Эскизное проектирование

В процессе предпроектных исследований уже появля­ются смутные очертания формы будущего изделия. Но материализоваться эти первые представления о предмете начинают лишь в процессе эскизирования – графического выражения замысла в эскизе, в рабочем макете.

На этой стадии делается большое количество рисун­ков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. В итоге дизайнер должен дать полное представление о внешнем облике проектируемого изделия: его форме, цвете, фактуре материала, из которого будет это изделие изготовлено.

Для сложных и особо ответственных объектов вводят­ся дополнительные стадии - фор-проект и дизайн-кон­цепция. Первый предусматривает многовариантный графи­ческий и пластический поиск основной идеи проектируемо­го объекта, проводимый зачастую на конкурсной основе между отдельными группами дизайнеров - своеобразная "мозговая атака".

В результате фор-эскиза отбирается ва­риант (или варианты) для последующей проработки по от­дельным аспектам: конструктивно-технологическим, эрго­номическим, художественно-стилистическим, функцио­нально-компоновочным.

В отличие от фор-эскиза, дизайн-кон­цепция носит более абстрагированный характер. В ее зада­чи входит разработка обоснованных принципов формообра­зования проектируемого объекта, как правило, на научной основе. Концепция становится теоретической базой для последующих проек­тных поисков и выполняется для особо сложных и ответ­ственных объектов, не имеющих аналогов.[16]

Однако графическая информация не всегда дает пол­ное представление о проектируемом изделии. При создании плаката графика является достаточной для выявления идеи автора. Но при проектировании объемных изделий, даже не очень слож­ных (например, посуды, бытовой утвари), необходимо и объемное представление об объекте, которое может дать только макет, а при технически сложном объекте - действующая модель. При этом возможно выполнение модели всего изде­лия или отдельных его узлов и частей, которые в данном случае являются новыми элементами. В отличие от архитектурного макета, в дизайн-проекте модель изделия для наиболее полного представления об объекте, его отдельных узлах может быть выполнена в уве­личенном по отношению к реальным размерам масштабе.

Полученные в процессе эскизного поиска варианты изделия или его отдельных узлов сравниваются между собой для принятия оптимального решения.

Художественно-конструкторский проект

В эскизном проектировании иногда выделяют в отдель­ную стадию художественно-конструкторский проект. Он является заключительной стадией эскизирования, в нем уточняются и оттачиваются детали проектируемого пред­мета. Чертежи и макеты выполняются в более крупном масштабе, а самые ответственные детали, как правило - в натуральную величину. Наиболее эффективны на этой ста­дии выставочные макеты, изготовленные из полимеров, оргстекла, металла и дерева с последующей тщательной отделкой и покраской, с полной имитацией будущего изде­лия. Выставочные демонстрационные макеты призваны дать полное представление о внешнем виде изделия и его основ­ных свойствах.

Рабочий проект

Завершается проектная работа над изделием рабочим проектом, который передается на производство для изго­товления штампов будущего изделия.

В общем виде рабочий проект представлен конструк­торскими чертежами, сборочными чертежами - технологи­ческими картами сборки отдельных узлов и деталей объек­та, картами цветофактурных решений. Состав рабочего проекта в каждом конкретном виде дизайнерской деятельности различен. Это зависит также и от сложности объекта, и решаемых проектных задач.

По рабочим чертежам перед выпуском большой партии изделий, как правило, изготавливают опытные образцы. За­тем проводятся испытания, в процессе которых выявляют­ся все просчеты и недостатки конструктивных и функцио­нальных решений. После их устранения изделие выходит серийно.

Литература

Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник для вузов. - М., Союз дизайнеров, 2002.

Толковый словарь иностранных слов. Под редакцией П.П.Крысина. М., 1988

Лекция 6. Цвет и композиция в дизайне

План лекции

11. ЦВЕТ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА.............................................. 47

11.1 Основные характеристики цвета................................................................................................ 47

11.2 Из истории колористики............................................................................................................. 48

11.3 Цвет и человек.............................................................................................................................. 49

11.4 Цветовая гармония....................................................................................................................... 52

11.5 Функциональная роль цвета........................................................................................................ 53

12. КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ................................................................................................. 54

Цвет в формообразовании объектов дизайна

Внимание к проблемам цвета характерно для деятелей науки и искусства всех времен. Теория цвета интересовала художников и архитекторов, искусствоведов и музыковедов. Писатели в своих произведениях создают своеобразный колорит природы и окружающей обстановки. Этот интерес к цвету свидетельствует о его огромном значении во многих сферах жизнедеятельности. Дизайнеры также учитывают психологическое и физиологическое воздействие цвета на человека.

Наши рекомендации