Конструкция как художественная форма

Из истории известно немало примеров того, как за вычурным декором и нарочитыми формами трудно разгля­деть конструкцию вещи. Особенно ярко это проявилось в стилях "барокко" и "рококо". Так, форма такого распространенного предмета обстановки, как комод больше напоминала китайскую вазу, нежели мебель для хранения платья. Пышный декор еще более усиливал это ощущение: только по едва заметным, разрезающим наряд­ную композицию мозаичного панно передней стенки швам, можно было обнаружить границы выдвигаемых ящиков.

Дизайн и украшение промышленного продукта - не­совместимые вещи. Дополнительное украшение изделия ведет к его удорожанию, а выпущенный в тираж декор - к снижению художественных качеств, а следовательно - к снижению в целом конкурентоспособности изделия на рын­ке. Поэтому решение эстетических вопросов ведется не дополняющим форму декорированием, а за счет самой фор­мы изделия, красоты его конструкции в целом, отдельных узлов и деталей в частности.

Это принципиально отличает дизайн от архитектуры, где конструктивный остов сооружения, как правило, скры­вается за внешней отделкой. Архитектура зачастую не толь­ко допускает, но и даже приветствует появление специаль­ных декоративных элементов.

Форма в архитектуре, ее образ, не всегда строго следуют функции: по одной и той же конструктивной схеме может быть решен кинотеатр и цех завода, в манеже цар­ских конюшен спустя сто лет с успехом размещается один из центральных выставочных залов г. Москвы.

В дизайне же форма и конструкция неразделимы: конструкция является носителем эстетической информа­ции. Не случайно дизайн близок по своему духу к таким архитектурным течениям начала XX в., как функциона­лизм в Европе и Америке, конструктивизм в России, где функциональность и конструкция сооружения становятся основой красоты его формы, внешнего вида художествен­ной составляющей сооружения. Возникнув практически одновременно, дизайн и названные архитектурные стили оказывали влияние друг на друга в процессе своего после­дующего развития.

В качестве прообраза дизайнерского формообразова­ния конца XIX - начала XX столетия можно рассматривать такие инженерные сооружения, как вантовые мосты в Сан-Франциско, Москве, Будапеште, Эйфелеву башню в Пари­же, цилиндрические стержневые конструкции Шухова, перекрывающие торговые галереи ГУМа и пассажей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах, в которых ажур конструкций создает художественный об­раз сооружения в целом.

Объекты в дизайне подвержены влиянию моды и отно­сятся в большинстве своем к недолгоживущим элементам. До сих пор стоят творения египетских зодчих - пирамиды, формируя образы современности, но уже не один десяток раз изменили свою форму известные со времен фараонов предметы быта, мебель, одежда и т.д.

Литература

Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Моделирование материалов и биоформ. Киев. «Вища школа»., 1982

Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник для вузов.- М., «Союз дизайнеров», 2002.

Лекция 4. Дизайн и человек.

План лекции

7. Эргономика как основа дизайн-проектирования..................................................................... 35

7.1 Понятие «Эргономика»................................................................................................................. 35

7.2 Метрические системы.................................................................................................................... 36

7.3 Эргономика оружия....................................................................................................................... 36

7.4 Эргономика в мебели..................................................................................................................... 37

7.5 Адресный дизайн............................................................................................................................ 37

8. Мода и стиль в дизайне............................................................................................................... 38

8.1 Понятие "Мода".............................................................................................................................. 38

8.1.1 Из истории моды............................................................................................................. 38

8.1.2 Цикличность моды.......................................................................................................... 39

8.2 Стиль в дизайне. Понятие "фирменный стиль".......................................................................... 39

8.2.1 Первые программы фирменных стилей....................................................................... 39

8.2.2 Стиль "Оливетти"............................................................................................................ 40

8.2.3 Стиль "Браун".................................................................................................................. 40

8.2.4 Фирменные стили в архитектуре.................................................................................. 41

Эргономика как основа дизайн-проектирования

Понятие «Эргономика»

Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены лишь любованием достоинствами внешней формы. Большое значение в быту и, особенно, на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям человека и его особенностям, имеет практическое назначение предметов. Вопросами проектирования удобных орудий труда, предметов быта, а в целом - созданием ком­фортной предметно-пространственной среды для самых различных процессов жизнедеятельности человека за­нимается эргономика. ЭРГОНОМИКА (от греч. ergon — работа и nomos — закон), отрасль науки, изучающая

ЭРГОНОМИКА(греч."ergon" - работа и "nomos" - закон). Научная дисциплина, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики- системы «человек — машина», в т. ч. и т. н. эргатические системы; метод исследования — системный подход.[9]

Термин "эргономика" был принят в Англии в 1949 году, когда группа англий­ских ученых основала эргономическое исследовательское общество. Члены этого общества ставили задачу по реше­нию проблемы рациональной организации труда.

Эргономика сложилась как комплексная дисциплина на стыке ряда технических наук и психологии, физиоло­гии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, биофизики. В ее задачи входит всестороннее изучение функ­циональных особенностей и возможностей человека в про­цессе его деятельности и взаимодействии с окружающими предметами.

Она представлена тремя составляющими:

антропо­метрией, котораяисследует строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональ­ных и других особенностей,

инженерной психологией, рас­сматривающей взаимосвязь человека и техники для обес­печения наилучших условий и результатов труда,

психо­логией восприятия, изучающей особенности и закономер­ности зрительного и осязательного восприятия окружающего предметного мира и др.

