Конструкция как художественная форма
Из истории известно немало примеров того, как за вычурным декором и нарочитыми формами трудно разглядеть конструкцию вещи. Особенно ярко это проявилось в стилях "барокко" и "рококо". Так, форма такого распространенного предмета обстановки, как комод больше напоминала китайскую вазу, нежели мебель для хранения платья. Пышный декор еще более усиливал это ощущение: только по едва заметным, разрезающим нарядную композицию мозаичного панно передней стенки швам, можно было обнаружить границы выдвигаемых ящиков.
Дизайн и украшение промышленного продукта - несовместимые вещи. Дополнительное украшение изделия ведет к его удорожанию, а выпущенный в тираж декор - к снижению художественных качеств, а следовательно - к снижению в целом конкурентоспособности изделия на рынке. Поэтому решение эстетических вопросов ведется не дополняющим форму декорированием, а за счет самой формы изделия, красоты его конструкции в целом, отдельных узлов и деталей в частности.
Это принципиально отличает дизайн от архитектуры, где конструктивный остов сооружения, как правило, скрывается за внешней отделкой. Архитектура зачастую не только допускает, но и даже приветствует появление специальных декоративных элементов.
Форма в архитектуре, ее образ, не всегда строго следуют функции: по одной и той же конструктивной схеме может быть решен кинотеатр и цех завода, в манеже царских конюшен спустя сто лет с успехом размещается один из центральных выставочных залов г. Москвы.
В дизайне же форма и конструкция неразделимы: конструкция является носителем эстетической информации. Не случайно дизайн близок по своему духу к таким архитектурным течениям начала XX в., как функционализм в Европе и Америке, конструктивизм в России, где функциональность и конструкция сооружения становятся основой красоты его формы, внешнего вида художественной составляющей сооружения. Возникнув практически одновременно, дизайн и названные архитектурные стили оказывали влияние друг на друга в процессе своего последующего развития.
В качестве прообраза дизайнерского формообразования конца XIX - начала XX столетия можно рассматривать такие инженерные сооружения, как вантовые мосты в Сан-Франциско, Москве, Будапеште, Эйфелеву башню в Париже, цилиндрические стержневые конструкции Шухова, перекрывающие торговые галереи ГУМа и пассажей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах, в которых ажур конструкций создает художественный образ сооружения в целом.
Объекты в дизайне подвержены влиянию моды и относятся в большинстве своем к недолгоживущим элементам. До сих пор стоят творения египетских зодчих - пирамиды, формируя образы современности, но уже не один десяток раз изменили свою форму известные со времен фараонов предметы быта, мебель, одежда и т.д.
Литература
Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Моделирование материалов и биоформ. Киев. «Вища школа»., 1982
Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник для вузов.- М., «Союз дизайнеров», 2002.
Лекция 4. Дизайн и человек.
План лекции
7. Эргономика как основа дизайн-проектирования..................................................................... 35
7.1 Понятие «Эргономика»................................................................................................................. 35
7.2 Метрические системы.................................................................................................................... 36
7.3 Эргономика оружия....................................................................................................................... 36
7.4 Эргономика в мебели..................................................................................................................... 37
7.5 Адресный дизайн............................................................................................................................ 37
8. Мода и стиль в дизайне............................................................................................................... 38
8.1 Понятие "Мода".............................................................................................................................. 38
8.1.1 Из истории моды............................................................................................................. 38
8.1.2 Цикличность моды.......................................................................................................... 39
8.2 Стиль в дизайне. Понятие "фирменный стиль".......................................................................... 39
8.2.1 Первые программы фирменных стилей....................................................................... 39
8.2.2 Стиль "Оливетти"............................................................................................................ 40
8.2.3 Стиль "Браун".................................................................................................................. 40
8.2.4 Фирменные стили в архитектуре.................................................................................. 41
Эргономика как основа дизайн-проектирования
Понятие «Эргономика»
Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены лишь любованием достоинствами внешней формы. Большое значение в быту и, особенно, на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям человека и его особенностям, имеет практическое назначение предметов. Вопросами проектирования удобных орудий труда, предметов быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для самых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика. ЭРГОНОМИКА (от греч. ergon — работа и nomos — закон), отрасль науки, изучающая
ЭРГОНОМИКА(греч."ergon" - работа и "nomos" - закон). Научная дисциплина, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики- системы «человек — машина», в т. ч. и т. н. эргатические системы; метод исследования — системный подход.[9]
Термин "эргономика" был принят в Англии в 1949 году, когда группа английских ученых основала эргономическое исследовательское общество. Члены этого общества ставили задачу по решению проблемы рациональной организации труда.
Эргономика сложилась как комплексная дисциплина на стыке ряда технических наук и психологии, физиологии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, биофизики. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружающими предметами.
