Дизайн - летопись развития техники и технологий
Понятия «прогресс» и «новые технологии» являются сегодня практически синонимами. Крупные открытия и научно-технические достижения сразу же находят свое отражение в дизайне в виде новых художественных форм и новой типологии промышленных изделий, а зачастую и новой философии формообразования. Так, появление в середине 60-х годов XX века пластмасс на основе синтетических полимеров, обладающих особой пластичностью в конструировании формы, высокими экономическими и эстетическими показателями, стало толчком к переосмыслению традиционного литья, штамповки и разработки новых технологий в индустриальном формообразовании.
На смену привычным формам из традиционных материалов - керамики, металла, дерева - пришли изделия из ярких и легких пластмасс, позволившие значительно расширить производство предметов быта, улучшить их внешний вид, сделать более практичными в эксплуатации. Объемы производства пластмасс в мире за 10 лет (с 1979 по 1989 гг.) выросли примерно в 5 раз. Особенно это коснулось предметов обихода: мебели, посуды, телевизионной и радиоаппаратуры, бытовых приборов, где вопросы современности внешнего вида, моды и эстетики имеют особую актуальность.
Открытие парового двигателя, двигателя внутреннего сгорания, реактивного двигателя не только расширили существующую типологию объектов дизайнерской деятельности, включив в нее целый ряд новых типов - автомобили, авиалайнеры, космические корабли, но и принесли с собой новые скорости и формы восприятия окружающей человека предметно-пространственной среды. Возникло динамическое восприятие (непрерывная смена видовых картин перед зрителем, находящимся в движущемся транспорте). Перемещение с большими скоростями по воздуху и земле приводит к нарушению существовавшей до этого целостности процесса восприятия человеком окружающей его среды, к прерывистой логической связи между отдельными архитектурными образами и видовыми картинами: в считанные минуты или часы с помощью скоростного монорельса или подземного метро современный человек попадает из одной архитектурной среды в другую, а на самолете он даже может переместиться из зимы в лето, из ночи в день. В результате возникает резкая смена картин окружающего мира. Все это требует принципиально нового подхода в организации предметно-пространственной среды, особых знаний от архитектора и дизайнера в области эргономики, психологии человеческого восприятия, аэродинамики и многого другого.
Дизайн - дитя нашего времени, времени промышленных революций, прорыва в качественно новые производственные технологии. Если архитектура общепризнанно является летописью мира, то дизайн - своеобразной летописью техники, материализовавшей в конкретных формах предметов - произведениях дизайна.
Ярким примером здесь может служить эволюция формы современного фотоаппарата.
Первые камеры-абскура XIX столетия имели форму прямоугольного ящика и их вес доходил до нескольких десятков килограмм. Съемка таким громоздким и тяжелым фотоаппаратом была возможна только со специального штатива-треноги, а несовершенные фотоматериалы требовали чрезвычайно длительных экспозиций (до нескольких часов) и применения специальных осветительных устройств - магниевых вспышек. С появлением высокочувствительных фотоматериалов и развитием фотографической техники произошел переход к более легким складным конструкциям с гофрированными мехами. Следующим этапом в развитии стало изобретение роль-фильма, которое привело к миниатюрным, малоформатным фотоаппаратам. Качественно новый скачок в фототехнике в 70-е годы XX в. был связан опять же с появлением новых фотографических материалов, новых конструкций фотообъективов, электронных затворов, фотовспышек. Сегодня фотокамера репортера, снабженная функцией автоматического подбора экспозиции, объективом с переменным фокусным расстоянием и автоматической наводкой на резкость, электронной фотовспышкой, полностью освобождает его от решения технических задач, давая возможность сосредоточить все свое внимание на творческом процессе. Развитие цифровых технологий, а вместе с тем - радикальная смена носителей информации, определяет качественно новый этап развития фототехники и ее формообразования. На смену идет цифровая фотоаппаратура, исключающая процесс химической обработки фотоизображений, способная мгновенно выдать результат и передать с использованием спутниковой связи изображение в редакцию.
Аналогичное можно найти в эволюции формообразования многих предметов бытовой техники: развитие формы телефона - от громоздкого ящика с раздельным микрофоном и наушником, работающим через коммутатор, до современного телефонного аппарата с факсом и автоответчиком, возможностью радиосвязи, запоминанием номеров абонента, выходом через спутниковую связь в любую точку планеты; эволюция телевизора - от первого лампового телеприемника черно-белого изображения с прикрепленной перед миниатюрным экраном линзой, увеличивающей изображение, до современных плоских мониторов площадью в несколько квадратных метров, выполненных на жидких кристаллах с использованием новейших технологий.