Мода и стиль в дизайне

Творчество дизайнера тесно связано с модой - совокупностью привычек и вкусов в одежде, предметах быта, обычаях и манерах, господствующих в определенной социальной среде в определенное обычно недолгое время. Чувство конъ­юнктуры, изучение рыночного спроса - все это входит в круг обязанностей современного дизайнера. При этом он не только должен работать в рамках современной моды, но и чувствовать направления ее перспективного развития, а зачастую и определять их.

8.1. Понятие "Мода"

Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, по определению словаря П.П.Крысина, носит название «мода». Слово "мода" происходит от французского "тойе " (а то в свою очередь восходит к латинскому - "тоёиз") и означает "мера, правило, предписание". Сегодня под модой понимается единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры - вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр.

В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.

Мода характеризует взаимоотношения между челове­ком и вещью, предметной средой вообще. Она охва­тывает разнообразные сферы человеческой деятельности, существенно влияя на производство и потребление; в ди­зайне мода находит свое выражение во внешней форме про­ектируемых и производимых изделий, особенно одежды.

Из истории моды

Между понятиями "мода" и "одежда" зачастую ста­вится знак равенства. Историки культуры придер­живаются мнения, что мода родилась в ХП-Х1П веках, когда в костюме стали появляться элементы, использова­ние которых нельзя объяснить необходимостью или разви­тием эстетического вкуса: например шляпы высотой в метр, шлейфы длиной в сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки ту­фель, которые приходилось подвязывать к голени шнурка­ми.[11]

В средние века в условиях ручного труда изготовле­ние одежды было трудоемким и дорогостоящим процессом. Одежда представляла собой целое состояние. Иногда из-за богатых украшений и драгоценных кам­ней платье даже имело характер передаваемого капиталов­ложения. Личная одежда являлась составной частью вы­деляемого детям имущества и передавалась от поколения к поколению. Значительные пере­мены произошли в моде в XIX веке с началом индустриализации производства. Появилась промышленность по­шива одежды. В условиях бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности, благодаря массовому изго­товлению, удалось снизить стоимость одеж­ды. При этом одежда продолжала оставаться символом общественного престижа. Сегодня она имеет более скры­тые, а вместе с тем и более утонченные формы. При внешнем единообразии костюма большое внимание уделяется материалу, его расцветке и структуре поверхности. Созданная массовым тиражом одежда доступна каждому. Индивидуальность проявляется в выборе и комбинации отдельных компонен­тов.

Цикличность моды

Основным признаком моды (в отличие от стиля) явля­ется ее изменчивость. По словам изве­стного французского кутюрье Пьера Кардена, «мода, - это... обновле­ние. Принцип, которому извечно следует природа! Дерево сбрасывает старую листву, человек - наскучившую одеж­ду. Когда вещи становятся слишком привычными, люди от них быстрее устают».

Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы:

возникновение оригинальной модели; признание ее модной в узком кругу;

распространение при­способленного к интересам широких масс варианта в уде­шевленном серийном производстве;

перенасыщение;

зату­хание интереса или полная невостребованность товара.

Модные циклы у предметов одежды бывают очень разны­ми, например, у будничных летних платьев или шляп цик­лы сменяются очень быстро, от сезона к сезону: "весна-лето" и "осень-зима". Некоторые модные новинки после того как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта. При этом модными могут быть не обязательно современные формы, мода может воз­вращаться и к ретро.

Мода кардинально изменила понятие качества изде­лия. Качество в смысле физической прочности продукта, по понятным причинам, является врагом любого модного изменения. Сегодня качество в моде понимается не как долговечность, а скорее как потребительское качество: эла­стичность, несминаемость, водо-грязеотталкивающие свой­ства и др.

8.2. Стиль в дизайне. Понятие "фирменный стиль"[12]

В искусстве под термином «стиль» понимается совокупность художественных средств и приемових использования, характерная для произведений искусства эпохи, народа. Художественный стиль (барокко, рококо, ренессанс, модерн, готика и др.) существует длительно на оп­ределенной и обширной территории, охватывает раз­личные виды искусства и культуры.

Дизайн принес с собой в проектно-художественную культуру целый ряд новых понятий. Одним из них являет­ся "Фирменный стиль", под которым понимается стилевое единство форм всех элементов промыш­ленной фирмы - от среды до продукции. Фирмен­ный стиль представляет собой совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроектированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией.

Основными элементами фирменного стиля являются: логотип, шрифт или ряд шрифтовых гарнитур, цветовая гамма, композиционные принципы.

В отличие от традиционного исторического художе­ственного стиля, фирменный стиль создается кон­кретным автором, существует вне временных и территори­альных границ (фирменный стиль Кока-Колы распростра­нен по всему миру) и носит ярко выраженный субъектив­ный характер.

Наши рекомендации