Глава I. От мифа к фэнтезийной литературе

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Лечебный факультет

Кафедра философии

Курсовая работа по философии

АНАТОМИЯ ФЭНТЕЗИ:

ИСТОКИ, ЛИДЕРЫ, ФИЛОСОФИЯ ЖАНРА

Исполнитель:

М.Ю. Ильин — 1 группа 2 курса лечебного факультета.

Научный руководитель:

докт. филос. н., докт ист. н., проф. С.П. Щавелёв.

Дата сдачи курсовой работы:________

Оценка: _______

Подпись руководителя: _______

Курск

2015–2016 учебный год

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3

Глава I. От мифа к фэнтезийной литературе………………...……...6

§1. Миф…………………………………………………………..….…6

§2. Легенда………………………………………………………….…7

§3. Сказка………………………………………………………...……8

§4. Фэнтезийная литература…………………………………………9

1.

2.

Глава II. Основатели и лидеры фэнтези……………………….…..11

§1. Дж.Р.Р. Толкин…………………………………………….…….11

§2. А. Сапковский…………………………………………………....14

§3. Дж. Мартин…………………………………………………..…..16

Глава III. Философия фэнтези……………………………………....18

§1. Добро и Зло………………………………………………….…...18

1.1. Антиномия Добра и Зла у Толкина…………………..…......19

1.2. «Тьма с Востока» …………………………………..….…......23

1.3. «Меньшее зло» А. Сапковского……………….………....….26

§2. Законы гостеприимства……………………………….…….…...28

§3. Загадки в темноте……………………………………….…….....40

§4. Бегство от реальности? ……………………………….…………43

Заключение………………………………………………….………..49

Список литературы………………………………………….…...…..51

Введение

Каждый из нас в течение своей жизни сталкивался с жанром литературы «Фэнтези» или его прямыми предшественниками. С большой вероятностью можно утверждать, что это были сказки, которые в детстве старшие рассказывали нам. В то время они казались занимательными историями, и мы вряд ли догадывались, что эти сказки несут в себе следы древнейших мифологем. Но именно в «бабушкиных» сказках можно впервые столкнуться с по-настоящему философскими вопросами: о природе Добра и Зла, правильном выборе, основах морали.

В более старшем возрасте в школе на уроках литературы мы встретились с мифами, которые причудливым образом объясняют природу глобальных и не очень вещей. Однако в условиях современной реальности, где жанр фэнтези достиг огромной популярности, следующим пунктом может быть не знакомство с фэнтезийной литературой, к примеру, Профессора, а прогулка по улицам Новиграда с Геральтом, управляемым джойстиком (при этом даже не зная ничего о личности А. Сапковского), или просмотр замечательных экранизаций Питера Джексона. По-своему это тоже неплохо, ведь таким образом мы можем открыть иные стороны персонажей книг, а игровая и киноиндустрия вследствие своей массовой направленности может «спровоцировать» к изучению фэнтезийной литературы новых адептов. Но в условиях несформированного правильного представления о сути жанра фэнтези невольно подкрадывается вопрос — а будет ли изначальный замысел автора литературного произведения верно понят, не скроется ли смысл за «пестрой картинкой»?

В стенах высшего учебного заведения мы встречаемся с таким предметов как философия. В процессе изучения нам открываются мысли представителей философской мысли различных направлений, школ и эпох. Благодаря им, те «детские» вопросы, которых говорили нам сказки, открываются в новом свете.

Ответы на них можно найти, читая фэнтезийные книги, где персонажи попадают в сложные ситуации, подлежащие философскому рассмотрению. Оценивая успехи и неудачи этих персонажей, мы можем научиться выходится из затруднительного положения лучшим образом.

Резюмируя вышесказанное, можно смело говорить об актуальности изучения фэнтези как литературного жанра, стремительно набирающего популярность.

Объектом данного исследования выступает жанр литературного фэнтези в целом. Предметом — произведения Дж.Р.Р. Толкина, А. Сапковского, Дж. Мартина и философские вопросы, поднимаемые в них.

Цель работы — проследить за развитием фэнтези и выделить писателей, внесших наибольший вклад в него, установить наиболее общие истоки жанра, а также определить происхождение отдельных ключевых мотивов в произведениях Мастеров фэнтези. Проанализировать с философской точки зрения вопросы, поднимаемые в фэнтезийных произведениях.

