Мифы и искусство древней греции

Античные мифы и исторические легенды, начиная с эпохи Ренессанса и на протяжении XVII-XIX веков, оказали существенное воздействие на формирование западноевропейского искусства.

Античная эпоха имела блестящую культуру — философию, литературу, театр, архитектуру, скульптуру и др. Благодаря художественной обработке античных поэтов и драматургов: Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида и других, мы знаем хорошо античную мифологию.

Проблемы эстетики отражены у Платона, Аристотеля и др. Последним античным философом, известным и трактатом о музыке, был Боэций, живший на закате античного мира. Ставшее гос. религией христианство утверждало новые эстетические ценности.

С крушением Западной Римской империи (Византия как государство устояло) и распространением с 1-го в. н. э. христианства, принятия его гос. религией при Константине Великом (315 г. н.э.) прежние культурные ценности стали восприниматься массами как чуждые и потому изображения античных богов и посвященные им храмы уничтожались.

Но античное искусство и мифология пережили «темные века» средневекового забвения. Уже с конца XIII века в Италии начинает формироваться мировоззрение, характерное для новой эпохи — Ренессанса (Возрождения). С этого времени искусство постепенно начинает утрачивать свою неразрывную связь с церковью. Даже картины на библейские темы стали носить более светский и свободный характер. Эпоха Ренессанса (14-16 века) наиболее ярко раскрылась в Италии. Это была эпоха возрождения античности с ее любовью к человеку, его красоте, мудрости и совершенству.

В 1506 г. в Риме была найдена скульптурная группа «Лаокоон» (в наст. время находиться в Ватикане). Существуют многочисленные повторения этой работы, созданные итальянскими мастерами. В Эрмитаже мы видим не только произведения античных мастеров, но и картины на античные темы, созданные в эпоху Возрождения: «Даная» Тициана, «Рождение Афины» и «Спор Афины с Посейдоном» А. Ломбардо и др.

К героическим образам и темам из античной истории обращались и художники эпохи классицизма. Слово «классицизм» образовано от лат. classicus — «образцовый». Родина классицизма — Франция XVII в. Среди произведений, экспонируемых в Эрмитаже, немало таких, темы которых заимствованы из древней истории (см. напр., картину П. Миньяра «Великодушие Александра Македонского»). Прежде в гимназиях всеобщую (мировую) историю в значительной степени изучали по искусству и произведениям греческих и латинских авторов. Тогда посетителям музеев было понятно, к каким эпизодам истории обращается художник, изображая героев античных мифов и легенд.

Наиболее известным исследователем античной эстетики является наш великий ученый А.Ф. Лосев, создавший большое количество трудов, изданных в основном в конце его длинной и многотрудной жизни (1990-е гг.).

***

Термин «antiques» (античность) по латыни означает «древний», возник в Италии в эпоху Ренессанса и относится к культуре Древней Греции и Рима (II тыс. до н.э.-I тыс. до н. э.- V век н.э.).

Религия древних греков, как и римлян - политеизм (многобожие), как воплощение силы богов в природе, существовала в форме мифов. Oт самых древних мифов («хтонических»), отражавших страх людей перед природными стихиями, у др. греков происходил переход к мифам о богах Олимпа, в которых отражена гармония между человеком и окружающей его природой.

Связью с древними культами объясняется, что у древних греков каждый бог имел посвященное ему животное, которое было спутником бога (орел часто изображался сидящим у ног Зевса, сова была птицей Афины, волк был спутником Аполлона и др.). У олимпийских богов символическая связь с животными сохранялась в их атрибутах или неожиданных литературных эпитетах: «совоокая Афина», «волоокая Гера», «Аполлон волчий». В мифах были и низшие божества, имевшие животный или полуживотный облик: козлоногий Пан, сатиры с козлиными ногами, сирены (полуженщины-полурыбы, очаровывавшие неземным пением мореплавателей), кентавры (люди с туловищами коней), грифоны с львиными туловищами, головами и крыльями птиц, тритоны с рыбьими хвостами.

Воспоминания о культах почитания животных сохранились и в «метаморфозах» (от греч. — «превращения»), где боги и смертные люди принимали образы различных животных и растений. Зевс, обратившись в белого быка, похитил прекрасную девушку Европу, в образе орла унес Ганимеда. Дафна становится лавром, сестры Фаэтона проливают слезы-янтарь; на «метаморфозах» основаны мифы о Кипарисе, Нарциссе, Гиацинте. Римский поэт Овидий (I в. до н. э. — I в. н. э.) описал эти и многие другие превращения в поэме «Метаморфозы».

