Раздел II. Арт-терапия в работе психолога

Тема 1. Диагностические аспекты арт-терапии.

Изобразительная творческая деятельность рассматривается в арт-терапии изначально как терапевтический процесс. Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников арт-терапевтической работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности.

Личность, в свою очередь, характеризуется как сложное, динамическое, пластичное образование, которое склонно к непрерывным изменениям её составляющих. Исследование этих процессов далеко не всегда поддается формализации, так как затрагивает разные характеристики психической деятельности, включая сферы сознательного и бессознательного. Поэтому диагностика требует привлечения соответствующих системных и нелинейных по своей природе процедур.

В арт-терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством спонтанного творчества. В результате, легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс.

Основной диагностический материал – изобразительная продукция. В какой-то мере это сближает арт–терапию с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы даже выделяют в качестве самостоятельной разновидности – проективную арт–терапию.В других публикациях отмечается принадлежность арт-терапии к группе экспрессивных проективных методов. Вместе с тем арт–терапия – это более глубокий феномен.

Арт–терапевтическая интерпретация работ не является самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя основы такой работы присутствуют. Приоритетные формальные составляющие – размер, форма, цвет, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества.

Арт–терапевтическая диагностика невозможна в отсутствие клиента. Вместо независимой интерпретации формальных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, использует разнообразные речевые стратегии, отслеживает особенности его мимики, движений, невербальной звуковой экспрессии и других реакций.

Необходимо отметить и то, что арт-терапевтическая интерпретация в отличие от проективных графических методов сопровождается обратной вербальной связью, основанной на рефлексии самого «художника», побуждающей его к самостоятельному осознанию содержания внутреннего мира. Приоритетны ориентиры на собственные ассоциации автора изобразительного продукта, его невербальное поведение и вербальную экспрессию.

Поскольку арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации с помощью символического языка образов, ключевым моментом являются принципы интерпретации символической экспрессии, сформулированные представителями аналитического направления (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007).

1.Принцип детализации требует учета не только общей структуры, но и деталей образа, включая его цветовые, связанные с использованием конкретных оттенков и их сочетаний, а также фактурные характеристики. Учитываются все детали: расположение элементов изображения на листе, размер изображения, особенности линии, используемые изобразительные материалы и их физические и символические свойства, отсутствующие детали образа и т. д.

2.Необходимость учета контекста, в котором происходит формирование образов и их воплощение в продуктах изобразительной деятельности: внутренние и внешние факторы, например, степень психологической защищенности клиента, его мировоззрения, стадии психотерапевтического процесса и др. Контекст анализа также может быть расширен за счет принятия во внимание того, какие сны снились клиенту в последнее время, фантазировал ли он, занимался ли какой-либо творческой деятельностью и каково было ее содержание.

3.Важность феноменологического исследования, которое может проявляться в чувственном «проникновении» в образ, созерцании работы, при котором внимание также направлено на телесные ощущения, эмоциональные и ассоциативные реакции на работу. Феноменологическое исследование по возможности должно быть достаточно глубоким и всесторонним и предполагать концентрацию на деталях.

4.Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов, в особенности, если они имеют символический характер. Данный принцип предполагает исследовательскую позицию арт-терапевта в процессе совместного с клиентом раскрытия возможных значений образов и использования целого набора гипотез, позволяющего рассмотреть разные варианты психологического толкования изобразительной продукции. Один и тот же образ может включать несколько «слоев» значений. Некоторые значения образа будут связаны с биографическим материалом, то есть с прошлыми или текущими событиями в жизни клиента, и отражать связанные с актуальными для него отношениями проблемы и возможные способы их разрешения. Другие же значения могут раскрывать более глубокий слой психического, в том числе, перинатальный и трансперсональный опыт и проявления архетипов коллективного бессознательного.

5.Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора. Кработам клиента следует отнестись как к символическому выражению того «лекарства», которое не привносится в его психику извне, но создается ею же самой через творчество.

В рамках курса студенты знакомятся с диагностическим потенциалом арт-терапии на примере метода «Мандала». Подробно описание метода представлено в работе, выполненной под редакцией А.И.Копытина, Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» (2011).

Работа осуществляется в два этапа: создание индивидуальных мандал и собственно диагностическая работа, осуществляемая в парах и микрогруппах. Для корректного осуществления диагностики с учетом обозначенных выше принципов важно присутствие «наблюдателей».

«Мандала» в переводе с санскрита означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддистскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности. Как изобразительная техника Мандала – это рисунок в круге.