Метрические системы

Вопросы удобства окружающих вещей волновали че­ловека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты.

Археологические раскопки представляют нам порой удивительные по проду­манности и удобству пользования орудия труда, высечен­ные из камня, изготовленные из костей животных, а по­зднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, вытесанные из цель­ного куска дерева. При этом часть палки играла роль руко­яти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более массивной, утолщенной. Чело­век соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможно­стями своего организма.[10]

Человек всегда для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. За единицу измерения использовались размеры частей тела человека: ноги, руки.

Например, английский фут (англ. foot - ступня) - длина средней мужской ступни - 0,3048 м, русские: пядь - расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - дли­на локтевой кости - 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.

На основе физических параметров человеческой фи­гуры были созданы даже целые метрические системы.

В ремесленной практике средневековья были разрабо­таны мерные модули и правила их применения, которые служили своего рода матрицами для создания соразмерных и удобных для человека вещей.

Сре­ди специалистов-архитекторов широко известен "Модулор" Ле Корбюзье - гармоническая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "зо­лотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это измерительный инструмент огром­ного значения, которым можно пользоваться приме­нительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам" .

Эргономика оружия

Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь человека. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С осо­бой тщательностью, как правило, по индивидуальному за­казу, с подгонкой под конкретную фигуру человека выпол­нялось оружие средневекового рыцаря. И такое снаряже­ние стоило зачастую целого состояния.

Вызывают восхищение выполненные с глубоким зна­нием анатомии человеческой руки приклады ружей, руко­яти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Такие рукоятки, имея бочкообразную форму, повторяли внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит рав­номерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязатель­ным атрибутом был разделительный элемент между руко­ятью и клинком, который служил упором, не дающим ладо­ни соскальзывать на клинок. С этой целью общая форма рукояти шпаг или сабель часто делалась в виде петли. Эфесы снабжались также специальным щитком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.

Современные виды огнестрельного оружия (спортив­ные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные кон­струкции прикладов, завершающиеся приспособлениями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "сты­ковки" завершения приклада ружья и плеча человека со­здан по принципу шарнирного соединения, в основе которо­го - анатомия плечевого сустава человека.

Эргономика в мебели

Во многих областях деятельности человека сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Например, высота рабочей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм, кресла для отдыха - 350 мм, и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, матери­алы и конструкции, эти параметры, исходящие из физи­ческих размеров человека, остаются практически неиз­менными уже на протяжении длительного времени.

Многие из этих параметров получены на основе специ­альных научных исследований и экспериментов. Так, аме­риканский дизайнер Уолтер Доруин Тиг в 50-х гг. века построил модель пассажирского салона самолета "Боинг-707" в нату­ральную величину, чтобы определить для пассажиров нор­мы физического и психологического комфорта, которые с тех пор остаются неизменными в авиационной промышлен­ности США.

Разработки в области эргономики продолжа­ются. Они привели к созданию специализированной мебе­ли, предназначенной для определенных функциональных процессов. Ярким примером может служить также разработанное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учи­тывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не только не устает длительное время, но и более легко переносит возникающие при быстрой езде перегрузки. Кроме того, в зависимости от ситуации оно легко может изменять свою форму. В кресле-катапульте военно­го истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной си­туации.

Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возмож­ность изменения высоты сидения и спинки кресла, враще­ние и передвижение кресла по офису.

Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличения количества посетителей в сутки решил использовать эрго­номику весьма оригинально. Спинки стульев для посетите­лей в этом кафе имели хоть и не явно выраженный, но об­ратный изгиб, не позволяющий вальяжно откинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.

Современный дизайн ломает при­вычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно организуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую че­ловека среду.

Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и про­чих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эрго­номического проектирования, в процессе которого дизай­нер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргономическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии предпроектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.

Адресный дизайн

Дизайнер на производстве в отличие от архитектора или художника, как правило, не имеет конкретного заказчика и создает свой проект для анонимного потребителя. В процессе проекти­рования он оперирует лишь усредненными показателями - половыми, возрастными, вкусовыми, социальными и т.д. определенной группы потребителей.

Ярким примером дифференцированного подхода к формообразованию в дизайне может также служить ин­дустрия одежды, которая удовлетворяет запросы са­мых разнообразных слоев населения - есть молодеж­ная мода с яркими цветовыми и смелыми авангардными формами, есть консервативные модели одежды для клер­ков, которых так и называют - "белые воротнички". Сущест­вует даже мода специально для полных людей, в которой дизайнер своими маленькими хитростями корректирует фигуру толстяка.

Аналогичные примеры можно найти практически в любом направлении дизайнерской деятельности - в произ­водстве мебели, радиоэлектронике, оргтехнике и т.д. Су­ществуют даже разработки дизайнеров, учитывающие ин­дивидуальные особенности физического развития групп потребителей, например, товары для левшей, людей боль­шого роста и т.п. Для выявления этих особенностей различ­ных групп потребителей проводятся специальные исследо­вания с привлечением широкого спектра специалистов: социологов, психологов, эргономистов, экономистов. При этом вкусы людей непостоянны и меняются вместе с модой.

Наши рекомендации