекомендации
При подготовке первого вопроса «Культура как процесс. Линейная (Гердер) и циклическая (цивилизационная) (Данилевский и Шпенглер) концепции изменений культуры» следует сделать акцент на закономерностях изменения культуры. В различных теориях эти закономерности представляются по-разному. Следует подумать, почему процесс истории культуры выглядит неоднозначно.
При подготовке второго вопроса «Материальный и духовный мир первобытного человека. Синкретизм первобытной культуры» внимание переключается на непосредственную историю развития культуры. Ее особенности, которые выявляет археология и этнография, должны быть описаны и в общих чертах и предметно, то есть с опорой на известные памятники. Понятие синкретизм означает нерасчлененность первобытной культуры на отдельные области: искусство, религия, обряды, деятельность выступают как единое целое.
При подготовке третьего вопроса «Образование государства – фактор, определивший черты культуры стран Древнего Мира» следует вспомнить мировую историю и основные характеристики государства, что открывает понимание революции, произошедшей в культурной деятельности людей после неолита, и в первую очередь исчезновение первобытного синкретизма.
При подготовке четвертого вопроса «Египет и Месопотамия: общее и отличительное» обращаем внимание на дошедшие до нашей эпохи архитектурные и литературные памятники как на свидетельства своеобразия названных культур (храмовые типы зиккурат, периптер, пирамида). Здесь необходимо визуальное знакомство с ними, поэтому рекомендуется через Интернет (или альбомы) внимательно рассмотреть иллюстрации, указанные в данном плане. Как они выражают менталитет эпох?
Вопросы для самоконтроля
1. Правомерен ли вопрос о духовно-нравственном и художественном прогрессе человечества?
2. «Четыре благородных истины» буддизма и современный взгляд на них, с точки зрения общества потребления.
3. Дайте описание значимых памятников эпох палеолита и неолита: мегалиты (дольмены, кромлехи, менгиры), пещерной живописи (Альтамира, Фон де Гом, Ляско, Монтеспан, Ла Мадлен и др.).
4. Дайте описание семи чудес света – памятников культуры Древнего Мира.