В качестве инструмента психологической интеграции и оценки к анализу рисунков в круге впервые стал обращаться К. Юнг, который предположил, что проявляющиеся в сновидениях, фантазиях и рисунках клиентов круглые или сферические образы могут отражать особенности процесса индивидуации с характерными для него фазами. Использование мандал в арт-терапевтической практике и психологических исследованиях тесно связано с работой группы американских арт-терапевтов, возглавляемых Дж. Келлог.

Перед началом работы целесообразно обсудить свое отношение к символике круга, используемой в разных культурах. На первом этапе участники обозначают на листах формата А3 контуры круга карандашом и открыть краски. Далее ведущий предлагает принять удобную позу, расслабиться, сфокусироваться на дыхании. Начало создания мандалы может быть связано с образом, который проецируется некоторыми участниками на поверхность листа, а может быть связано со спонтанным движением руки. Рекомендуется рисовать сразу красками.

В процессе рисования важно обращать внимание на телесные ощущения, эмоциональные реакции и ассоциации, спонтанно возникающие по ходу работы и просто «позволять им быть». На создание мандалы отводится 40 минут. В конце важно дать название полученному изображению. После окончания работы участники обязательно делятся эмоциями, ощущениями и ассоциациями (вербальная обратная связь). Дома рекомендуется сделать запись в рефлексивном дневнике.

На этапе диагностики (второй этап) основной задачей является детальный анализ изображений в круге с учетом существующих критериев. Обращаем внимание на следующие особенности:

1. Общая композиция и цветовая гамма.

2. Наличие центра и границ; цвет, форма, структура, последовательность изображения.

3. Асимметрия.

4. Признаки стадий «Большого круга Мандалы».

5. Анализ используемых символов.

Подобная работа довольно трудоемка и может занимать до 1,5часов. Результаты обсуждаются в группе. Особое внимание необходимо уделить поиску ресурсов индивидуальных мандал, которые обнаружены в ходе работы.

Тема 2.Арт-терапевтический тренинг.

Современное использование арт-технологий в групповой работе базируется на методологии групповой арт-терапии. Д.Уоллер пишет о двух основных моделях интерактивной арт-терапии – групп - интерперсональной и групп-аналитической (А.ИКопытин, 2006; К.Рудестам, 2006).

Интерперсональная модель базируется на теоретических разработках С.Салливена, Б.Ратигана и М.Эйвлайна, И.Ялома и др. и связана с фундаментальным представлением о том, что взаимодействие человека с окружающими формирует характерные поведенческие паттерны, являющееся предметом исследования и изменений в групповом процессе. Осознание человеком собственных реакций на других людей в ситуации "здесь и сейчас" выступает отправной точкой коррекции. Особую роль приобретают обратные связи и их принятие. Готовность участников группы брать ответственность за свои чувства и их желание менять собственное поведение являются дополнительными условиями достижения изменений.

Аналитическая модель групповой арт-терапии тесно соприкасается с теорией групповой аналитической терапии. Данная модель в большей степени учитывает прошлый опыт участников, уделяя внимание в «здесь и сейчас» феномену переноса. Ведущий планирует работу с учетом преодоления сопротивления участников группы.

Групповая арт-терапия: - позволяет развивать ценные социальные навыки;

- связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы;

- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

- позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности;

- повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности.

Групповая арт-терапия отличается от индивидуальной тем, что меньше зависит от арт-терапевта; предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы; требует от участников группы определенных коммуникативных навыков и способности адаптации к групповым нормам; требует от арт-терапевта опыта групповой психокоррекционной работы.

Арт-терапевтическая группа – это система отношений, которая отличается открытостью и способностью к саморазвитию и обладает такими системными свойствами как наличие информационных каналов обратной связи, способности к целеполаганию и др. Основными элементами арт-группы являются: участники, создаваемые визуальные образы и ведущий (арт-терапевт). Визуальные образы выполняют функцию инструментов внутрипсихической разноуровневой коммуникации.

