Искусство общения на работе и не только
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
«МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В КОЛЛЕКТИВЕ.
Магистр психологии Ганкович А.А.
Витебск,2013
Искусство общения на работе и не только
Деловое общение, входит оно в наши должностные обязанности или не входит, хотим мы общаться или не хотим, все равно занимает значительную часть нашего рабочего времени. Поэтому к этой теме личной эффективности мы будем возвращаться снова и снова. Цель – посмотреть на искусство общения с высоты птичьего полета, постараться понять, что надо знать и уметь, чтобы успешно общаться с сослуживцами, клиентами и важными для нашей жизни людьми.
А для этого мы обратимся к академической мудрости и познакомимся с мнениями нескольких профессоров и экспертов.
Пойми, что ты чувствуешь
Доктора психологии Лоурэнс Робинсон и Джинн Сигал считают, что ключевыми для эффективного общения являются следующие навыки:
Навык эффективного общения №1 – умение слушать.
Навык эффективного общения №2 – невербальная коммуникация, владение языком тела.
Навык эффективного общения №3 – умение управлять стрессом.
Навык эффективного общения №4 – осознание эмоций. Это – очень интересный аспект общения, на который мы с вами еще не обращали внимание. Давайте остановимся на нем подробнее.
«Эмоции играют важную роль в том, как мы общаемся на работе и дома. В общении, как и в принятии решений, то, что мы чувствуем, мотивирует нас намного больше, чем то, что мы думаем. То, как мы реагируем на невербальные эмоциональные знаки, определяет и то, как мы понимаем других людей, и на то, как они понимают нас», — утверждают Робинсон и Сигал. Эмоции – это то, что приводит к непониманию и конфликтам.
Отчего супруги ругаются, как должны висеть полотенца в ванной, или сослуживцы – по поводу того, чья очередь заправлять картридж? Причина в том, что эти люди не занялись вовремя решением существенных разногласий. И накопившееся эмоциональное раздражение прорывается неконтролируемым образом
Сдерживать эмоции – бесполезная работа, они все равно прорвутся. Задача искусства общения – обращать внимание на свои эмоции, понимать их истинную причину. И также обращать внимание на эмоции других людей, стараться понять, что их на самом деле провоцирует.
Осознание эмоций – это инструмент понимания себя и других, позволяющий:
понимать, что на самом деле беспокоит человека,
понимать, что на самом деле беспокоит вас самих,
сохранять позитивный и конструктивный настрой в общении с человеком, который вам не нравится,
эффективно доносить даже негативную информацию, разрешать конфликты,
строить с людьми долгосрочные отношения.
«Осознание эмоций – непрерывный контроль эмоционального фона общения и способность управлять своими эмоциями – это основа эффективного общения», — считают профессора психологии. Они также утверждают, что этому навыку можно научиться, только требуется терпение и много тренировок. Искусство общения базируется на осознании эмоций.