ПоэзияXIXвека о роднойприроде

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский.«Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»,«Весен­ние воды», «Есть в осени первоначальной...»

А.А. Фет. «Чудная картина...»

Теория литературы:лирика природы; образ-пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.

Универсальные учебные действия:определение значения непонятных слов; подбор ключевых слов; составление опорных словосочетаний и небольших тезисов; иллюстрирование; групповая исследовательская работа с текстом; прослушивание музыкальных произведений.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( сопоставление поэтических текстов); музыка (романсы на стихи Ф.И.Тютчева, Е.А.Баратынского); изобразительное искусство (репродукции картин И.И.Шишкина, В.Д.Поленова, А.К.Саврасова, К.Е.Маковского; иллюстрации, рисунки учащихся).

Метапредметные ценности: формирование этических и эстетических представлений на материале русской лирики о природе.

Краеведение:стихи о природе поэтов родного края (XIX век).

Творческая работа:устная иллюстрация; рассуждение «Почему я выбрал это стихотворение).

Возможные формы внеурочной деятельности:час поэзии в литературной гостиной.

Внедрение:рукописный сборник стихотворений о природе родного края.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы:эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); инверсия, риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.

Универсальные учебные действия:выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, работа со словарем (характеристика военной лексики); работа с иллюстрациями;, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; творческая работа «На Бородин­ском поле», работа с таблицей; конструирование диалога; составление кадров кинофильма (мультфильма, презентации).

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( стихотворения об Отечественной войне 1812 года); изобразительное искусство ( портрет М.Ю.Лермонтова, военная галерея Зимнего дворца; панорама Ф.Рубо «Бородинская битва»; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года); история.

Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств на примере героического сражения при Бородине, нашедшем отражение в стихотворении М.Ю.Лермонтова.

Краеведение:жители нашего края –участники Отечественной войны 1812 года.

Творческая работа:подбор вопросов для литературной игры или викторины; сценарий компьютерной презентации (или мультфильма) «Поле славы в поэзии и живописи» или сочинение «Путешествие на поле славы».

Возможные формы внеурочной деятельности:литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы – Москва»; «на поле Бородина» и др.); заочная экскурсия «Панорама Ф.Рубо «Бородинская битва».

Внедрение:составление и тиражирование презентации «Поле русской славы».

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд, обрядов и поверий; образы и сюжетповести. Зло и добро в повести.

Теория литературы:мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; юмор; комизм; сюжет; ху­дожественная деталь, автобиографическая деталь; портрет, речевая характеристика.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с материалами учебника; составление цитатного плана; краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; работа с таблицей; подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование, инсценирование.

Внутрипредметные и межпредметные связи:книговедение (различные издания повести Н.В.Гоголя); лингвистика ( малороссийский язык); изобразительное искусство ( портреты, репродукции картин К.А.Трутовского, А.Г.Венецианова, Ф.Моллера, А.А.Иванова, В.Е.Маковского, А.М.Каневского, А.П.Бубнова); скульптура ( памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.А.Андреева).

Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о значении малой родины в жизни человека, о вере и о победе добра над злом.

Краеведение:литературная викторина «На родине Н.В. Го­голя».

Творческая работа: изложение с творческим заданием, словесное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности:написание сце­нария, инсценирование фрагментов повести.

Внедрение: книжная выставка.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные. Об­раз Герасима. Тематика и социально-нравственная проблематика произведений писателя. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы:рассказ; тема (углубление представлений); образ, протопит, стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений), эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: лексическая работа, краткий выборочный пересказ, художественный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть, сообщение; письменный рассказ о герое.

Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство ( иллюстрации А.И.Куликова, И.И.Пчелко; репродукции картины Н.Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта», рисунки учащихся); кино (экранизация рассказа И.С.Тургенева); история (крепостное право).

Метапредметные ценности:формирование представлений о положении крестьян в период крепостного права.

Краеведение:тургеневские места России.

Творческая работа:создание устного портрета героя; иллюстрации учащихся; викторина; письменный рассказ о герое; творческий проект.

Возможные виды внеурочной деятельности:заочная литературно-краеведческая экскурсия в Спасское-Лутовиново.

Внедрение:создание компьютерной презентации для заочной экскурсии «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.». Судьба русской женщины.

Теория литературы:фольклорные элементы в художе­ственном произведении; эпитет, сравнение; риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция ( развитие представлений); образ ( развитие представлений); ритм, рифма, стих, строфа.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение, подбор ключевых слов для рассказа о герое, ра­бота со словарями; сообщение; работа с иллюстрациями и репродукциями; составление цитатного плана; прослушивание романса и народной песни.

Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство ( иллюстрации А.И.Лебедева и эскиз иллюстрации В.А.Серова к стихотворению «крестьянские дети»; репродукции картин А.Г.Венецианова «Захарка», «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва», В.Е.Маковского «Игра в бабаки», И.С.Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу…»); музыка ( народная песня «Вот мчится тройка почтовая…»; А.И.Дюбуа «Тройка»; М.В.Коваль «Тройка»); история (1861 год).

Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о жизни и судьбе детей и женщин в дореформенной России XIX века.

Краеведение:страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Творческая работа:исследовательская работа с текстом; коллективный творческий проект; подбор иллюстративных материалов для устного журнала.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям и героям.

Теория литературы:рассказ;портрет (развитие представлений);контраст, конфликт; сюжет и фабула, фабульные элементы; экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие представлений).

Универсальные учебные действия:различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, художественный пересказ эпизода; словесное рисование; исследовательская работа с текстом; сообщение; сочинение; письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство ( Иллюстрации Ю.Н.Петрова, М.С. Родионова, А.В.Кокорина; выставка-конкурс рисунков учащихся); история (присоединение Кавказа к России.

Метапредметные ценности: формулирование этических представлений, связанных с темой, проблематикой и идеей рассказа «Кавказский пленник».

Краеведение:материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).

Творческая работа: сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?; индивидуальный творческий проект: составление словарной статьи «Творческая история произведения».

Возможные виды внеурочной деятельности:литературно-художественная выставка «Л.Н.Толстой в Ясной Поляне».

Внедрение:создание электронного словаря литературоведческих терминов на основе словарных статей, написанных учащимися.

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказы «Пересолил»,«Злоумышленник»:темы; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: рассказ;юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; комизм; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация; диалог.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; характеристика эпизода, героя, сопоставительная характеристика героев; различные виды чтения и комментария; сообщение; письменный отзыв; формулировка микровыводов и выводов; пересказ юмористическо­го произведения от другого лица, исследовательская работа с текстом; подготовка вопросов и заданий для экспресс-опроса; ответы на вопросы по личным впечатлениям и наблюдениям.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (типы комических персонажей); изобразительное искусство (О.Э.Браз. Портрет А.П.Чехова; иллюстрации К.Ротова к рассказу «Злоумышленник»; рисунки учащихся).

Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о человеке и его поступках.

Краеведение:«По чеховским местам (Мелихово)».

Творческая работа:написание словарных статей «Ирония», «Юмор».

Возможные виды внеурочной деятельности: коллективный исследовательский проект.

Внедрение: создание компьютерной презентации «Чеховское Мелихово»; включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.

Из литературыXXвека

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихо­творения; второй смысловой план в стихотворении. Рассказы«В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей, образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы:стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений), метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос, исследовательская работа с текстом.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( главные и второстепенные персонажи, первый и второй планы в художественном произведении; ) , изобразительное искусство ( репродукции картин К. Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», Б.М. Кустодиева «Масленица»).

Метапредметные ценности:формирование представлений о семье, о роли книги в духовной жизни семьи; о человеке и природе.

Краеведение:заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Литературный Орел».

Творческая работа:написание словарных статей «Образ-пейзаж», «Образ-персонаж», «Образы животных»; коллективный творческий проект.

Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей; создание компьютерной презентации «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство героя; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы:тема, эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст;, деталь, эпитет; прототип, персонаж.

Развитие речи:пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; сообщение; пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( Л.Н.Андреев «Татьянин день» (отрывок); В.А.Гиляровский «Москва и москвичи» (отрывки)); изобразительное искусство (портреты Л.Н.Андреева работы И.Е.Репина, В.А.Серова; репродукция картины В.Е.Маковского «Свидание»; иллюстрации учащихся).

Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о добре, доброте, сострадании, чуткости.

Творческая работа:словесное рисование; составление словарных статей («Тема», «Эпизод», «Финал»).

Возможные виды внеурочной деятельности:заочная экскурсия в музей писателя.

Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы:рассказ, финал, деталь, сравнение, эпитет, портрет героя (расширение и углубление представлений).

Универсальные учебные действия: пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; словесное рисование; сообщение, характеристика персонажа; лексическая работа; составление цитатного плана.

Внутрипредметные и межпредметные связи:литература ( статья А.И.Куприна «Памяти Чехова»); русский язык; изобразительное искусство (иллюстрации учащихся).

Метапредметные ценности:формирование представлений о природе и человеке.

Творческая работа:устный портрет героя (словесное рисование); отзыв-впечатление.

А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

Теория литературы:антитеза, пейзаж, цветопись.

