Принципы построения орнамента
По прикладной композиции.
Понятие декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с бытовыми и художественными функциями. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:
· по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево),
· по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.)
· по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки).
Прикладное искусство — искусство создания бытовых предметов, имеющих утилитарное назначение и вместе с тем обладающих художественно-эстетическими качествами.
Основные элементы народной росписи.
Слова "орнамент" и "декор" означают одно - украшение.
Орнамент не существует сам по себе, как самостоятельное искусство, вне связи с предметом. Он украшает уже существующий объект, разнообразит его рисунком и цветом.
Орнамент - это ритм, череда повторяющихся мотивов, называемых еще раппортами. В русском декоративно-прикладном искусстве орнамент занимает очень важное место. Он пришел от мастеров, специализировавшихся в написании растительности и орнамента в иконографии.
Русское узорочье напоминает поля под травушкой-муравушкой, извивы рек, отражая в себе, как и многие другие национальные орнаменты, родную природу.
Основных элементов используемых в росписи семь:
· Капелька
· Листок
· Дуга
· Спираль
· Цветной замалёвок
· Тычок
· Усик, штрих
Техники и виды росписей.
Все народные росписи можно разделить по технике исполнения на два основных вида: графические и живописные.
К графической, относится мезенская, изысканную графику являет хохломская роспись "Кудрина".
Графика творится четкой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для "наводки", в Хохломе называют "контурной". Только после того, как рисунок проложен черной линией, он раскрашивается внутри, "заливается цветом". Исключение, пожалуй, составляет Мезень, где прежде делается красный замалевок, а потом черным наводятся контуры и приписываются дополнительные элементы.
Живописныетехники более распространены, чем графические. Самые явные, среди них, городецкая роспись и верховое хохломское письмо.
Технику народной живописи называют еще кистевой, маховой, мазковой. Именно мягкий, красочный мазок и составляет основу живописных росписей.
По виду, делятся на орнаментальные и сюжетные.
Орнаментальные росписи– мезенская и хохломская.
Сюжетная – городецкая и гжель.
Принципы построения орнамента.
Изучение любого вида росписей всегда начинается с простейшего ленточного орнамента.
Общие принципы построения:
· Повтор - придает ценность малозначительному элементу, создает чувство покоя, уверенной силы.
Рисунок. Повтор
· Чередование - мотив располагается то в вертикальном, то в горизонтальном направлении.
Рисунок. Чередование
· Инверсия, или обратное расположение узора. Один и тот же мотив располагается в противоположном направлении и дает возможность избежать однообразия при использовании одинаковых и неустойчивых форм.
Рисунок. Инверсия
· Симметрия - расположение двух сходных мотивов по обе стороны от оси.
Симметрия бывает:
-полная (зеркальная),
-относительная (достигается равновесием масс, цветовых пятен и т. п.),
-частичная (детали мотива могут быть разными).
В народном искусстве почти не встречается полная симметрия.
Рисунок. Симметрия
· Закон контрастных пар – большое - маленькое, высокое – низкое, широкое – узкое, длинное – короткое, яркое – темное и др.