Арт-терапия — полифункциональный метод психокоррекционной, групповой работы, способствующий изменению и развитию индивидуально-психологических особенностей и особенностей межличностных отношений человека. Он может применяться в целях психопрофилактики, психокоррекции и обучения. При выборе конкретных арт-терапевтических методик необходимо учитывать целевые установки группы и ее предыдущий опыт. Наиболее подробно структура и методология арт-тренинга представлена в работе Н.Е.Пурнис «Арт-терапия в развитии персонала» (2008). Арт-терапевтический модуль складывается из трех этапов: введение, или «разогрев»; основная часть; заключительный этап, что соответствует этапам арт-терапевтического процесса. Программа арт-терапевтического тренинга может состоять из различных блоков упражнений, имеющих свои цели и задачи. Наиболее часто используются в тренингах сопровождения персонала следующие тематические блоки: развитие «Я концепции», развитие коммуникативных процессов, развитие креативности, развитие эмпатии, развитие эмоциональной устойчивости, развитие рефлексии (Н.Е.Пурнис, 2008). В методическом тренинге мы отталкивались от задачи познакомить с различными способами работы: индивидуальная с последующим обсуждением в группе, работа в парах, групповая. Универсальность ряда арт-техник позволяет участникам работать практически с любыми личными задачами, в том числе, не озвучивая их в группе. На наш взгляд, для арт-тренингов, глубинных, по своей природе, важно чтобы степень самораскрытия регулировалась самими участниками.
Арт -терапевтические техники, приемы и упражнения легко осваи­ваются и без труда воспроизводятся специалистами, используются в процессе обучения, встраиваются в психопрофилактические, психокоррекционные системы. Подробные перечни техник и упражнений, используемых в групповой арт-терапии, с изложением основ методологии даны в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой (2003), Н.Е.Пурнис (2005, 2008), В. Л. Кокоренко (2005), А. И. Копытина (2008, 2010), Л.Д.Лебедевой (2008).. Ведущему арт-тренингов важно помнить о возможных побочных эффектах: 1. Психотические переживания участников (от чрезмерно яруих эмоциональных реакций до галлюцинаций). 2. Нарушения поведения (особенно, в подростковых группах). 3. Эстетическое вздутие: восторг от красоты визуального образа мешает воспринимать его психологическое содержание. Свойственно лицам с истероидным радикалом. 4. Обострение соматических реакций. 5.Дереализация – восприятие мира в сказочном свете, эйфория. Побочные эффекты арт-тренингов возникают в случае нарушения «техники безопасности». Основное – выход за временные рамки, несоблюдение перерывов для отдыха и релаксации, сто приводит к переутомлению. Максимальное время арт-тренинга – 8 академических часов в день при условии, что у участников нет другой интеллектуальной нагрузки. Блоки тренинга, включая обсуждения и обратную связь – не более 1,5 астрономических часов. Перерывы – минимум 15 минут, во время которых не рекомендовано стихийное обсуждение процесса. Согласно регламенту, в конце каждого занятия группа занимается активной уборкой помещения, что способствует возвращению в реальность. Еще одна из причин побочных эффектов – незнание анамнеза участников группы и подбор упражнений, провоцирующих чрезмерно болезненные переживания, которые более уместно было бы отреагировать в режиме индивидуальной работы. Не рекомендуется использовать в малоизвестных группах в качестве материалов глину, а также техники перформанса, маски. Важно обратиться к личной ответственности взрослых участников группы за экологию собственного состояния и своевременно сообщать о соматической симптоматике в процессе ведущему, что позволяет внести своевременные коррективы в тренинговый процесс. Опыт автора показывает, что в 100% случаев обращений по поводу ухудшения самочувствия в процессе работы, состояние удается скорректировать довольно быстро. Так, основная причина головных болей на начальном этапе арт-тренингов в методических группах – старательная попытка понять и проинтерпретировать художественную экспрессию (и не только свою, но и соседа). Осознание, что визуальный образ невозможно понять с помощью линейных логических схем приводит не только к снятию симптомов в тренинге, но и часто к уменьшению головных болей в обычной жизни участников. Наиболее часто используемым упражнением в арт-тренинге является создание коллажей. Коллаж - «искусство клееных картинок» (от французского слова «соllаjе» — наклеивать). К достоинствам данной техники относятся следующие: · в большинстве случаев не вызывает сопротивления; · результаты информативны; · не требует изобразительных способностей; изготовление коллажа помогает преодолеть си­туативную тревожность человека и робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений; · большие диагностические возможности; · возможна экологичная реконструкция; если какая-то деталь коллажа перестала устраивать, ее можно заменить и переклеить. · многовариантность тем. Коллаж — это наклеивание или прикрепление какого-либо материала (ткани, бумаги, газетных вырезок) на плоскость таким образом, чтобы получилась композиция или картина. Иногда коллаж дополняют рисунком, живописью, словами и фразами. Для коллажа подходят самые разные материалы: бумага (гофрированная, папиросная, чертежная, оберточная, старые открытки, газеты, салфетки, обои), ткань (хлопок, шерсть, фланель, шелк, кружево), мягкие материалы (перо, вата, кусочки меха), грубые материалы (стальная стружка, наждак, губка). Можно