В эпоху расцвета греческой демократии появилась почва для возникновения образа человека, совершенного и физически, и духовно, а представления о богах стало ассоциироваться с представлениями о гармоническом, идеально прекрасном человеке.

Древние греки говорили: «Наши боги прекрасны, как наипрекраснейшие из людей». Тогда и родился тот идеал, который оказал большое влияние на развитие западноевропейского искусства.

В отличие от Греции, римская мифология поначалу была развита слабее, не развита была и скульптура. Существовали самобытные мифы римлян, известные по произведениям римских поэтов: Вергилия, Овидия, Горация и др. Со времени покорения Греции, Рим впал в обаяние греческой культуры. Боги у римлян имели свои собственные имена, но под культурным влиянием греков, они совместили их «божественные» функции и заимствовали их скульптурные изображения.

В Рим перешла и греческая мифология. Многие римские боги приняли образы древнегреческих богов: римского Юпитера стали представлять в виде Зевса, Минерву – Афиной, Венеру – Афродитой, Ареса – Марсом, Юнону — в виде Геры и т. д.

Мифология определяет основные измерения духовной культуры, пронизывает искусство, литературу, обычаи и т. д. Они верили в существование множества богов, которые живут на горе Олимп (отсюда – «олимпийская религия»).

Им посвящались Олимпийские игры. Греки были уверены, что побеждает тот, кому помогают боги, и дают клятву сражаться честно. В настоящее время Олимпия (место обитания богов) - национальная святыня Греции. На Пелопоннесе до наших дней сохранились руины храма Зевса (V в. до н. э), стадион, мастерские Фидия и храм Геры (VII в. до н. э.). В 1000 г. до н. э. здесь было главное святилище Зевса, а с 776 г до н.э., каждые 4 года, проводился общеэллинский спортивно-религиозный праздник, с которого началось у др. греков историческое летоисчисление. Он стал прообразом современных Олимпийских игр. Последние Олимпийские игры прошли в 392 г. н. э. (ведь они посвящались олимпийским богам, а в Византии государственной религией уже стало христианство).

О древнегреческих богах мы, прежде всего, узнаем из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (созданных в 9 в. до н.э.) и Гесиода (8 в. до н.э.) «Труды и дни», а в поэме «Теогония» мы видим упорядоченный Гесиодом круг богов Олимпа, мифов о них и генеалогию их родства.

Мифы о Богах и Герояхбыли основной «почвой» античного искусства.Древние греки, писал Дж. Фрэзер («Золотая ветвь») с их «привычкой персонифицировать силы природы, расцвечивать холодные абстракции теплыми цветами воображения и покрывать голую прозу жизни роскошным покрывалом мифической фантазии». Так, причину Троянской войны, происходившую 3.200 лет назад, древние греки объясняли спором богинь Афродиты, Геры и Афины о том, кому достанется яблоко с надписью «наикрасивейшей». А смертный человек, троянский царевич Парис был судьей в этом споре.

Боги выступали олицетворением различных человеческих качеств: красоты (Афродита, у римлян – Венера), знания и культуры (Афина, у римлян - Минерва) и др. Боги, как простые смертные, могли совершать ошибки; жениться и ссориться, главное же, что отличало их от людей, была вечная жизнь, так как они на своих пирах пили амброзию (напиток бессмертия). Помогая своим избранникам, боги «усиливают» в них те или иные человеческие качества, доводя до степени совершенства.

Боги Аполлон и Дионис наиболее тесно были связаны с искусством. Бога виноделия Диониса сопровождают пьяные сатиры и вакханки, исполняющие безудержные «вакхические» танцы.

Эпитеты Аполлона - Кифаред (мастер «мелики» - пения, сопровождаемого игрой на кифаре) и Мусагет (предводитель муз).

Разработка математических основ искусства.Пифагор (ок. 570 - 500 гг. до н. э.) открыл математические закономерности в музыке; он - основоположник музыкальной акустики. Пифагор придавал мистический характер учению о числах: «все в мире есть число», писал о мировой гармонии (музыке небесных сфер). Пифагор и его ученики выделили 10 пар бинарных оппозиций (противоположных категорий), соединение которых определяет возникновение и поддержание гармонии и порядка в мире:

«предел - бесконечное», «одно - множество», «мужское - женское», «прямое - кривое», «доброе - злое», «нечетное - четное», «правое - левое», «покоящееся - движущееся», «свет - тьма», «квадратное – продоговатое – четырёхугольное.

Для измерения музыкальных интервалов (в связи с изучением «золотого сечения») Пифагор изобрел монохорд, по единственной струне которого ударяли молоточком. Монохорд явился далеким предвестником фортепиано.

