II. Закрепление изученного
1. На странице учебника в табличке подчеркните маленькие буквы, соответствующие заглавным.
– Попробуйте составить слова из букв 4-й строчки, а теперь из букв 2-й строчки.
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д: только из одних согласных нельзя составить слова.
2. В классе висят таблички с представленными на них словами и слогами.
– Какое задание можно предложить?
(Вилы, гри, гул, горы, гу, гол, баллы, гал.)
– Найдите только слова.
– На какие группы их можно разделить? (Слова в единственном и во множественном числе.)
– Что можно сказать об оставшихся «словах»? (Это слоги.)
– Дополните слоги до слов.
3. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Тихо – (громко); весёлый – (грустный); сытый – (голодный); мелкий – (глубокий); редкий – (густой); чистый – (грязный); шершавый – (гладкий).
III. Итог урока.
– С какими звуками и какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
– Дайте характеристику новым звукам.
Урок 38. ЗВУКИ [Д], [Д'] И БУКВА Дд.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ПО ЕГО НАЧАЛУ.
МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ (Азбука, с. 44, «Я читаю.», с. 7)
Цель: познакомить со звуками [д], [д’] и буквой, которая их обозначает.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Послушайте отрывок из «Весёлой азбуки» С. Маршака.
Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
– А теперь из «Живой азбуки» Саши Чёрного.
Дятел в дуб всё тук да тук,
Дуб скрипит: «Что там за стук?»
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
– Какую букву могут «представлять» эти стихи?
– Слова дятел и дуб помогут нам узнать, какие звуки может обозначать буква Д.
2. Произнесите слово дятел, выделяя первый звук.
– Произнесите этот звук перед зеркальцем. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении, как проходит воздух через горлышко, каков характер его звучания? Сделайте необходимые выводы.
(При произнесении звука [д’] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Этот звук произносится мягко. Значит, он мягкий.)
– Произнесите слово дуб перед зеркальцем. Скажите, чем отличается расположение видимых органов речи при его произнесении от расположения их при произнесении звука [д’].
– Назовите тему нашего урока.
3. Перед вами буквы. Я буду указывать на любую из них. Если вы эту букву знаете, то хлопаете один раз, если не знаете – два раза.
– Как называется новая буква?
– Напечатайте её в своих тетрадях.
– На что похожа буква Д?
Этот домик – буква Д,
В домике – окошко.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке – кошка.
Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
В. Степанов
II. Закрепление изученного.
1. Работа с учебником (с. 44).
1) Рассмотрите рисунки.
– Назовите предметы, в словах которых находятся новые звуки.
Одна группа учащихся называет одушевлённые предметы, а другая – неодушевлённые.
– Назовите многозначные слова.
2) Прочитайте, что написано под картинкой.
– Подчеркните слова.
– Дополните слоги до слов.
Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 7).
3) Чтение текста.
– Что можете сказать о прочитанном? (Рассказ не закончился.)
– Какое задание можно предложить к этому тексту? (Продолжить его.)
Дети рассказывают продолжение этого текста.
– Подчеркните в тексте букву, с которой познакомились сегодня на уроке.
– Назовите слова, в которых эта буква обозначает мягкий согласный (твёрдый).
Можно предложить детям выполнить это задание по вариантам.
2. Самостоятельная работа.
1) Написать «спрятанные» слова.
2) Найти и записать «спрятанные» буквы.
Вместо этого задания можно познакомить детей с «закличками»
на с. 45 (верх) и поработать с ними.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Охарактеризуйте новые звуки.
– Какой буквой обозначаются эти буквы?
Урок 39. ЧТЕНИЕ ДЛИННЫХ СЛОВ.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ (Азбука, с. 45, «Я читаю.», с. 9)
Цель:упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами; формировать умение делить слова на слоги.
Ход урока