Отечественная культура XX века
Рубеж XIX-XX вв. характеризуется в России серьезными изменениями культуры. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства. Вотечественной культуре это время отказа от «социального» человека и повышенный интерес к конкретной личности, к бессознательным, иррациональным моментам ее психики.
«Серебряным веком» в истории развития русской культуры называется конец XIX — начало XX вв. Хронологически рамки этого периода весьма неустойчивы. Однако большинство исследователей датой возникновения данного явления считают 90-е годы XIX века, а его завершением — начало гражданской войны в России. По своей продолжительности «серебряный век» был краток, но в полном смысле этого слова ослепителен в своих проявлениях.
«Стык веков» стимулировал мощный интеллектуальный подъем в стране.
Отечественная наука того времени была заявлена именами:
М. П. Павлова (1849-193G гг.) — физиолога, создателя учения о высшей нервной деятельности, лауреата Нобелевской премии (1904 г.);
И. И. Мечникова (1845-1916 гг.) — биолога, труды которого в области иммунологии и лечения инфекционных заболеваний были удостоены в 1908 г. Нобелевской премии;
Д. И. Менделеева (1834-1907 гг.) —химика, открывшего периодический закон химических элементов;
А. С.Попова (1859-1906 гг.) — физика, изобретателя электрической связи без проводов (радио);
Н. Е. Жуковского (1847-1921 гг.) — теоретика авиастроения, основоположника современной аэродинамики;
К. Э. Циолковского (1857-1935 гг.) — основоположника современной космонавтики и многих других.
Кроме точных и естественных наук, успешно развивалось и гуманитарное знание. Подлинным явлением отечественной культуры стали труды историков С. М. Соловьева (1820-1879 гг.), В.О. Ключевского (1841-1911 гг.) и филолога -создателя «Толкового словаря русского языка — В.И. Даля (1801-1872 гг.).
Особое значение в формировании мировоззрения и мировосприятия «серебряного века» оказали две научные системы: учение о ноосфере В. И. Вернадского и философское наследие Вл. Соловьева.
Революция 1917 года в России как проявление кризиса мировой и российской цивилизации
Октябрьская революция 1917 г. стала великим переломом в судьбе отечественной культуры. Развитие российской культуры, которое до этого шло по восходящей линии и в период «серебряного века» достигло высочайших вершин и всемирного признания, было остановлено и направлено совсем в другое русло.
После победы Октябрьской революции советская власть сразу же приступила к осуществлению новой культурной политики. Ее целью было создание особого типа культуры, которого прежняя история не знала, — пролетарской культуры.Этот тип культуры был ориентирован на самую, как тогда казалось, передовую идеологию — марксизм. Образование в этой системе должно было быть нацелено на воспитание нового типа человека, на распространение всеобщей грамотности и просвещения, искусство и литература — на создание произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей.
Одной из задач новой культурной политики было сделать доступными для широких масс трудящихся произведения искусства, «созданные на основе эксплуатации их труда». Эти цели были осуществлены за счет национализации музеев, театров и даже частных коллекций.
Другой стороной национализации было варварское уничтожение «ненужных» предметов культуры и культурных памятников: пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы, переделывались в склады и мастерские, а иногда и полностью уничтожались культовые здания, продавались за рубеж старинные иконы, на месте старинных памятников воздвигались бюсты героев-революционеров и т. п.
Печальной была судьба старой интеллигенциив новой России.. С конца 20-х гг. началось физическое уничтожение старой интеллигенции.
Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции быстрыми темпами шло создание интеллигенции советской. Довольно активно использовалась практика «выдвиженчества»: вчерашних рабочих «выдвигали» в директора.
Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX вех дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей.
Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурнаямифология, сопровождавшаяся догматизацией,манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизациейхудожественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.
Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания чисто «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого.
В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП.
Официальное искусство 30—40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стала соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. -искусству придавался инструментальный характер, или отводилась роль инструмента формирования «нового человека».
Однако художественная практика 30—40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам.
Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, К. Симонова