Функциональная роль цвета

Цвет может создать гармонию, вызвать беспокойство, возбуждение или потрясение, может творить чудеса или, напротив, привести к катастрофе. Некоторые объекты среды и их отдельные элемен­ты могут быть опасны для человека. В первую очередь, это различные станки и механизмы, неосторожное обращение с которыми мо­жет привести к несчастному случаю. Установлено, что 80% несчастных случаев происходит не в результате технических неисправностей, а из-за недостаточного внимания человека. Такие несчастные случаи могут быть снижены путем правильной окраски оборудования. Цветом необ­ходимо выделять наиболее опасные места и участки.Цветом, сигнализирую­щим об опасности в сознании рабочего, является крас­ный или желтый. Производственный транспорт в цехах окрашен в броские цвета, например, в оранжевый или желтый с черными полосами. Ярко-красная или оранжевая краска наносится на движущиеся части строительных машин (кабина крана, экскаватора), рабочие части электроинстру­мента с тем, чтобы привлечь внимание рабочих и обе­зопасить их труд.

Цветом выделяются элементы объекта, выполня­ющие важнейшую или даже ключевую функцию и тре­бующие направленного тактильного контакта: рычаги, кнопки включения механизмов и др. элементы управ­ления, функционально значимые клавиши на механиз­мах и аппаратуре, например, включения и отключения от энергосети, клавиши набора номера телефона и даже дверные ручки.

При помощи цвета можно не только предупреж­дать об опасности, но и указывать направления, сокра­щая тем самым словесные и письменные разъяснения. Желто-черные цвета говорят об опасности, оранжевые и красные - предупреждают, зеленые - призывают к ос­торожности, бело-черные - указывают. Человек знает значения этих цветов. Они действуют на него сильнее, чем слова.

Правильно подобранное цветовое соотношение мо­жет снизить утомляемость глаз, а в итоге - повысить и производительность труда.

Композиция в дизайне

Все правила, приемы и средства композиции, необходимые для создания произведения изобразительного искусства, справедливы и для объектов дизайна. При их создании дизайнер добивается равновесия в композиции, стараясь выделить один или несколько композиционных центров. При проектировании объекта дизайна приводятся к единому все характеристики формы: размеры, пропорции, ритмическая структура, фактура, цвет и др.

Существуют два основных вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная. Важнейшими выразительными средствами композиции являются объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет (колорит).

Особую роль играет в дизайнерской композиции принцип золотого сечения. Именно в соответствии с ним строятся большинство плоскостных и объемно-пространственных композиций.

Кроме этого, для композиции в дизайне важны открытость или замкнутость, целостность. Важнейшей категорией композиции является взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством, ее называют объемно-пространственной структурой. В каждой из областей дизайна это будет достигаться с помощью специфических для нее средств. Однако независимо от того, какой объект создается — рекламный плакат или сервиз, модель одежды или станок, транспортное средство или интерьер, — дизайнер должен позаботиться о гармоничном соотношении частей и целого, о композиционной целостности.

Художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы называется тектоникой.

Интересно отметить, что из одних и тех же форм можно создать композиции статические и динамические, вытянутые вверх или по горизонтали, с ярко выраженным ритмом и без него. Строение формы, являющееся результатом чередования одинаковых элементов, называют метрическим. При равномерном, ускоренном или замедленном чередовании элементов образуется ритмический ряд. По сравнению с метрическим рядом ритмический подвижнее, напряженнее, интереснее. Он дает возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения.

Во многом приемы и средства композиции в дизайне зависят от используемых материалов и технологии производства. Например, чтобы подчеркнуть легкость сооружения, используют тонкие ажурные конструкции, устремляющиеся вверх. Применение другого материала — железобетона диктует иное композиционное построение объекта. Современный вид посуде придает не только использование полимерных материалов, но и построение ее формы, например, на основе геометрических тел, их взаимопроникновений. Если старинный деревянный шкаф был похож на резной терем с многочисленными открывающимися дверками, то сегодня популярны шкафы-купе из древесных или пластиковых плит с большими дверями, свободно двигающимися по полозьям влево или вправо. Такая конструкция помогает совместить сразу книжный и платяной шкафы, а также пространство для хранения гладильной доски, утюга, пылесоса и другой бытовой техники. Подобный шкаф очень подходит для современных небольших квартир.[21]

Поскольку композиция объектов дизайна понимается как достижение гармоничного единства составляющих, как самого объекта, так и окружающей среды, то естественно возникает вопрос об их стилевом единстве. Здесь уместно вспомнить наиболее яркие стили, существовавшие в истории культуры. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме архитектурная и предметная среда создавались в определенном единстве. По форме и декору интерьеров, костюмов, мебели, посуды и других предметов быта можно определить их стилевую принадлежность. Предметам материальной культуры готики, ренессанса, барокко, классицизма и модерна присуще свое стилевое единство.

Современные интерьеры, костюмы, сервизы также могут создаваться на основе различных исторических стилей. В то же время стилевое единство объектов дизайна является более широким понятием, чем простое подражание готике, барокко или даже кубизму. Когда говорят, что все предметы какого-нибудь интерьера находятся в определенном единстве между собой, то имеют в виду их соответствие по форме, пропорциям, массе, цвету и декору.

Интересно отметить, что могут быть удачные композиционные решения интерьеров, построенные на эклектике, то есть сочетании в одном пространстве разных стилей.

Литература

Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве

Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник для вузов. М., «Союз дизайнеров», 2002.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М., «Академия», 1999

Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - Ростов-на-Дону, 2003.

Товароведу о красоте и композиции. – М., 1981

Наши рекомендации