Универсальные учебные действия:выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, письменный отзыв о стихотворении; сопоставление двух поэтических произведений; работа с иллюстрациями и репродукциями; подготовка сообщения.

Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (репродукции картин И.И.Левитана «Стога. Сумерки», «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня», иллюстрации учащихся).

Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о семье, о роли книги книги в жизни человека, о природе.

Краеведение:подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

Творческая работа: составление словарной статьи «Антитеза»; творческий проект «Блоковские места России».

Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи; компьютерная презентация «Петербург Александра Блока» или «В блоковском Шахматове»..

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. А. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » . Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы:образ,эпитет, метафора, сравнение, олице­творение, ассонанс, аллитерация (развитие представлений о понятиях), неологизм..

Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть, цитатный план, сопоставление двух стихотворений разных авторов о природе; подготовка сообщения; работа с учебником; работа с иллюстрациями и репродукциями; исследовательская работа с текстом.

Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»); художественные и документальные фотографии; музыка.

Метапредметные ценности:развитие мировоззренческих представлений о малой и большой Родине, о природе.

Краеведение:заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Константиново — Москва».

Творческая работа: составление словарной статей «Эпитет», «Метафора», «Сравнение», «Олицетворение»; подбор биографических и иллюстартивных материалов для поэтической гостиной.

Возможные виды внеурочной деятельности:поэтическая гостиная: стихи о природе.

Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей; оформление и проведение заочной экскурсии «Константиново - Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы«Ни­кита», «Цветок на земле».Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Теория литературы: тема; идея; фантастика (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; рассказ о писателе, подготовка сообщения; работа с рефлексивной таблицей; исследовательская работа с текстом; характеристика образа-персонажа; художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины А.А.Пластова «Сенокос»; иллюстрации Л.П.Дурасова; рисунки учащихся).

Метапредметные ценности:развитие мировоззренческих представлений о мире и человеке (радость и беда; добро и зло).

Творческая работа:устное сочинение-рассуждение «Мир глазами Никиты»; написание словарной статьи «Идея» для электронного словаря литературоведческих терминов.

Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы:сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, побывальщина, афоризм.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, сообщение; работа с рефлексивной таблицей; работа с учебником; составление цитатного плана.

Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (иллюстрации художника В.П.Панова к сказу «Каменный цветок»; репродукция картины В.В.Переплетчикова «Урал»; рисунки учащихся).

Краеведение:Екатеринбург П.П. Бажова.

Творческая работа:рассказ о событиях от лица участника.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Универсальные учебные действия:выразительное чтение по ролям; работа с учебником ( составление плана статьи учебника); работа с иллюстрациями и репродукциями; художественный пересказ; подготовка сообщения; составление комментариев к книжной выставке.

Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство ( иллюстрации И.М.Семенова и А.М. Лаптева; репродукция картины В.Г.Перова «Охотники на привале»; рисунки учащихся0.

Творческая работа:викторина; создание мультфильма.

Возможные виды внеурочной деятельности:книжная выставка; творческий проект; создание мультфильма.

Внедрение:показ мультфильмов на родительском собрании.

В.П.АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.

Теория литературы:художественная идея, тема, сюжет, композиция.

Универсальные учебные действия:выразительное чтение; исследовательская работа с текстом; художественное рассказывание; пересказ от другого лица; ответ по плану; подготовка сообщения; составление тезисов; работа с иллюстрациями художников.

Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (рассказы «Никита» и «Васюткино озеро»); изобразительное искусство (иллюстрации С.Н.Сюхина; рисунки учащихся); фотографии.

Метапредметные ценности:формирование представлений о необходимости естественной связи с природой, умения чувствовать природу и понимать ее, не теряться в трудных жизненных ситуациях, бороться за жизнь.

Краеведение:«В Овсянке В.П.Астафьева».

Творческая работа:иллюстрации учащихся; рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной».

Возможные виды внеурочной деятельности:заочная экскурсия по сибирским адресам писателя.

Внедрение: создание слайдов презентации к заочной экскурсии; проведение экскурсии для учащихся школы; издание сборника рассказов учащихся «Это было со мной».

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Теория литературы:юмор (развитие представлений), просторечия, синонимы; сравнение, эпитет.

Универсальные учебные действия:лексическая работа; пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение, составление плана статьи учебника; выразительное чтение по ролям; оформление руфлексивной таблицы; исследовательская работа с текстом; сочинение; дискуссия.

Внутрипредметные и межпредметные связи:литература ( произведения Ж.Верна, М.Рида; мир детей и детства в изученных произведениях).

Возможные виды внеурочной деятельности:инсценирование ; диспут «Что есть доброта?»

Наши рекомендации