Музыкально-инструментальная деятельность детей

Игра на музыкальных инструментах на уроках музыки развивает творческие способности учащихся посредством музицирования в ансамбле и оркестре.

В организации детского оркестра используют различные инструменты — ударные (ложки, трещотки, колокольчики, коробочку), духовые (кугиклы, свистульки, свирели), струнные (гусли звончатые). Наряду с русскими народными инструментами в детском оркестре используют также металлофон, симоны, вермоны, тарелки, треугольник, барабан, бубен и др.

Задания для игры детей на музыкальных инструментах могут быть воспроизводящего характера, а также творческие. В первом случае педагог предлагает исполнить детям определенный ритмический рисунок либо конкретные звуки. И.Г. Лаптев, автор книги «Детский оркестр в начальной школе», приступая к обучению детей игре на музыкальных инструментах, предлагает учащимся ряд несложных упражнений — хлопки, щелчки, притопы, способствующие развитию чувства ритма. Использование природных «инструментов», по мнению Лаптева, дает начальное представление о характере звука, динамике, темпе, ансамбле.

Другим примером задания воспроизводящего характера является задание исполнить на металлофонах несложные мелодии. Например, мелодию «Колыбельной» (из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной), чередуя два звука — «соль» и «ми». Усложняя подобные задания воспроизводящего характера, детям второго года обучения можно предло-

__________

1 Данное задание составлено на основе либретто сценария Т.Ф.Кореневой («Искусство в школе» № 5, 2000). Сюжетной основой сценария является день из жизни ребенка XIX века в кругу семьи, близких, знакомых, друзей. Музыкальным репертуаром спектакля составляют пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Музыкально-инструментальная деятельность детей - student2.ru

жить для музицирования аранжировку русской народной песни «Светит месяц» (см. пример 8).

Разучивать партитуру можно либо по слуху, либо по нотной записи. И в том и другом случае предварительно необходим анализ особенностей ритмического и в отдельных случаях мелодического рисунка каждой партии. По мнению авторов учебно-методических комплектов по «Музыке» для младших школьников, в организации работы над созданием ритмической партитуры также целесообразно поэтапное подключение отдельных инструментов в ансамблевой игре.

Задания творческого порядка предполагают, например, импровизационное исполнение ритмического сопровождения к песне. Педагог может предложить первоклассникам игрой на ложках сопровождать инструментальное вступление и заключение, а также пение припева в русской народной песне «Как у наших у ворот». Важно, чтобы дети слушали сопровождение, слушали друг друга и не заглушали мелодии песни.

Из сказанного видно, что игра на музыкальных инструментах детского оркестра является хорошим «союзником» других видов музыкальной

деятельности детей на уроке музыки. И это касается не только народной музыки, синтетической по своей природе. Музыкальные инструменты можно использовать и в других произведениях песенного репертуара. Например, в песне «Тихая сказка» (музыка Е. Попляновой, слова С. Маршака), предложив учащимся продублировать мелодию вступления и заключения песни на металлофонах, а в припеве — мягко подчеркнуть сильную долю на треугольнике. Более быстрому освоению детьми металлофона содействуют инструменты с цветными пластинами, что особенно позитивно в донотном периоде работы с детьми.

В некоторых песнях участие определенного инструмента зафиксировано композитором. В песне «Ручеек» Ю.Тихоновой используется колокольчик. Момент его вступления отмечен в нотах, учителю следует показать его ребенку взглядом и небольшим кивком головы, (см. пример 9).

Музыкальные инструменты целесообразно использовать и в музыкально-ритмическом движении. Например, ложки, трещотки — в русских народных плясках, бубен — в тарантелле. Также возможно инструментальное исполнение учащимися отдельных произведений, предназначенных для слушания, и, в частности, пьес из цикла «Детская музыка» Прокофьева. Продумывая аранжировку, учителю следует:

— определить состав оркестра;

— распределить между инструментами различные элементы фактуры, исходя из характера музыки. Основное условие при этом — дости-

Музыкально-инструментальная деятельность детей - student2.ru

Музыкально-инструментальная деятельность детей - student2.ru

жение хорошей прослушиваемости голосов, рельефности и глубины оркестрового звучания;

— записать вариант аранжировки в виде партитуры.