Отметим, что без математических расчетов, в 1-2 вв. до н.э. грек Ктесбий из Александрии (Египет эпохи эллинизма) вряд ли смог создать первый в мире многоголосный орган (гидравлос).

В сер. 2 в. до н. э. ГРЕЦИЯ и МАКЕДОНИЯ были завоеваны РИМОМ. Открывая для себя греческую культуру и чувствуя огромную силу ее воздействия, римляне начали изучать греческое искусство и подражать ему. Они стали не только вывозить творения греческих мастеров, но также и создавать копии с греческих оригиналов в таком количестве, что, по рассказам древних, был момент, когда население Рима было меньше, чем число находившихся там скульптур. Оригиналы многих произведений греческих мастеров со временем были утрачены, но сегодня мы знаем их по римским копиям.

Меценат - друг императора Августа, покровитель литературного кружка, помогал материально поэтам. Имя его стало нарицательным, как покровителя искусств. Вергилий- римский поэт, живших в «золотой век» правления Августа Октавиана (1 в. н.э.), написавший «Энеиду» о странствованиях троянца Энея и восхвалявший императора, якобы его потомка. Отметим Горация (в подражание ему А.С. Пушкин написал стих. «Памятник»), Овидия - «Искусство любви», Апулея(2 в. н. э.) со знаменитым приключенческим романом «Золотой осел».

МУЗЫ. АПОЛЛОН, ДИОНИС

Олицетворениемпрекрасно-божественногов мире были музы. Понятие «музыка» рождается как искусство муз. Один из эпитетов бога Аполлона - Кифаред (мастер игры на этом многострунном инструменте), другой – Мусагет (Предводитель муз). Он часто изображался в окружении 9-ти муз, покровительниц различных искусств и наук. Это дочери Зевса и богини памяти Мнемозины.

Музы живут на горе Парнас, вода Кастальского источника дарует им вдохновение. На Парнасе они водят хороводы и поют восхваляющие Аполлона песни. Три музы связанны с различными родами поэзии: Эрато (любовная поэзия), Каллиопа (эпос), Эвтерпа (лирическая поэзия); Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии; Терпсихора - муза танцев; Полигимния - муза хорового пения; Клио – муза истории; Урания - муза астрономии и гадания по звездам. Легендарного певца Орфея считали сыном Аполлона и музы Каллиопы.

Аполлон (у римлян - Феб, «сияющий») - бог солнца, света, врачеватель, прорицатель; предводитель муз. Остров Делос был центром поклонения Аполлону, где paз в четыре года устраивали Делийские (Пифийские) игры. Жанр пеан — хвалебные песни в честь Аполлона. Их пели музы. Сохранилось два гимна Аполлону II в. до н. э. С Аполлоном связывали музицирование на лире и кифаре. Аполлоновская музыка - медленная по темпу, благозвучная и певучая.

Миф о рождении Аполлона.Отцом Аполлона был Зевс; матерью богиня Латона, помощница рожениц и охранительница младенцев. Она долго скиталась, так как по происку богов ее преследовало чудовище Пифон, и она не могла найти место, где могла родить. Тогда Зевс создал остров Делос где родился Аполлон. Когда он вырос, то поразил Пифона, преследовавшего его мать. За это Аполлон был наказан богами и восемь лет пас стада у царя Фессалии Адмета. Гермес, однажды похитивший у Аполлона коров, в знак примирения подарил ему лиру, сделанную из панциря черепахи. Аполлон стал известен как непревзойденный музыкант.

Культ Аполлона пришел к грекам с севера, со Среднего Дуная, и связан со скотоводческо-пастушеской средой. Этот своеобразный бог в олимпийском пантеоне - ежегодно, с приближением холодов, улетает в страну гипербореев на колеснице, в которую впряжены лебеди, а весной возвращается на остров Делос. Б.А. Рыбаков утверждая связь мифов об Аполлоне с гиперборейцами, под ними подразумевает праславян. Ю. Петухов («Дороги богов») так же пишет о родстве славянской богини Лето и греческой Артемиды, Купалы – с Аполлоном.

Дионис(у римлян – Вакх, Бахус). Культ Диониса зародился во II тыс. до н.э. на о. Крит и связан с земледелием. Дионис - бог природы, виноградарства и виноделия. В VI веке до н.э., (во время правления Писистрата) культ Диониса был распространен по всей Древней Греции. Дионис по характеру во многом противоположен Аполлону. Он появляется обычно со свитой, сопровождаемый разгульными вакханками, исполняющими неистовые, «вакхические» танцы и козлоногими сатирами. Именно вакханки растерзали Орфея, грустящего о потерянной им Евридике.