В задачи представленной работывходят:

1) Рассмотреть понятия миф, легенда, сказка необходимых для понимания становления фэнтезийной литературы

2) Изучить биографии и основные работы таких мастеров фэнтези, как Дж.Р.Р. Толкин, А. Сапковский и Дж. Мартин.

3) Выделить в произведениях лидеров фэнтези наиболее существенные и актуальные философские вопросы, провести анализ их истоков и определить актуальность их исследования.

В настоящее время вопросам изучения литературного жанра «фэнтези» и его истоков уделено внимание большого числа как отечественных, так и зарубежных авторов книг и статей в Интернете. При написании данной работы мною были использованы ряд таких источников информации.

Большое внимание задачам и жанровым особенностям фантастической литературы уделено в эссе Дж.Р.Р. Толкина «О волшебных сказках» и статье А. Сапковского «Нет золота в Серых горах», в которой также говорится о современных проблемах развития фэнтези.

Ответы на многие вопросы, связанные с творчеством Дж.Р.Р. Толкина, причинами его популярности и мифологической основой произведений находятся в книге Альвдис Н. Рутиэн (псевдоним писательницы, профессора Института истории и культуры и исследователя творчества Толкина Александры Барковой) «Все тайны мира Дж.Р.Р. Толкина. Симфония Илуватара. Схожие задачи выполняет книга Кори Олсена « Хоббит: Путешествие по книге», помогая выделить наиболее существенные детали и ключевые моменты произведения Профессора, обратить внимания на недосказанности автора и особенности его мысли, «потерявшиеся» в переводе.

В книге Григория Бондаренко «Жизнь древних кельтов» представлена информация по кельтской и германо-скандинавской культуре и мифологии. Именно данные культурные и мифологические особенности в большой степени повлияли на творчество основателя жанра «фэнтези» Дж.Р.Р. Толкина, а следовательно, и на последующих выдающихся авторов, работающих в данном жанре.

Также жанру фэнтези и творчеству Толкина, в частности, уделено в интернет-энциклопедиях, крупнейшей из которых является «Арда-на-Куличках»: www.kulichki.com/tolkien.

Глава I. От мифа к фэнтезийной литературе

Жанр фэнтези, сложившийся в середине XX века, сегодня является одним из самых популярных и интересных явлений культуры. Для понимания и изучения феномена фэнтези необходимо, прежде всего, выяснить, какие элементы литературы и культуры послужили основой для возникновения нового направления.

Миф

Все исследователи жанра сходятся во мнении, что одной из этико-эстетических и структуро-полагающих основ литературного направления фэнтези является миф.

Миф — сказание о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвующих прямо или косвенно в создании мира, его элементов как природных, так и культурных.

Согласно другому определению, миф (от греч. Mythos – слово, сказание, предание) — сказание, воспроизводящее в вербальной форме архаические верования древних (и современных первобытных) народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, «духов» и т.д.[1]

Но прежде всего миф был необходим человечеству для объяснения необъяснимого на определенном уровне развития. В том, что молнии напрямую связаны с Зевсом, во времена античности никто не сомневался, ведь у людей было приемлемая версия.

Как правило, при рассмотрении мифа как первоисточника фэнтезийной литературы, наибольшее внимание уделяется сюжетным заимствованиям фэнтези из мифологии. Миф помогает человеку достичь невозможного, правда зачастую лишь в собственном воображении.

Легенда

Однако не одни только мифы легли в основу фэнтези, но и их литературные наследники легенды и сказки.

Легенда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

Легенда — приблизительный синоним понятия миф; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.[2]

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

Сказка

Сказка (нем. Märchen, англ. tale, франц. conte, у русских до XVII в. баснь, байка) — рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. За исключением малых детей, в сказку не верят по определению.

