Итоговая контрольная работа (икр)

Первый этап экзамена (зачета) – это письменная итоговая контрольная работа. Задание содержит 20 вопросов в закрытой и 5 – в открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задании будут, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста будут только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам будут аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий (натурализм, символизм, модернизм, авангардизм и т.п.); круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены другие формы работы, которые выполняются в течение семестра.

За ИКР можно получить до 35 баллов, в зависимости от количества правильных ответов на закрытые вопросы и качества ответов на открытые вопросы. Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. Если набранных баллов недостаточно для получения желаемой оценки (зачета), проводится собеседование по дополнительным вопросам в обычной экзаменационной форме.

Экзаменационный минимум:

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса:

По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.:

Западноевропейская «новая драма»

Французская поэзия конца XIX – начала ХХ века.

Жанр «романа-реки» во французской литературе.

«Интеллектуальный роман».

Австрийский лиро-мифологический эпос.

От викторианства к ХХ веку.

Модернизм в Великобритании.

По учебнику «Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века» / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.:

Рубеж XIX –ХХ веков как историко-литературное и культурологическое явление.

Натурализм.

Натурализм во Франции и творчество Эмиля Золя.

«Новая драма».

Типология символизма.

Символизм во французской и бельгийской поэзии.

Драматургия символизма и творчество М. Метерлинка.

Французский роман: от Ж. К. Гюисманса до М. Пруста.

Оскар Уайльд и символизм в Англии.

Английский роман: от Т. Харди до Д. Г. Лоренса.

Неоромантизм и английская литература начала ХХ века.

Скандинавский роман конца XIX века и творчество Кнута Гамсуна.

Творчество братьев Манн и немецкая литература начала ХХ века.

Американский роман: от Джеймса к Драйзеру.

По учебнику «Зарубежная литература ХХ века» под ред. В.М. Толмачева (М., 2003):

Где искать ХХ век?

Горизонты европейского авангарда.

Франц Кафка.

Модернистский роман Великобритании.

Авангардистские течения в литературе ХХ века

Немецкая литература 1920-х–1940-х

Английская литература 1920-х–1940-х

Французская литература 1920-х–1940-х

Литература США между двумя мировыми войнами

Западная драматургия ХХ века

Французская литература второй половины ХХ века

Английская литература после 1945 г.

Литература США после 1945 г.

Немецкая литература после 1945 г.

Литература Латинской Америки в ХХ веке

Зарубежная поэзия ХХ века

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по творчеству следующих авторов:

Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур

Эмиль Золя

Ги де Мопассан

Хенрик Ибсен

Томас Гарди

Генри Джеймс

Оскар Уайльд

Роберт Льюис Стивенсон

Стефан Малларме

Морис Метерлинк

Фридрих Ницше

Кнут Гамсун

Джозеф Конрад

Герберт Джордж Уэллс

Джордж Бернард Шоу

Марсель Пруст

Джеймс Джойс

Франц Кафка

Томас Манн

Герман Гессе

Марк Твен

Амброз Бирс

Жан Поль Сартр.

Альбер Камю.

Сэмюэл Беккет.

Бертольд Брехт.

Генрих Белль.

Грэм Грин.

Уильям Голдинг.

Джон Фаулз.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Эрнест Хемингуэй.

Джон Стейнбек.

Уильям Фолкнер.

Джером Дэвид Сэлинджер.

Владимир Набоков.

Хорхе Луис Борхес.

Хулио Кортасар.

Габриэль Гарсия Маркес.

Умберто Эко.

Основные литературоведческие понятия и проблемы историко-литературного процесса, вопросы по которым могут быть включены в задание итоговой контрольной работы:

Декаданс

Викторианство

Импрессионизм

Натурализм

«Эстетизм»

Авангардизм

Символизм

Неоромантизм

Футуризм

Экспрессионизм

Модернизм

«Поток сознания»

«Почвеннические» и националистические настроения в литературе рубежа веков

Проблема «католического возрождения»

«Интеллектуальный роман»

«Роман культуры»

«Потерянное поколение»

Социалистический реализм

«Новый роман»

Авангардизм

Дадаизм

Сюрреализм

«Автоматическое письмо»

Эпический театр

Ангажированность

Группа-47

Неореализм

«Сердитые молодые люди»

Движение битников

Театр абсурда

Магический реализм

Новый латиноамериканский роман

Утопия и антиутопия

Постмодернизм

Мифологизм, миф и литература ХХ века, современное мифотворчество

Идеи фрейдизма и литература

Литература и философия экзистенциализма

Литература и религия.

Литература и контркультура

«Левая идея» в литературе ХХ века

Литература и настроения либерального протеста («контестации») 1950–1970-х годов

«Массовая литература», литература и массовая культура

Наши рекомендации