Эскизное проектирование
В процессе предпроектных исследований уже появляются смутные очертания формы будущего изделия. Но материализоваться эти первые представления о предмете начинают лишь в процессе эскизирования – графического выражения замысла в эскизе, в рабочем макете.
На этой стадии делается большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. В итоге дизайнер должен дать полное представление о внешнем облике проектируемого изделия: его форме, цвете, фактуре материала, из которого будет это изделие изготовлено.
Для сложных и особо ответственных объектов вводятся дополнительные стадии - фор-проект и дизайн-концепция. Первый предусматривает многовариантный графический и пластический поиск основной идеи проектируемого объекта, проводимый зачастую на конкурсной основе между отдельными группами дизайнеров - своеобразная "мозговая атака".
В результате фор-эскиза отбирается вариант (или варианты) для последующей проработки по отдельным аспектам: конструктивно-технологическим, эргономическим, художественно-стилистическим, функционально-компоновочным.
В отличие от фор-эскиза, дизайн-концепция носит более абстрагированный характер. В ее задачи входит разработка обоснованных принципов формообразования проектируемого объекта, как правило, на научной основе. Концепция становится теоретической базой для последующих проектных поисков и выполняется для особо сложных и ответственных объектов, не имеющих аналогов.[16]
Однако графическая информация не всегда дает полное представление о проектируемом изделии. При создании плаката графика является достаточной для выявления идеи автора. Но при проектировании объемных изделий, даже не очень сложных (например, посуды, бытовой утвари), необходимо и объемное представление об объекте, которое может дать только макет, а при технически сложном объекте - действующая модель. При этом возможно выполнение модели всего изделия или отдельных его узлов и частей, которые в данном случае являются новыми элементами. В отличие от архитектурного макета, в дизайн-проекте модель изделия для наиболее полного представления об объекте, его отдельных узлах может быть выполнена в увеличенном по отношению к реальным размерам масштабе.
Полученные в процессе эскизного поиска варианты изделия или его отдельных узлов сравниваются между собой для принятия оптимального решения.
Художественно-конструкторский проект
В эскизном проектировании иногда выделяют в отдельную стадию художественно-конструкторский проект. Он является заключительной стадией эскизирования, в нем уточняются и оттачиваются детали проектируемого предмета. Чертежи и макеты выполняются в более крупном масштабе, а самые ответственные детали, как правило - в натуральную величину. Наиболее эффективны на этой стадии выставочные макеты, изготовленные из полимеров, оргстекла, металла и дерева с последующей тщательной отделкой и покраской, с полной имитацией будущего изделия. Выставочные демонстрационные макеты призваны дать полное представление о внешнем виде изделия и его основных свойствах.
Рабочий проект
Завершается проектная работа над изделием рабочим проектом, который передается на производство для изготовления штампов будущего изделия.
В общем виде рабочий проект представлен конструкторскими чертежами, сборочными чертежами - технологическими картами сборки отдельных узлов и деталей объекта, картами цветофактурных решений. Состав рабочего проекта в каждом конкретном виде дизайнерской деятельности различен. Это зависит также и от сложности объекта, и решаемых проектных задач.
По рабочим чертежам перед выпуском большой партии изделий, как правило, изготавливают опытные образцы. Затем проводятся испытания, в процессе которых выявляются все просчеты и недостатки конструктивных и функциональных решений. После их устранения изделие выходит серийно.
Литература
Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник для вузов. - М., Союз дизайнеров, 2002.
Толковый словарь иностранных слов. Под редакцией П.П.Крысина. М., 1988
Лекция 6. Цвет и композиция в дизайне
План лекции
11. ЦВЕТ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА.............................................. 47
11.1 Основные характеристики цвета................................................................................................ 47
11.2 Из истории колористики............................................................................................................. 48
11.3 Цвет и человек.............................................................................................................................. 49
11.4 Цветовая гармония....................................................................................................................... 52
11.5 Функциональная роль цвета........................................................................................................ 53
12. КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ................................................................................................. 54
Цвет в формообразовании объектов дизайна
Внимание к проблемам цвета характерно для деятелей науки и искусства всех времен. Теория цвета интересовала художников и архитекторов, искусствоведов и музыковедов. Писатели в своих произведениях создают своеобразный колорит природы и окружающей обстановки. Этот интерес к цвету свидетельствует о его огромном значении во многих сферах жизнедеятельности. Дизайнеры также учитывают психологическое и физиологическое воздействие цвета на человека.