II. Закрепление изученного

1. На странице учебника в табличке подчеркните маленькие буквы, соответствующие заглавным.

– Попробуйте составить слова из букв 4-й строчки, а теперь из букв 2-й строчки.

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: только из одних согласных нельзя составить слова.

2. В классе висят таблички с представленными на них словами и слогами.

– Какое задание можно предложить?

(Вилы, гри, гул, горы, гу, гол, баллы, гал.)

– Найдите только слова.

– На какие группы их можно разделить? (Слова в единственном и во множественном числе.)

– Что можно сказать об оставшихся «словах»? (Это слоги.)

– Дополните слоги до слов.

3. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Тихо – (громко); весёлый – (грустный); сытый – (голодный); мелкий – (глубокий); редкий – (густой); чистый – (грязный); шершавый – (гладкий).

III. Итог урока.

– С какими звуками и какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Дайте характеристику новым звукам.

Урок 38. ЗВУКИ [Д], [Д'] И БУКВА Дд.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ПО ЕГО НАЧАЛУ.
МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ (Азбука, с. 44, «Я читаю.», с. 7)

Цель: познакомить со звуками [д], [д’] и буквой, которая их обозначает.

Ход урока

I. Работа над темой.

1. Послушайте отрывок из «Весёлой азбуки» С. Маршака.

Дятел жил в дупле пустом.

Дуб долбил, как долотом.

– А теперь из «Живой азбуки» Саши Чёрного.

Дятел в дуб всё тук да тук,

Дуб скрипит: «Что там за стук?»

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

– Какую букву могут «представлять» эти стихи?

– Слова дятел и дуб помогут нам узнать, какие звуки может обозначать буква Д.

2. Произнесите слово дятел, выделяя первый звук.

– Произнесите этот звук перед зеркальцем. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении, как проходит воздух через горлышко, каков характер его звучания? Сделайте необходимые выводы.

(При произнесении звука [д’] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Этот звук произносится мягко. Значит, он мягкий.)

– Произнесите слово дуб перед зеркальцем. Скажите, чем отличается расположение видимых органов речи при его произнесении от расположения их при произнесении звука [д’].

– Назовите тему нашего урока.

3. Перед вами буквы. Я буду указывать на любую из них. Если вы эту букву знаете, то хлопаете один раз, если не знаете – два раза.

– Как называется новая буква?

– Напечатайте её в своих тетрадях.

– На что похожа буква Д?

Этот домик – буква Д,

В домике – окошко.

Из трубы идёт дымок,

А в окошке – кошка.

Д – это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

В. Степанов

II. Закрепление изученного.

1. Работа с учебником (с. 44).

1) Рассмотрите рисунки.

– Назовите предметы, в словах которых находятся новые звуки.

Одна группа учащихся называет одушевлённые предметы, а другая – неодушевлённые.

– Назовите многозначные слова.

II. Закрепление изученного - student2.ru

2) Прочитайте, что написано под картинкой.

– Подчеркните слова.

– Дополните слоги до слов.

Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 7).

3) Чтение текста.

– Что можете сказать о прочитанном? (Рассказ не закончился.)

– Какое задание можно предложить к этому тексту? (Продолжить его.)

Дети рассказывают продолжение этого текста.

– Подчеркните в тексте букву, с которой познакомились сегодня на уроке.

– Назовите слова, в которых эта буква обозначает мягкий согласный (твёрдый).

Можно предложить детям выполнить это задание по вариантам.

II. Закрепление изученного - student2.ru

2. Самостоятельная работа.

1) Написать «спрятанные» слова.

2) Найти и записать «спрятанные» буквы.

Вместо этого задания можно познакомить детей с «закличками»
на с. 45 (верх) и поработать с ними.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Охарактеризуйте новые звуки.

– Какой буквой обозначаются эти буквы?

Урок 39. ЧТЕНИЕ ДЛИННЫХ СЛОВ.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ (Азбука, с. 45, «Я читаю.», с. 9)

Цель:упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами; формировать умение делить слова на слоги.

Ход урока

Наши рекомендации