Она представлена тремя составляющими:
антропометрией, котораяисследует строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональных и других особенностей,
инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий и результатов труда,
психологией восприятия, изучающей особенности и закономерности зрительного и осязательного восприятия окружающего предметного мира и др.
Метрические системы
Вопросы удобства окружающих вещей волновали человека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты.
Археологические раскопки представляют нам порой удивительные по продуманности и удобству пользования орудия труда, высеченные из камня, изготовленные из костей животных, а позднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, вытесанные из цельного куска дерева. При этом часть палки играла роль рукояти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более массивной, утолщенной. Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями своего организма.[10]
Человек всегда для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. За единицу измерения использовались размеры частей тела человека: ноги, руки.
Например, английский фут (англ. foot - ступня) - длина средней мужской ступни - 0,3048 м, русские: пядь - расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - длина локтевой кости - 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.
На основе физических параметров человеческой фигуры были созданы даже целые метрические системы.
В ремесленной практике средневековья были разработаны мерные модули и правила их применения, которые служили своего рода матрицами для создания соразмерных и удобных для человека вещей.
Среди специалистов-архитекторов широко известен "Модулор" Ле Корбюзье - гармоническая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "золотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это измерительный инструмент огромного значения, которым можно пользоваться применительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам" .
Эргономика оружия
Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь человека. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С особой тщательностью, как правило, по индивидуальному заказу, с подгонкой под конкретную фигуру человека выполнялось оружие средневекового рыцаря. И такое снаряжение стоило зачастую целого состояния.
Вызывают восхищение выполненные с глубоким знанием анатомии человеческой руки приклады ружей, рукояти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Такие рукоятки, имея бочкообразную форму, повторяли внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит равномерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязательным атрибутом был разделительный элемент между рукоятью и клинком, который служил упором, не дающим ладони соскальзывать на клинок. С этой целью общая форма рукояти шпаг или сабель часто делалась в виде петли. Эфесы снабжались также специальным щитком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.
Современные виды огнестрельного оружия (спортивные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные конструкции прикладов, завершающиеся приспособлениями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "стыковки" завершения приклада ружья и плеча человека создан по принципу шарнирного соединения, в основе которого - анатомия плечевого сустава человека.
Эргономика в мебели
Во многих областях деятельности человека сегодня уже сложились определенные эргономические требования и нормативы. Например, высота рабочей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм, кресла для отдыха - 350 мм, и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исходящие из физических размеров человека, остаются практически неизменными уже на протяжении длительного времени.
Многие из этих параметров получены на основе специальных научных исследований и экспериментов. Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг в 50-х гг. века построил модель пассажирского салона самолета "Боинг-707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического комфорта, которые с тех пор остаются неизменными в авиационной промышленности США.
Разработки в области эргономики продолжаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функциональных процессов. Ярким примером может служить также разработанное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учитывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не только не устает длительное время, но и более легко переносит возникающие при быстрой езде перегрузки. Кроме того, в зависимости от ситуации оно легко может изменять свою форму. В кресле-катапульте военного истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной ситуации.
Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возможность изменения высоты сидения и спинки кресла, вращение и передвижение кресла по офису.
Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличения количества посетителей в сутки решил использовать эргономику весьма оригинально. Спинки стульев для посетителей в этом кафе имели хоть и не явно выраженный, но обратный изгиб, не позволяющий вальяжно откинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.
Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно организуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую человека среду.
Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргономическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии предпроектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.
Адресный дизайн
Дизайнер на производстве в отличие от архитектора или художника, как правило, не имеет конкретного заказчика и создает свой проект для анонимного потребителя. В процессе проектирования он оперирует лишь усредненными показателями - половыми, возрастными, вкусовыми, социальными и т.д. определенной группы потребителей.
Ярким примером дифференцированного подхода к формообразованию в дизайне может также служить индустрия одежды, которая удовлетворяет запросы самых разнообразных слоев населения - есть молодежная мода с яркими цветовыми и смелыми авангардными формами, есть консервативные модели одежды для клерков, которых так и называют - "белые воротнички". Существует даже мода специально для полных людей, в которой дизайнер своими маленькими хитростями корректирует фигуру толстяка.
Аналогичные примеры можно найти практически в любом направлении дизайнерской деятельности - в производстве мебели, радиоэлектронике, оргтехнике и т.д. Существуют даже разработки дизайнеров, учитывающие индивидуальные особенности физического развития групп потребителей, например, товары для левшей, людей большого роста и т.п. Для выявления этих особенностей различных групп потребителей проводятся специальные исследования с привлечением широкого спектра специалистов: социологов, психологов, эргономистов, экономистов. При этом вкусы людей непостоянны и меняются вместе с модой.