Миф о рождении Диониса.Отец Диониса - Зевс, мать – Персефона. Зевс обещал добровольно передать власть над миром доброму и прекрасному ребенку, когда тот вырастет. Узнав об этом, Диониса начали преследовать Титаны (старшее поколение богов). Обманом и игрушками они завлекли Диониса в пещеру, растерзали его и съели. Зевс пришёл в ярость и испепелил титанов молниями. Из этого пепла и возник человеческий род: доброе в людях - oт Диониса, а злое - oт титанов. Др. греки искренне считали - вот почему наши поступки часто столь непоследовательны и противоречивы, когда благое начало переплетается с пороками.

ПОЭЗИЯ, ТЕАТР

В IX до н.э. Гомер – певец-рапсод сочинил «Илиаду» на основе народных преданий о Троянской войне, и «Одиссею» - о странствованиях Одиссея после Троянской войны и его прибытии на о. Итака, где был царем. Они передавались устно и были записаны спустя 300 лет, когда у греков развилась письменность. Гесиод певец-рапсод VIII в. до н.э. – воспел радость мирного труда свободного землепашца в поэме «Труды и дни», в поэме «Теогония» упорядочил мифологическую генеалогию греческих богов.

Позднее появляется лирика. Особое место в искусстве поэзии занимала мелическая лирика (или мелика). Эти произведения - пение, сопровождаемое игрой на лире или кифаре. Возникновение мелики греки связывали с Аполлоном. Так, легендарный музыкант древности Орфей был сыном Аполлона и музы Каллиопы. По мифу, лира Орфея была выброшена морской волной на берег острова Лесбос, где и появились первые произведения мелической лирики (у Терпандра Лесбоского). Постепенно др. греческая лирика разделилась на два основных жанра:

1.Декламационная лирика(элегия, ямб). Поэты Солон, Архилох, Тиртей, Феогнид, Симонид.

2.Песенная лирика – мелос.Основателем считался Терпандр. Она разделилась на сольную лирику (Алкей, Ивик, Сапфо, Анакреонт, Стесихор) и хоровую лирику (Алкман, Пиндар, Симонид Кеосский).

Сафо - греческая поэтесса (6 в. до н.э.), жившая на острове Лесбос. Родоначальница любовной лирики. Полюбила юношу Феона, но, не встретив взаимности, бросилась со скалы в море.

***

ТЕАТР у древних греков был всенародным зрелищем. Первая трагедия поставлена в 534 г. до н.э. Феспидом Афинским. Позднее творили Эсхил («Прометей прикованный»), Еврипид, Софокл.

Комос– поначалу означало народное гуляние с ряжеными. Леней(праздник, отмечавшийся в январе) дал начало комедии (первая была поставлена в 488 г. до н.э. Аристофана называют отцом комедии. Среди других, известна и его комедия «Облака», в которой он высмеивал в лице Сократа философов, за их дискуссии об истине.

На горе Парнас (в Средней Греции) раз в два года проводились Дионисийские празднества, сопровождавшиеся буйным весельем и разгулом страстей. Культ Диониса сохранялся и в средневековье, до Ренессанса и слился с традиционными весенними карнавалами, распространенными в Италии и др. западных странах.

Дионисийские праздники сопровождались пением и игрой на авлосе (духовой инструмент из 2-х соединенных вместе трубок) и ударных инструментах. Ведущий жанр дифирамб - хвалебная песня в честь Диониса. Это была стремительная по темпу, страстная музыка, основанная на резких, пронзительных созвучиях.

Малые (сельские) Дионисии сопровождались представлениями бродячих актёров. Праздники в честь Диониса послужили источником для возникновения античного театра. Великие (городские) Дионисии (весенний праздник, проводился в течение шести дней в марте-апреле) сопровождались состязанием драматургов (три автора показывали каждый три трагедии и сатировскую драму. Сюжеты древнегреческой трагедии основаны на мифах из жизни богов.

Ярко и очеловечено по выражаемым страстям выступают боги в написанных по мифам трагедиях Эсхила, Еврипида и Софокла. В интерпретации мифов в театре важнейшими становятся морально-философские проблемы. Так, имеет ли человек право поднять руку на породившую его женщину, даже если она убила его отца; допустима ли война между родными братьями; какие законы выше: унаследованные от предков моральные установления или приказы правителей? Имел ли право Агамемнон жертвовать жизнью дочери Ифигении ради достижения великой цели — победы над Троей? Размышление над такими вопросами бытия воспитывало.

Наши рекомендации