Несмотря на конструктивное единообразие, современная сказка различает в себе несколько типов: 1) Сказка о животных — древнейший вид; он восходит частью к примитивным Natursagen, частью к позднейшему влиянию литературных поэм средневековья (вроде романа о Ренаре) или к рассказам северных народов о медведе, волке, вороне и особенно о хитрой лисе или ее эквивалентах — шакале, гиене. 2) Сказка волшебная, генетически восходящая к разным источникам: к разложившемуся мифу, к магическим рассказам, к обрядам, книжным. Например сказки о «Победителе змея», «О царствах золотом, серебряном и медном», «Хитрая наука», «Иван царевич и серый волк» и др. 3) Сказка новеллистическая с сюжетами бытовыми, но необычными: «Правда и кривда», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», «Маркобогатый. 4) Сказка легендарная, столь же поздняя, как и новелла. Она корнями ближе к мифам или к религиозной литературе исторических религий. Напр. «Бог в гостях у человека», «Пустынник и черти» и т. п. 5)Сказка детская, т.е. рассказываемая детьми, а часто и взрослыми для детей, — генетически очень сложна и не выяснена, но составляет особый жанр со своим строением и даже сюжетами. Например: «Петушок подавился зернышком», «Коза и козлята», «Теремок».[3]

§4. Фэнтезийная литература

Жанровая природа "фэнтези" восходит к миру средневековых легенд, эпических сказаний и мифологии. Само слово "фэнтези" в переводе с английского обозначает фантазию, вымысел, сказку. Появлению этого специфического жанра в литературе XX века содействовал ряд тенденций развития западной цивилизации. Основная подоплека восходила к спору о человеке и человеческой природе.

Вульгарный материализм, позитивизм и другие сциентические философские концепции объясняли человека в основном только как объект приложения внешних обстоятельств, т.е. природного и социального факторов. Идея научно-технического прогресса на рубеже веков воспринималась как абсолютная универсалия развития, в которой собственно человеку отводилось второстепенное место. Совершенствование науки и техники из средства постепенно оказалось целью прогресса. Тенденцию отчуждения человека от результата в процессе общественного производства заметил еще молодой Карл Маркс. Подобная роль для человека не могла не вызвать протест. Предупреждением прозвучали выступления разных философов и мыслителей (немца Фридриха Ницше, француза Анри Бергсона, русского Владимира Соловьева) об уникальности человека и недопустимости пренебрежения его феноменальностью. Они были предтечами философии человека, утвердившейся в нашем столетии.

В литературе человек всегда был основным предметом внимания. Поэтому не случаен тот всплеск интереса к внутренней жизни человеческой души в различных литературных направлениях и течениях начала века. Однако раскрытие свойств и качеств отчужденного индивида европейской цивилизации отнюдь не являло на всеобщее обозрение идеальный образец. Научная фантастика в качестве основного конфликта времени выдвинула столкновение человека с машиной и анализировала последствия технического прогресса. Для творцов же "фэнтези" спасение души от машинной цивилизации виделось в обращении к целостному, гармоническому миру, соединявшему в себе нераздельное единство человека с природой. Так, внешне неожиданно, возникла сказка как путь к цельности человеческого бытия. В прагматический век с приземленными целями она давала возможность показать все лучшее, в том числе и идеальное в человеке.

Мир фантазии изначально возникал как параллельный обыденному бытию человечества. Так появились Среднеземье Толкина, Нарния Клайва Льюиса, Земноморье Урсулы Ле Гуин... Обитатели этих миров или человек, в них попадающий, оказываются в предельно сложных ситуациях, требующих не только совершения мужественных действий и героических поступков, но, прежде всего, жесткого нравственного выбора. В этих книгах было возможно все — волшебники, драконы, магические кольца, оборотни и ведьмы, коридоры во времени и пространстве, т. е. весь арсенал волшебных сказок и древних легенд. Однако при всем полете воображения в этом трансформированном мифе неизменным было одно – человек должен оставаться самим собой. Более того, нравственная ситуация всегда требовала использования от героя своих лучших духовных качеств. Она была своеобразным экзаменом на звание Человека. Как и в старых сказках, добро побеждало, но одерживало верх именно как добро, без малейших уступок и компромиссов. Даже самая благородная цель здесь не оправдывала безнравственные средства. Основная задача "фэнтези" состояла в утверждении гармонии внутри человека, в победе над самим собой. Судя по популярности жанра, поставленная цель во многом достигнута. Дело остается за конкретным читателем.

Таким образом, фэнтези, будучи достаточно молодым, современным направлением, оказывается тесно связанным с гораздо более древними пластами культуры, в частности, мифологией, и именно мифология является основой для фэнтезийной литературы.[4]


Наши рекомендации