Наряду с организацией оркестрового музицирования на уроках музыки целесообразно обращение к ансамблевому музицированию, и н частности, игре на фортепиано в 4 руки. Задачей такого вида исполнительства, согласно Кабалевскому, является привлечение учащихся к исполнению вместе с учителем ярких, образных произведений, технически несложных и небольших по объему. Например, детям предлагается исполнить русскую народную песню «Во поле береза стояла» в четыре руки с учителем. Разумеется, предварительно ребенку показываются клавиши, способ звукоизвлечения и задается темп, после чего ученик играет вступление и продолжает свою партию в ансамбле с учителем.

Распространенным явлением в наши дни стало обучение детей н| уроках музыки игре на свирели. Существует методическое пособие «Играем на свирели, рисуем и поем» А. И. Конч, целью которого является научить детей музицировать на свирели по цифрам и через инструментальное исполнение развить координацию голоса и слуха (см. пример 10).

А. И. Конч предлагает следующую последовательность разучивания пьесы:

— прочитать текст;

— прохлопать в ладоши ритмический рисунок песни, проговаривая графическое изображение ритма;

— аккуратно, сдерживая дыхание, проиграть мелодию, слушая звук: добиться красивого мелодичного звучания;

— играя на одном звуке, палец не поднимать, добиться звучания мелодии дыханием.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Познакомьтесь с публикациями Т. Э.Тютюнниковой1 по использованию идей К.Орфа в организации инструментального исполнительства детей. К семинару подготовьте ответы на следующие вопросы:

________________

1Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. — М., 2000.

— Что вы знаете об инструментарии К.Орфа?

— Знакомы ли вы с опытом отечественных педагогов-музыкантов по использованию идей К.Орфа в практике организации музыкально-исполнительской деятельности на элементарных музыкальных инструментах?

— Какие из методов работы К.Орфа по организации детского оркестра вы хотели бы использовать в своей педагогической деятельности и почему?

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Исполните с сокурсниками русскую народную песню «На юленом лугу», использовав ударные инструменты — трещотки, ложки, бубны, бубенцы, коробочку во вступлении и заключении (свободная импровизация), а также духовые — либо свирели, либо свистульки. Духовые инструменты во вступлении не играют, только в заключении (свободная импровизация) и в самой песне на словах «Их-вох!» (исполняется два звука, ритмизируя «ду-ду»).

2. Сделайте для работы с младшими школьниками аранжировку «Марша» Прокофьева из цикла «Детская музыка». Можете использовать хроматические металлофоны, «вермоны», треугольник, барабаны, тарелки, бубны, коробочку1.

3. Проанализируйте методическое пособие «Играем на свирели, рисуем и поем» Конч.

Исполните на свирелях предлагаемые произведения2 (см. примеры II

и 12).

Музыкально-инструментальная деятельность детей - student2.ru

4. Исполните в 4 руки с сокурсниками, инициируя работу с учащимися 2 класса, белорусскую народную песню «Перепелочка» (программа Кабалевского).

__________

1 Партия любого ударного инструмента записывается на одной линейке («нитке»).

2 Цифровая запись А. В. Зарубы.

5. Ярким примером удачного использования металлофона и треугольника в пении является аранжировка песни «Скворушка прощается» (музыка Т. Попатенко, слова М.Ивенсен), с которой дети знакомятся в 3 классе (программа Кабалевского). Обратившись к хрестоматии, исполните песню согласно предлагаемой партитуре. В игре на металлофоне не забудьте о мягкой кисти руки, а также специфическом «туше» — палочка должна отскочить от пластинки, в противном случае звук не будет полетным. Треугольник следует держать, используя небольшой шнур, не касаясь рукой инструмента, так как это скажется тут же тусклым и невыразительным звучанием. Ударять палочкой по треугольнику не следует слишком сильно, достаточно мягкого движения.

Наши рекомендации