использовать и другие предметы. Основной материал — иллюстра­ции из глянцевых журналов, календарей, еженедельников, любых изданий с картинками и фотографиями. В нашем курсе мы используем классический вариант коллажа, для которого необходимы следующие материалы: лист формата А3, глянцевые журналы, ножницы, клей. Можно предложить использовать краски для итоговой прорисовки фона, что делает композицию более законченной для некоторых участников. Работа делится на три этапа, после чего обязательно обсуждение полученных визуальных композиций. Время каждого этапа фиксировано. Первоначально участникам предлагается групповое обсуждение общей темы коллажа для настройки на работу. Рекомендуемая тема «Моя реальность, планы и мечты» довольно широка и универсальна для различных групп. Первый этап – подбор образов и предварительная раскладка композиции (30-40 минут). Здесь необходимо настроится на правополушарную работу и выбирать образы из журналов на основе эмоционального отклика, который они вызывают, а не на основе логических умозаключений. Задача участников – выбирать «максимально вдохновляющие картинки и надписи», а затем раскладывать их на листе, опираясь только на чувство внутренней гармонии. На данном этапе приклеивание неприемлемо. Рекомендуется начинать работу медленно, не торопясь, в соответствии с этапами художественной экспрессии. Контакты между участниками группы не приветствуются. Второй этап – перерыв (3-5минут). Разглядывание множества картинок в течение длительного времени приводит к некоторому утомлению, и для завершения работы необходимо переключение и отдых. Во время перерыва важно выйти из аудитории, пройтись по коридору, прислушаться к своему самочувствию. Общаться с коллегами также не рекомендуется. Третий этап – оформление коллажа (20 минут). После перерыва важно посмотреть «свежим взглядом» на раскладку картинок и внести соответствующие коррективы (около 70% участников меняет композицию после перерыва, находит более удачные для себя способы оформления). В итоге работы рекомендуется дать название полученному коллажу. Минимум 10% участников группы не укладывается в отведенные временные рамки, поскольку увлечены творческим процессом. Важно понимать, что превышение лимита времени чревато эмоциональным перегоранием и утомлением. Рекомендуется завершить работу согласно принципу Оккама – не преумножайте сущности сверх необходимого – и помнить о возможности доделать работу дома. Если соблюдаются все правила создания коллажа, участники получают высоко позитивный эмоциональный опыт, сохраняют свои произведения и используют их в дальнейшем для поддержания ресурсного состояния. Данное упражнение целесообразно проводить на завершающем этапе тренинга, поскольку оно логично способствует процессам терминации.  
Список литературы: 1. Богданович В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы.- М.: Золотое сечение, 2008. – 224с. 2. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. – М.: Когито-центр, 2008. – 288с. 3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008 – 256с. 4. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. – СПб.: Речь, 2008 – 176с. 5. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010 – 336с.   Дополнительная литература 6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М.: Прометей, 1994 – 352с. 7. Арт-терапия. Диалог: Россия-Великобритания. – М.: Островитянин, 2008 – 292с. 8. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под. ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002 – 224с. 9. Арт-терапия – новые горизонты / Под. ред. А.И.Копытина. – М., 2006 10. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. –М.:Эксмо-пресс, 2002. – 253с. 11. Бузда А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника – М.: АСТ, Астрель, 2002. – 288с. 12. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1988. 13. Дженнингс С. Сны, маски, образы. Практикум по арт-терапии. – М.: Эксмо, 2003 – 380с. 14. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под. ред. А.И.Копытина. – СПб.: Психотерапия, 2011 – 144с. 15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 390с. 16. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий – СПб.: Речь, 2005 – 101с. 17. Корт Б., Копытин А.И. Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия. – М.: ИПиКП, 2007 – 144с. 18. Копытин А.И. Арт-терапия женских проблем. – М.: Когито-центр, 2010 – 270с. 19. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – Спб.: Лань, 1999. – 252с. 20. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003 21. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2001 – 224с. 22. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Речь, 2002 – 366с. 23. Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. – М.: Изд-во Инст-та Психотерапии, 2006 – 96с. 24. Малкиоди К. Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию. – М.: София, 2004. – 272 с. 25. Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учебное пособие / Под.ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2007 -277с. 26. Платонова О.В. Арттерапия в художественном музее. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 144с. 27. Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – СПб.: Речь, 2008, 208с. 28. Пурнис Н.Е., Арт-терапия. Искусство архитектуры. Практикум. – СПб.: Соларт, 2005 29. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2006. – 377с. 30. Серов В.Н. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб.: Речь, 2004. – 672с.  
 
 
 

Наши рекомендации